Казахстан в 1960 - 1980-х годах. Экономика в 1965 – 1970 гг. Осудив на октябрьском 1964 г. Пленуме ЦК КПСС волюнтаризм и субъективизм в решении всех вопросов внутренней и внешней политики, новое руководство страны первостепенное внимание уделило восстановлению дееспособности партии и партийно-государственного аппарата. 16 ноября 1964 года Пленум ЦК КПСС свернул партийную реформу 1962 года и постановил вернуться к предусмотренному уставом партии территориально- производственному принципу построения партийных организаций и их руководящих органов. В течение последующего месяца промышленные и сельские областные и краевые партийные организации были объединены. Одновременно были восстановлены единые советские органы.
В 1965 году в центре внимания стояли вопросы экономики страны. Было решено укрепить экономические отношения в обществе, поощрить материальный интерес как стимул общественного производства, начать стабилизацию экономики и сельского хозяйства.
24-26 марта 1965 года пленум ЦК КПСС обсудил неотложные меры по развитию сельского хозяйства СССР. С докладом по основному вопросу выступил Л.И.Брежнев. Он отметил ошибки в руководстве, которые подвели сельскохозяйственное производство к предкризисной черте: нарушение экономических законов и принципов материальной заинтересованности; субъективизм в планировании, финансировании и кредитовании сельского хозяйства; малые капиталовложения; необоснованные перестройки руководящих органов; многочисленные шаблонные указания сверху по агротехнике, структуре посевных площадей и другим вопросам; игнорирование знаний и опыта специалистов.
Подъем колхозного и совхозного производства был назван жизненно важной задачей. Мартовский (1965 г.) пленум ЦК поручил правительству СССР принять неотложные меры. Были подняты цены на сельхозпродукцию, введены надбавки за ее сверхплановую продажу, укреплена материальная база колхозов и совхозов, изменена налоговая политика. Были также приняты меры для внедрения хозрасчета в сельском хозяйстве, предусматривающий стимулирование труда. Пленум рекомендовал колхозам разработать новый примерный устав сельскохозяйственной артели взамен устава 1935 года. Пленум обошел молчанием вопросы развития личного подсобного хозяйства.
Стабильный долговременный план, хорошие цены, государственные кредиты – все это привело к временному ускорению сельскохозяйственного производства, снижению остроты продовольственного вопроса.
Но проблема села по-прежнему оставалась не решенной. Даже перевод ряда хозяйства в 1967 году на хозяйственный расчет не привел к коренному перелому. Усиление текучести кадров привело к регулярному использованию в сельском хозяйстве труда армии и горожан, а также приглашением рабочей силы из других республик. Так, во время уборочных работ в 1968 году в Казахстан было направлено 16 тыс. комбайнеров и несколько тысяч военнослужащих. Традиционным стало применение труда учащихся и студентов на сельхозработах.
Экономическая реформа 1965 года. Несмотря на впечатляющие успехи промышленного производства в годы семилетки, руководство страны решило реформировать и эту сферу экономики. Инициатором реформы стал Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин. 27 сентября 1965 года на очередном пленуме ЦК партии он обосновал ее необходимость и наметил основные направления в докладе «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства».
Серьезными недостатками в руководстве промышленностью Косыгин назвал
1) превалирование административных методов в ущерб экономическим;
2) ограничение самостоятельности предприятий большим числом плановых показателей, слабость системы материального поощрения работников и территориальный (совнархозовский) принцип управления, который сдерживал отраслевую специализацию, отдалил науку от производства, раздробил управление.
Основными направлениями экономической реформы 1965 года («реформы Косыгина») стали: возвращение к отраслевому (министерскому) принципу управления; перевод предприятий на хозрасчет (самоуправление, самоокупаемость, самофинансирование); сочетание государственного планирования с местной инициативой («встречным планированием»).
В октябре 1965 года решения сентябрьского пленума были конкретизированы в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства». С 1966 года основной формой государственного планирования вновь становился пятилетний план с распределением важнейших заданий по годам.
Число плановых показателей, спускаемых министерствами на предприятия, сокращалось до пяти. Основными стали объем реализованной (а не валовой , т.е. произведенной) продукции, размер прибыли, платежи в бюджет.
Для усиления роли прибыли в экономическом стимулировании труда правительство разрешило предприятиям создавать за счет прибыли и других собственных ресурсов поощрительные фонды. Они направлялись на развитие производства, материальное поощрение работников, социально-культурные нужды и жилищное строительство. Все это привело к тому, что в годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.) народнохозяйственный комплекс достиг наивысшего со времени введения плановой экономики индекса роста, эту пятилетку даже называли «золотой».
В Казахстане в 1966 году на хозрасчет было переведено 11 крупных предприятий. К концу 1967 года в республике на новых принципах хозяйствования работало уже 193 промышленных предприятия. К 1970 году уже более 80% всех промышленных предприятий были переведены на хозрасчет.
В 60-е годы в Казахстане было осуществлено широкомасштабное промышленное строительство, но вследствие сырьевого характера экономики республики преимущественное развитие получили добывающие отрасли. За период с 1961 года по 1970 год в Казахстане вступили в строй новые предприятия, цеха, а также были реконструированы и технически перевооружены 1709 объектов. Ускоренное развитие получили черная металлургия Соколовско-Сарбайского и Карагандинского комбинатов, Ермаковского завода ферросплавов; цветная металлургия на Лениногорском, Жезказганском, Павлодарском, Усть-Каменогорском комбинатах; нефтяные месторождения на Мангышлаке, который стал одним из значительных нефтяных районов. Крупнейшим поставщиком химической продукции был признан горно-химический комбинат Каратау. Казахстан давал около 90% общесоюзного выпуска желтого фосфора, 40% - кормовых фосфатов, до 70% - меди, цинка, свинца. Он занимал первое место в СССР по добыче хрома, третье – по добыче угля, железных и марганцевых руд.
Экономика в 1970-е – первой половине 1980-х гг. Экономическое развитие СССР в 70-е – первой половине 80-х годов определялось планами трех пятилеток – 9-й (1971-1975 гг), 10-й (1976-1980 гг), 11 – й (1981-1985 гг). Оно шло в условиях резкого усиления централизованного управления, роли центра в жизни общества, ограничения экономической власти республик и местных Советов.
Промышленность. Пятилетние планы социально-экономического развития составлялись с учетом того, что экономика Союза ССР превратилась к 70-м годам в единый народнохозяйственный комплекс, народное хозяйство всех 15 союзных республик составляло неразрывное целое. В этом видели главную экономическую гарантию нерушимости Советского Союза и дружбы народов СССР. Укрепление экономического могущества союзного государства было делом всех республик и велось в интересах всех республик, независимо от того, где создавались промышленные объекты.
Наращивание экономического потенциала осуществлялось за счет экстенсивного использования резервов республики, вовлечения в оборот сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. За период с 1970 года по 1985 годы общий объем промышленной продукции увеличился вдвое, а в машиностроении, химической промышленности – более чем втрое. Было введено около тысячи новых промышленных предприятий и цехов, в их числе Казахский газоперерабатывающий завод пластмасс в Шевченко, Карагандинский завод резино- технических изделий. Павлодасркий и Чимкентский нефтеперерабатывающие заводы, цех белой жести на Карагандинском металлургическом комбинате, Экибастузская и Ермаковкая ГРЭС, Капчагайская ГЭС, Жайремский горно-обогатительный комбинат и др. Сформировались территориально-промышленные комплексы: Мангышлакский, Каратау-Джамбулский, Павлодар-Экибастузский.
На территории Казахстана была развернута довольно обширная инфраструктура военно- промышленного комплекса. До распада СССР в Казахстане насчитывалось около 50 предприятий оборонного значения, большая часть которых входила в КЭМ ПО – Корпарацию электротехнических и машиностроительных предприятий оборонного комплекса. На этих заводах производилось до 18% боевых машин пехоты и бронированных машин, 11% всех артиллерийских систем, стрелковой оружие, оборудование для ВМС, торпеды и донные авиационно-корабельные мины, пусковые установки для тактических ракет SS – 21 (по натовской терминологии), ракетные комплексы береговой обороны, бортовая аппаратура для крылатых ракет, системы управления подводных лодок, химическое и биологическое оружие и т.д.1)
И все же, если рассматривать промышленность Казахстана в структурном разрезе, то нетрудно будет заметить ее сохранявшуюся сырьевую направленность. Сырьевая направленность экономики республики привела к тому, что в 70-80-е годы оставались слаборазвитыми перерабатывающая промышленность и производство товаров народного потребления. Поступало из других союзных республик, причем часто они изготавливались из казахстанского сырья.
Нарастание кризисных явлений в экономике выражалось в снижении темпов прироста промышленной продукции, уменьшении национального дохода. Планы развития страны не выполнялись. Если в 1970 – 1975 годы среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,4%, то в 1980-1985 годы – 3,8, а прирост национального дохода за эти же годы сократился с 4,4 до 1,4%. На этом фоне, в 1977 году, была принята новая Конституция СССР, в которой говорилось, что в СССР общество вступило в стадию «развитого социализма».
Командно-административные методы управления экономикой, игнорирование экономических стимулов, экстенсивное развитие, господство государственной формы собственности, отчуждение работников от средств производства, диктат центра привели экономику Казахстана в середине 80-х годов к кризису.
Сельское хозяйство. Кризисные явления нарастали и в сельском хозяйстве. Достаточно привести тот факт, что 1981-1985 годы фактически не произошло прироста валовой продукции сельского хозяйства. Посевные площади в республике были огромны, только зерновыми засеивалось более 25 млн. га, но в указанные годы стала проявляться устойчивая тенденция снижения их урожайности. В животноводстве производство продукции, за исключением птицы, было убыточным. Если в 1970 году удельный вес убыточных совхозов и колхозов составлял 15%, то в 1985 году – 51%. Например, поголовье овец с 1971 года по 1981 год выросло на 3,4 млн. голов, а в 1981-1985 годы рост почти прекратился; производство баранины в 1970 – 1985 годы сократилось на 19%, снизилась ее упитанность, в 80-е годы был широко известен так называемый «тощак», за которым выстраивались длинные очереди.
Противоречия и трудности, в том числе и бесхозяйственность, в сельском хозяйстве страны руководство пыталось компенсировать импортом продовольствия и зерна. Ежегодно СССР закупал за рубежом продовольствия на 3,8 млрд. долларов США. В 1985 году в СССР каждая третья булка хлеба, каждая вторая пачка макарон была из импортного зерна, закупленного в США, Канаде, Аргентине, Турции. За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном выражении более чем в 10 раз.
К началу 80-х годов сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии. Необходимы были решительные меры. В этой обстановке было принято решение о разработке специальной Продовольственной программы которую утвердил майский 1982 г. Пленум ЦК КПСС. Однако, как и прежде, программа, разработанная в рамках устаревшей системы управления, несла на себе следы застоя, половинчатости. Она не затрагивала главного звена в сельском хозяйстве – интересов крестьянства, преобразования экономических отношений в деревне, коренной перестройки хозяйственного механизма. В результате, несмотря на все принимаемые меры и постановления, продовольственная проблема значительно обострилась. К середине 80-х годов практически повсеместно было введено нормированное снабжение по ряду продуктов питания, снова появились карточки.
Уровень жизни народа. С середины 60-х годов партийно-государственное руководство во главе с Л.И.Брежневым
Леонид Ильич Брежнев взяло курс прежде всего на повышение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня людей. Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Все меньше людей продолжали жить в коммуналках и бараках. В обыденную жизнь входили телевизоры, холодильники, радиоприемники, другие коммунальные удобства. В квартирах советских людей появились домашние библиотеки. Менялась одежда, повышалась требовательность к ней.
Однако определенное повышение уровня жизни в условиях разлагающейся командно-бюрократической экономики имело и оборотную сторону.
Главной особенностью социально-экономического развития 1970-х – середины 1980-х годов стало резкое и общее падение темпов роста. За 15 лет темпы роста национального дохода и промышленного производства упали в 2,5 раза, сельскохозяйственного производства – в 3,5 раза, реальных доходов населения – в 3 раза. Темпы роста упали до уровня экономической стагнации (застоя), экономика подошла к предкризисному рубежу. ХІ пятилетка не была выполнена ни по одному показателю. В истории государственного пятилетнего планирования это был первый случай общего срыва плана.
С конца 1982 года новый Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов попытался исправить положение в экономике ужесточением трудовой дисциплины и широкомасштабной борьбой с «теневиками». Он превратил борьбу с хищениями в настоящую войну с «теневиками» и их покровителями. Из судебных дел начала 80-х годов в истории страны самым крупным стало «дело «Океан» - об экономических преступлениях в системе Министерства рыбного хозяйства СССР. К следствию было привлечено около 12 тысяч человек. Многие ответственные работники, не дожидаясь ареста и сохраняя честь семьи, кончали жизнь самоубийством. Министр А.А.Ишков был отправлен на пенсию. За ним в октябре 1980 года последовал и Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, лично курировавший управление внешних сношений Минрыбхоза, которое организовало вывоз «левой» продукции, а также драгоценных камней и металлов за рубеж. Главой правительства стал Н.А.Тихонов.
Андропов не просто наводил порядок. Он боролся за социалистическую законность за соблюдение Конституции СССР, запрещавшей частное предпринимательство. Выиграв несколько битв, он, тем не менее, проиграл войну с преступностью. «Дела», начатые новым генсеком, не были доведены до конца: ни «океанское», ни «ростовское», ни «московское», ни «хлопковое» и т.д.
Неизлечимая болезнь стала причиной недолгого пребывания Ю.В.андропова у власти. Он умер в феврале 1984 года, успев вктивно поработать на посту Генерального секретаря менее года, с ноября 1982 гоад до августа 1983 года. С его уходом определились две крайние точки зрения на теневую экономику. Одни считали ее «криминальной нишей» реальной экономики и настаивали на продолжении беспощадной борьбы с нею, другие – образцом высокого эффективного хозяйствования, скованного узами политической системы и уголовного законодательства.
Таким образом, кризисные явления в 70-80 –е годы нарастали во всех сфера жизни.