Туркестанский легион - Между немецкой свастикой и советской звездой (полемика) Туркестанский легион Аскар УМАРОВ
История - это прежде всего чья-то точка зрения. Советская идеология безапелляционно навязывала один-единственный подход к освещению событий прошлого; сейчас мы достаточно свободны в выборе позиции, и многое предстает в ином свете... Туркестанский легион - воинское подразделение, сражавшееся на стороне гитлеровской Германии в годы Второй мировой войны - еще ждет исторической оценки, свободной от идеологических построений.
Рождение
В первые месяцы Великой Отечественной войны сотни тысяч советских солдат оказались в плену. Среди них было немало казахов, узбеков, киргизов, представителей других центральноазиатских народов. Министр по управлению оккупированными территориями Третьего рейха Альфред Розенберг предложил под видом борьбы за освобождение мусульман Туркестана от власти Советов сформировать из этих военнопленных отдельные воинские части. Верховное командование германской армии поддержало эту идею.
15 ноября 1941 года при 444-й охранной дивизии вермахта началось формирование первой воинской части под названием "Туркестанский полк" из четырех рот. Естественно, что для более активного привлечения военнопленных в ряды создаваемого формирования требовались особая идеологическая работа и авторитетные вожди. Для этих целей и был привлечен находившийся в концлагере по обвинению в связях с британской разведкой белоэмигрант, один из руководителей партии "Алаш-Орда", бывший глава Кокандской автономии, казах по национальности Мустафа Шокай.
Мустафа Чокай В помощь ему был направлен узбек Вали Каюм. Они отправились по концлагерям, где выступали перед военнопленными: казахами, узбеками, киргизами и туркменами. Требования к поступавшим на службу не были слишком строгими. Так, например, сохранились свидетельства, что в "Туркестанский полк" вступали даже коммунисты и комиссары.
В итоге в феврале 1942 года в местечке Легионово (Польша) был создан учебный лагерь Туркестанского легиона. Всего было укомплектовано 24 батальона. Кроме того, в январе 1944 года была сформирована дивизия СС "Новый Туркестан" и Восточномусульманский полк СС.
Идеология и пропаганда
Основную задачу нового воинского соединения А. Розенберг видел в том, чтобы разжечь в тылу СССР сепаратистские настроения нерусских народов. Для этих целей был даже создан Туркестанский национальный комитет, которому отводилась роль национального правительства в "освобожденном" немцами Туркестане и в который подбирались из военнопленных те, кто имел опыт партийной и советской работы. Внутри самого комитета, по свидетельству историков, искусственно разжигались интриги, шла борьба за эфемерную власть между представителями разных национальностей.
Так, например, широко распространялся слух, что М. Шокай был отравлен, потому что не желал, чтобы солдаты-туркестанцы принимали участие в боях не за Казахстан. Возможно, это отравление - дело рук В. Каюма, ставшего впоследствии ханом Туркестанского национального комитета. По крайней мере, именно недоверием друг к другу в комитете можно объяснить то, что туркмены предлагали А. Розенбергу идею создания собственного правительства, а казахи решили объединиться с татарами и башкирами.
Между тем в целом внутренняя идеология строилась на единстве туркестанских народов и покровительстве Германии. Была принята поощряющая программа для особо отличившихся туркестанских солдат: их возили по Германии, знакомя с великим прошлым Третьего рейха. В мусульманских легионах была введена должность муллы. Военная и политическая подготовка солдат завершалась коллективной присягой и вручением национального флага, после чего батальоны отправлялись на фронт, а в освободившихся лагерях начиналось формирование новых частей.
Для легионеров издавались журнал "Милли Туркестан" и батальонная газета. Несколько человек разных национальностей работали на внешнюю пропаганду. По словам ветерана Великой Отечественной, полковника в отставке Али Изатова, для него было большим потрясением, когда он, отправившись по приказу политрука собирать немецкие листовки, прочел в одной из них на чистейшем казахском языке обращение земляков не воевать за интересы России. И не раз бывало, что немецкие самолеты разбрасывали листовки над теми частями Красной Армии, в которых служили выходцы из Центральной Азии.
За кого воюем?
Впервые на фронт солдаты Туркестанского легиона попали весной 1942 года, на астраханское направление. Части были приписаны к 6-й армии генерал-полковника Паулюса. Гитлеровское командование предполагало отсюда прорваться в Казахстан, где местные жители должны были с радостью встретить земляков и начать борьбу против коммунистов. В целом гитлеровцы высоко оценивали деятельность туркестанцев. В приказе командования 16-й мотодивизии от 7 января 1943 года отмечаются заслуги 450, 782 и 811-го туркестанских батальонов, завоевавших "почетное право носить немецкую форму". Но возможно, это было просто желанием армейских чинов выдать желаемое за действительное. Позже немцы перестали использовать легион на Восточном фронте: в частях действовали подпольные группы из бывших комиссаров и коммунистов, а потому легионеры сотнями переходили на сторону советских войск и партизан.
Туркестанцы были переброшены в Европу и Западную Белоруссию, где большей частью несли охранную службу. Легионеры использовались в борьбе с белорусскими и словенскими партизанами, участвовали в подавлении Варшавского восстания и одними из первых приняли бой с англо-американскими войсками. После этого Туркестанский легион, понеся тяжелые потери, перестал существовать как полноценная боевая единица.
Попытки легионеров перейти на другую сторону оказывались не всегда удачными. К примеру, в Словакии 1-й Восточномусульманский полк СС под командованием оберштурмфюрера А. Азимова перешел на сторону партизан, но из-за начавшихся репрессий вскоре был вынужден вернуться обратно к немцам. Легионеры пытались также перейти на сторону участников Пражского восстания, но были отвергнуты чешскими коммунистами.
Бои на германском Западном фронте оказались последними для легиона. Затем туркестанцев стали использовать в строительных, железнодорожных, транспортных и прочих вспомогательных подразделениях, обслуживавших действующую германскую армию, но не принимавших непосредственного участия в боевых действиях.
В глубоком тылу
Германское командование никогда не оставляло надежд поднять восстание в Центральной Азии. Сначала существовал план прорыва через территорию Афганистана в Туркмению и создания там бутафорного правительства. Однако эта затея провалилась в связи с активизацией советских войск в Иране.
В 1943 году немцы сформировали самостоятельное спецподразделение "Алаш" под командованием А. Агаева, которое готовили для заброски в Казахстан с диверсионным заданием. 3 и 6 мая 1944 года две боевые группы "Алаша" десантировались в Жилокасинском районе Гурьевской области. По замыслу немецкой разведки, соединившись здесь, объединенная группа должна была приступить к выполнению следующих задач: установить связи с враждебными элементами и дезертирами из числа местного населения для организации в тылу восстания, проводить диверсии на нефтепромыслах и транспорте. Для ведения профашистской агитации в тылу группа была снабжена 2864 листовками на казахском языке, типографским станком, набором шрифтов, красками, готовыми клише антисоветских карикатур, а для легализации на территории Казахстана имелось 130 чистых бланков и свыше 120 печатей различных госучреждений. Но самолет с диверсантами был замечен, и местное управление НКВД взялось за их поиски. Операция завершилась тем, что пять человек из парашютного десанта были убиты в бою, девять захвачены живыми. Оставшийся в живых радист группы до окончания войны работал на СМЕРШ, передавая немцам дезинформацию.
Made in USSR
После окончания войны туркестанских легионеров ждали лагеря. Некоторых завербовали американские и британские спецслужбы, кому-то удалось бежать в Турцию, другие страны. Уже после войны в Алматы был устроен показательный суд над 600 легионерами. Позже вышла в свет книга заместителя председателя Кустанайского городского КГБ Серика Шакибаева "Падение Большого Туркестана". В ней М. Шокай и его сподвижники однозначно представлены как предатели своего народа.
После декабрьских событий 1986 года новый руководитель КазССР Геннадий Колбин решил уделять казахской интеллигенции больше внимания. Для этого нередко организовывались встречи с представителями интеллектуальной элиты республики. На одной из них в 1987 году писатель Ануар Алимжанов поднял вопрос о новом подходе к проблеме Туркестанского легиона и реабилитации его основателя М. Шокая. Но руководители еще Советского Казахстана решили оставить этот вопрос без рассмотрения.
Как свидетельствует Вера Сидорова, бывший заместитель председателя Президиума Верховного Совета сначала КазССР, а потом и Республики Казахстан, вопрос о М. Шокае поднимался и позже. Однако никто из экспертов не смог дать вразумительной оценки, а запросы в КГБ остались без ответа.
В прошлом году вопрос о Туркестанском легионе был поднят историком, членом Комиссии сената по реабилитации жертв политических репрессий Бахыт Садыковой. Правда, как нам сообщили в пресс-службе верхней палаты парламента, подобный вопрос еще не рассматривался. В Министерстве обороны тоже дали отрицательный ответ.
Немецкий историк Патрик фон Сюн Мюлен в своей книге "Между немецкой свастикой и советской звездой" пишет, что оставшиеся в живых немногочисленные туркестанские легионеры сегодня живут одной надеждой - хотя бы перед смертью увидеть родную землю. Вопросов, требующих от историков четких ответов, немало: что на самом деле побуждало военнопленных вступать в Туркестанский легион? Какова судьба большинства из них? Сколько солдат благодаря легиону выжило в концлагерях, а затем сумело перейти на сторону Красной, а затем и Советской Армии?
Пока можно лишь констатировать, что на фоне популяризации личности и трудов М. Шокая проблема Туркестанского легиона почему-то замалчивается. В казахстанских учебниках истории о нем либо дано всего несколько строк, либо не упоминается вовсе. Между тем непредсказуемая История перекинула мостик от Туркестанского легиона непосредственно в нашу действительность: оказывается, портрет хана Абылая, красующийся на купюрах достоинством 100 тенге
Бонистика Казахстана , был бережно сохранен одним из работников журнала "Милли Туркестан" М. Айтбаевым.
Им нет прощения?
Сегодня в нашем обществе существуют различные мнения относительно реабилитации солдат Туркестанского легиона. Конечно, в первую очередь важно, как к этому относятся их сверстники - ветераны Великой Отечественной войны.
К примеру, председатель Ассоциации узников концлагерей Павел Чередниченко считает, что реабилитировать легионеров нельзя, что среди них были исключительно пособники гитлеровцев. Даже когда они переходили на сторону Красной Армии, то начинали вести в тылу подрывную работу. Председатель городского Совета ветеранов Владимир Лукоянычев даже не стал размышлять на эту тему, упомянув лишь, что во время войны ему довелось расстреливать как солдат Туркестанского легиона, так и Русской освободительной армии генерала Власова.
Многие ветераны также отказываются что-либо обсуждать в связи с возможной реабилитацией легионеров. По словам ветерана Веры Сидоровой, даже сегодня трудно простить тех, кто предал идеалы советской Родины. Но с другой стороны, участник войны признает, что о самом основателе Туркестанского легиона М. Шокае еще многое неизвестно. Возможно, создавая воинское соединение в составе германских войск, он преследовал несколько иные цели, чем служба фашистам. Тем не менее, считает В. Сидорова, вопрос о реабилитации легионеров можно будет поднять только тогда, когда уйдет в мир иной нынешнее поколение ветеранов.
Полковник в отставке ветеран А. Изатов колеблется.
- После распада СССР национальное самосознание стало выдвигаться на передний план, и многие страницы истории трактуются по-новому. Взгляды М. Шокая созвучны с сегодняшними идеями независимости, поэтому утверждать что-либо однозначно о Туркестанском легионе трудно, - говорит он.
*****
Трагедия "Большого Туркестана"... Нагима САГАНДЫКОВА, зав. отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения МОН РК, д.ф.н.
Спустя три десятилетия после появления небезызвестного сочинения С. Шакибаева "Падение Большого Туркестана" увидела свет книга Б. Садыковой "История Туркестанского легиона в документах". В чем разительное отличие этих трудов друг от друга, хотя они освещают один и тот же период истории?
На наш взгляд, следует ответить так: первая книга написана по заказу КГБ и соответствует советской идеологии, вторая - по велению времени и сердца, к тому же она построена исключительно на первоисточниках, архивном материале, без прикрас и субъективизма. В последнее десятилетие ХХ века стала заметной гуманизация общества, что, в свою очередь, требует глубокого осмысления и изучения истории, анализа и переоценки событий, явлений, формаций, прежних идей и идеологий. В этой связи обращение к проблемам Туркестанского легиона Б. Садыковой, владеющей западноевропейскими языками, является вполне закономерным, своевременным поиском.
Автор впервые рассматривает Туркестанское национально-освободительное движение (НОД) в положительном аспекте, объективно оценивая суть идеи, которой руководствовались деятели этого сообщества, и в первую очередь Мустафа Шокай - юрист, политик, журналист.
Вступительное слово к работе Б. Садыковой написано известным общественным деятелем, доктором юридических наук, профессором Мухтаром Кул-Мухаммедом, где сказано: "С обретением независимости нашим народом, с утверждением суверенного демократического государства в Казахстане отечественная наука получила возможность открыть доступ к "запретным островам" казахской истории. Одним из таких "островов", опасных для любого исследователя, была история Туркестанского легиона, созданного на территории Европы в период Второй мировой войны. Более полувека советская идеология представляла его основателем Мустафу Шокая, главу Кокандской (Туркестанской) автономии, находившегося с 1918 года в эмиграции".
Следовательно, тема Туркестанского легиона и неразрывно упоминаемое в этой связи имя М. Шокая были в СССР идеологическим табу.
Появление справедливой, без прикрас документальной книги о М. Шокае является большим событием в общественной жизни нашего государства, а также в его историографической, политологической науке. Неоспоримым достоинством работы можно назвать материалы, введенные впервые в научный оборот, их перечень состоит из тридцати восьми названий. Эти документы были строго засекречены и ранее хранились в архивах Германии и Франции. Именно они отражали истинное положение многих вещей, которые десятилетиями представлялись в черных красках и были преданы вечному забвению.
В книге раскрывается феномен М. Шокая как лидера национально-освободительного движения, что достигнуто благодаря трудам видных западных исследователей, высказывавшихся о сути и стратегии НОД. Политические аналитики и теоретики на протяжении многих лет подтверждают правильность тактических и стратегических средств, избранных М. Шокаем, а именно создание Туркестанского НОД в Европе. По его замыслу, это движение должно было на конечном этапе сомкнуться с силами сопротивления, действовавшими внутри Туркестана.
Весьма ценным в работе является представленное разъяснение и характеристика понятия "национализм", которое определяется совокупностью нациообразующих признаков: чувство любви к Родине, волеизъявление народа о строительстве и развитии своего независимого государства, политическая доктрина и т.п. Думается, что Б. Садыковой, как автору умной и весьма познавательной книги, будут благодарны и признательны не только те, кто хорошо знал Мустафу Шокая и долгие годы ждал голоса Истины о нем, но и те, кто, может быть, впервые понял, каким был этот человек, безжалостно оклеветанный и павший жертвой во имя своих светлых идей.
На наш взгляд, правительство Казахстана имеет все основания принять постановление о гражданской реабилитации М. Шокая и его соратников, боровшихся за самоопределение нации, за честь и достоинство своих соотечественников. Того требуют время и память, если хотите, Высший Разум и многострадальные души безвинно погибших людей, растерзанных в концлагерях фашизма.
Постоянный адрес статьи -
http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1042354140