Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 860
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 13:35. Заголовок: Шалкииз (Шалгез) - жырау


Шалкииз
1465-1560

Шалкииз (Шалгез) -происходил из ногаев, по другим преданиям - из поколения куяс рода алшин, жил при Битемир-хане (Темир-бие), затем сражался под предводительством Орака и Мамая. Есть предания, которые сближают в едином времени Шалкииза и ханов Абулхаира, Аз -Жанибека , т.е. связывают жизнь и творчество этого жырау с образованием казахской народности. Шалкииз - выходец из среды военной аристократии. Он прежде всего выдающийся поэт-мыслитель, на творчество которого оказала определенное влияние его политическая .деятельность в качестве советника хана Темира. Но он отстаивал свое право на независимое суждение и достоинство как личности, открыто заявляя, что не потерпит никакого принижения со стороны хана. Высокий авторитет последнего он стремится утвердить, причисляя его по древней традиции к избранникам неба. Деяния хана будут, но его мнению, достойны его предназначения, если он будет добросовестно служить народу, думая о его нуждах, проявляя праведливость, мудрость и осмотрительность, тем самым вызывая со стороны народа искреннее признание. Богоизбранность правителя сочетается у Шалкииза с отрицанием наследования благородства. Он допускает как рождение никчемного человека от великого предка, так и талантливой яркой личности от простолюдина - "прекрасного жеребца от простой кобылицы".

Шалкииз, чьи песни связаны со смутным временем распада и новообразований в общественной и государственной жизни тюркских племен, с их борьбой против калмыков, творит в атмосфере неустойчивого, зыбкого существования родов и племен, и центральная тема его назиданий, обращенных к правителям и батырам, -призывы к объединению племен, к походам и битвам.

В песнях этого жырау постоянны мысли о необходимости батырства, об опоре на военную мощь правителей и племен. Батыры, их стойкость, отвага, воинское искусство - идеал Шалкииза. Есть песни, приписываемые Шалкиизу, где батырами называются Косай, Таргын, Мамай…Идеальные черты батыра, которые он определяет для себя: его скакун должен обогнать других, кольчуга уподобиться крепости камня, шлем сверкать луной, а жена быть красавицей. Шалкииз обращается к тардиционному героико-эпическому ряду символов и сравнений: верблюд, сокол, лев. Героико-эпическое начало специфично для приписываемых ему наставительных песен и вплетается в увещевания, сочетаемые с прославлением его повелителя. Опальный Шалкииз уговаривает Битемира остаться оплотом ногайцев, не ездит в Мекку. Он уподобляет Хана мече, боевому скакуну, соколу, а остальных - мышелову. Шалкииз долгое время при дворе Темира, затем при Юсуфе был изгнан со двора. Особое место в его творчестве занимает "мактау", особенно Темира- воплощение идеала правителя. Обращаясь к нему он применяет эпитеты: мой повелитель Темир, мой повелитель султан: Ты золото -я грош, Ты шелк -я шерсть, ты султан - я раб. Есть пышные преувеличения типа "Ты моя Кааба", сопровождаемые крайностями психологического состояния самого певца: он при виде Темира от восторга сходит с ума.

Большую роль в формировании индивидуальности человека играет внутреннее стремление к "вершинам" и удача встречи с "честными, хорошими людьми, у которых здоровое слово", которые могут стать "опорой". "Подружишься с плохим - позора не оберешься". "Нормальное развитие" для него такое, когда человек способен преодолеть "собственные нездоровые мысли" и "справится с трудными задачами".

Главные этические ценности как для отдельного человека, так и для народа Шалкииз видит в чести и стремлении к свободе. Последнее он олицетворяет в священной птице - сункар (соколе). Мудрость и "здоровое слово" Шалкииз причисляет к вечным духовным ценностям, ставя их превыше тех целей, к которым "плохие люди" стремятся из "зависти к хорошим". К сожалению, дурной пример обладает подчас, считает Шалкииз, большей притягательной силой, "заражая хороших людей".

Хотя поэтическое творчество Шалкииза не дошло до нас в полном виде, то, что доступно, говорит о глубине его чувств мыслей и мастерстве его передачи.

Ныне мы имеем 14 во многом дублирующих рукописей и публикаций песен Шалкииза, наример, "Первое сказание Би Темиру ", "Уговор Би Темиру, чтобы он воздержался от паломничества", Алай жаным" Эдилим, "Жаржагалап коп журме", "Не болды?", "Байтерек".



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 6 [только новые]


администратор


Пост N: 874
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.08 23:45. Заголовок: Шалкииз-жырау Тленши..


Шалкииз-жырау Тленшиулы
(1456-1560 гг.)

Шалкииз-жырау Тленшиулы — казахский поэт-сказитель, батыр и воин.
Отец Шалкииза — Тленши — был крупным феодалом-аристократом своего времени, а мать - дочерью Мусы — великого бия Ногайской Орды. Лишившись матери в возрасте 3-х месяцев, Шалкииз воспитывается у деда со стороны матери. Будучи выходцем из среды кочевников-аристократов, Шалкииз с первых дней своей жизни рос и воспитывался в высшем свете. Данное обстоятельство повлияло на формирование его личности и его поэзию.
Тот факт, что в его роду со стороны отца никогда не было биев, сильно коробило тщеславного и властолюбивого Шалкииз-жырау, и поэтому он всегда стремился обрести власть над самими властьимущими. Властолюбивый нрав Шалкииз-жырау нашел отражение в рассказах о нем и в самом его творчестве.
Из творчества Шалкииз-жырау до нас дошло около 600 строк. По всей видимости, это лишь небольшая часть творческого наследия поэта, но, тем не менее уже она свидетельствует о незаурядном таланте Шалкииза, раскрывает направление, тематику и особенности его поэзии. Шалкииз-жырау был самым прославленным поэтом своего времени. До революции 1917 г. его творения вошли в 12 песенных сборников и хрестоматий. Для того времени это была астрономическая цифра. Шалкииз-жырау является первым из казахских поэтов-сказителей, которые были переведены на русский язык. Творчество Шалкииза высоко оценивали русские ученые и исследователи того времени. Песни Шалкииз-жырау, посвященные Тимур бию, переиздавались четыре раза в разных сборниках и периодической печати.
Шалкииз-жырау также являет собой классический пример создателя и носителя казахского импровизаторского искусства. Но философская глубина многих произведений поэта, требовавшая долгих размышлений и неустанной работы мысли, наводит на мысль о том, что они подвергались последующей доработке и не являются плодом чистой импровизации.
Шалкииз-жырау - новатор. Он является основателем философского направления казахской поэзии. Произведения Шалкииз-жырау отличаются своей философской афористичностью. Он является автором многих афористических выражений, которые в последующем превратились в пословицы и поговорки.
Произведения Шалкииз-жырау дошли до нас не во всей своей полноте, и поэтому нельзя говорить о какой-либо цельной, сформировавшейся философской концепции поэта. Однако некоторые отрывки из его поэтических произведений позволяют нам судить о его взглядах на общество и человеческую жизнь.
Большую часть своей жизни Шалкииз-жырау провел при дворе правителя Ногайской Орды - Тимур бия. После смерти последнего Шалкииз-жырау находился рядом с Мамаем и его младшим братом Жусупом - одними из влиятельных людей Ногайского ханства. В развернувшейся борьбе между Исмаилом и Жусупом Шалкииз-жырау остается на стороне последнего. Но позже, в результате провокационной политики Исмаила Жусуп отталкивает от себя Шалкииза, и поэт отдаляется от своего покровителя. Последние годы своей жизни Шалкииз-жырау проводит в казахском государстве при Хакназар-хане.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 1
Зарегистрирован: 03.12.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.09 23:05. Заголовок: Ногай


Айдарлы,
С‰йеніш хандыќ дєрежесі болѓан,...
С±лтансары,
Арыстанбек,
Тіленші,
Шєлкез жырау,
Бержаќай,
Жанѓабыл,
Бекболат,
Аружан,
Ќараша,
Ќалманбет,
Саќа,
Саќ,
Сємес,
Ќ±дайберді,
Ќара,б±л атадан кµп ±рпаќ бар.
Єлдей,
Арќай,
Оразаќай,
Бозай,
Наурызалы,
Биарыстан,
Єбділкєрім,
Жарќаш,
Ќ±маш,
єкем (Ємірѓалй)Амырхан,
µзім Жас±лан,


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 2
Зарегистрирован: 03.12.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.12.09 23:09. Заголовок: Аталыќ ; Тањбасы -Т‰йе; ¦раны:Айдарлы.


Аталыќ ; Тањбасы -Т‰йе,±раны-Айдарлы. Айдарлы-С‰йеніш хандыќ дєрежесі болѓан,єулие.-...С±лтансары-Арыстанбек-Тіленші-Шєлкез жырау-Бержаќай-Жанѓабыл-Бекболат-Аружан-Ќараша-Ќалманбет-Саќа-Саќ-Сємес-Ќ±дайберді-Ќара-Єлдей-Арќай-Оразаќай-Бозай-Наурызалы одан Ќараш,Биарыстан,Жанарыстан. Ќараштан-Жан±заќ-Ѓ±мар Ќараш,Єшекен,Ќаден,... Ѓ±мардан-Ќадір... Биарыстаннан-Єбділкєрім-Жарќаш-Темеш,Ќ±маш. Темештен-Хизами,Ќабдол,Ќайып,М±ќанбет. Ќ±маштан-Шєріпќали,Ємірѓали.Шєріпќалидан-Ж±мабай,Серік,Ж±матай. Серіктен-Дємир,Тимур. Ж±матайдан-Ренат,Марат,Талѓат.Ємірѓалидан-Жас±лан,Ханат. Ханаттан-Н±рдєулет. Жанарыстаннан-Єубєкір,Ыќсан,Ќєдірєлі.Ыќсаннан-Білєл-М±стахим(1926-1993)Ќоѓам ќайраткері Орал Ќаласында. (Ѓ±мар Ќарашты тєрбиелеп µсірген Єбділкєрім±лы Жарќаш.Батыс Ќазаќстан облсы, Жєнібек ауданы,Жєнібек ауылы.¦рпаѓы осында.)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 3
Зарегистрирован: 03.12.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.09 23:55. Заголовок: Тањба


W т‰йе тасќа ќашалѓан

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 4
Зарегистрирован: 03.12.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.12.09 00:14. Заголовок: Ру


Руымыз:Ќояс. Оразаќай ќояс, кењестер одаѓы кезінде айтќызбаѓан. Ќазір,Єжі Ќояс деп айтылады.Осы рудан
барлыќ ќоястар тарайды,Ќояс рулары бір атадан тарайды мен жазѓан аталардан. Ѓ±лама Ѓ±мар Ќараш меніњ атам.
Меніњ Жарќаш Атамныњ ќолында тєрбиеленген,оныњ жолдасы Балќаш ана Ѓ±мар Ќарашќа діни білім берген, тєрбиелеп µсірген.Жарќаш ата,Балќаш ана ќажылыќќа барѓан адамдар.Ќ±рќ±дыќта мешіт ашќан.Осында Ѓ±мар Ќарашты тєрбиелеген,оќытќан,осы жерде ол молда болѓан бала оќытќан 5 жылдай.Ноѓайлыныњ 12 ата бай ±лы.
Мен мектепте м±ѓаліммін.Ќ±машев Жас±лан Амырхан±лы.(Ємірѓалй). Бат.Ќаз обл. Жєнібек ауданы.
JasulanKA@megaline.kz

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 13.08.15
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.08.15 02:11. Заголовок: Аталыќ ; Тањбасы -Т‰йе; ¦раны:Айдарлы.


45.Аланху,
44.Боданжархан,
43.Б±ќа,
42.Датуменхан,
41.Ќайдухан,(Ќайдахан)
40.Байс±њќар,
39.Т‰мен,
38.Нотаќын,
37.Мањѓыт,
36.Ќ±тты,
35.Ќабаби,
34.Едіге 1387 жыл,
33.Наурыз,
32.Баќас,
31.Муса,
30.Ысмайыл,
29.Дінбай,
28.Тінекей,(Тінєлі)
27.Абдол би, (Айдарлы лаќап аты)
26.С‰йеніш би дєрежесі болѓан,...
25.Ќазтуѓан жырау,
24.Манаш батыр,
23.Т‰яќ батыр,
22.Ќ±яс (Тіленші лаќап аты),Ќояс руы осы атадан шыќќан орстанып аталып кеткен.
21.Шєлгез жырау,
20.Ержаќай,
19.Жанѓабыл,
18.Бекболат,
17.Аружан,
16.Ќараша,
15.Ќалманбет,
14.Шаќа,
13.Саќ,
12.Сємес,
11.Ќ±дайберді, Ќази
10.Ќара,б±л атадан кµп ±рпаќ бар.
9.Єлдей,
8.Арќай,
7.Оразаќай,
6.Бозай,
5.Наурызалы,
4.Биарыстан,
3.Єбділкєрім,
2.Жарќаш,
1.Ќ±маш,
єкем (Ємірѓалй)Амырхан,
µзім Жас±лан,1964 жылѓымын.
1980 жылдары аталарымыз Біз Ноѓайлыныњ Ќ±яс руымыз (Ќояс орша айтылып кткен деді).Ќоянсы деп аталатын ќоныста аталарымыз кµбейіп таралѓан, ќастарында Ќ±мыќ деген кµл су болды ќазір о су жоќ кµл ќ±рѓаќ ќазір бар.Маѓан єкем апарып кµрсетті. Т±раќтары ќазір Ќоянды деп аталады.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 39
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом