Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 976
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 21:21. Заголовок: Санжар Асфендияров


Санжар Сейтжапарович (Джафарович) Асфендияров
(1889-1938 гг.)



Государственный и общественный деятель, видный ученый-историк.
После окончания Ташкентского реального училища поступил в Петербургскую военно-медицинскую академию, которую окончил в 1917 г. Санжар учился на стипендию Военно-морского министерства. Это обязывало его в дальнейшем нести тяготы военной службы: сначала в Термезе, затем на фронте в качестве военного врача Туркестанского полка. Под Лодзью он попал в германский плен, в начале 1916 г. в результате обмена военнопленными через Швецию возвратился на родину. После Февральской революции Асфендияров участвует в работе Советов в Термезе и Бухаре, избирается в Ташкентский областной, а затем окружной Совет рабочих и солдатских депутатов. В Ташкенте участвует в организации первого Совета мусульманских рабочих депутатов. Участвует в боях на Закаспийском фронте.
В 1919 г. Асфендияров назначается народным комиссаром здравоохранения, в 1920 г. — наркомом земельно-водного хозяйства Туркестанской АССР.
Деятельность Асфендияров всегда была связана с социально-экономическими и культурными преобразованиями в Казахстане и Средней Азии. Являясь руководящим работником, он был ценным и редким специалистом, хорошо разбиравшимся в особенностях быта, вопросах истории и культуры народов Востока. В связи с этим с 1921 по 1922 гг. Асфендияров является представителем Туркестанской республики в Москве, одновременно — членом коллегии Совнаркома РСФСР по национальным вопросам. Как опытного аграрника, его включают в состав Особой комиссии ВЦИК по землеустройству.
В декабре 1922 г. делегат X Всероссийского съезда Советов Асфендияров поддержал решение об образовании СССР. В 1923 г. Асфендияров снова возвращается в Ташкент, где, наряду с работой в Наркомздраве и Наркомземе, является секретарем ЦК Компартии Туркестана. В 1924 г. он был избран в состав Среднеазиатского бюро РКП (б). В 1925 г. — заместитель секретаря и член Президиума ВЦИК.
В период работы в Москве раскрывается новая грань таланта Асфендияров — его активная научно-поисковая деятельность в области истории, которая стала определяющей в дальнейшем творчестве ученого. С первых дней пребывания в Москве он сотрудничает с Институтом востоковедения при ЦИК СССР, преподает во 2-м МГУ. В эти годы Асфендияров часто встречается с представителями зарубежного Востока. Признанием научных заслуг Асфендияров явилось то, что в 1927 г. его назначают директором Института востоковедения и ему присваивается звание профессора МГУ.
Наиболее плодотворный период жизни и деятельности Асфендияров — с 1928 по 1937 гг., который протекал в Казахстане. В этот время он отдает много сил делу организации первых высших учебных заведений и науки в республике. С 1928 по 1931 гг. Асфендияров — первый ректор Казахского педагогического института. В 1931-1933 гг. работает народным комиссаром здравоохранения и заместителем наркома просвещения КАССР и возглавляет Алматинский медицинский институт, который в настоящее время носит его имя.
Асфендияров внес важный вклад в развитие академической науки Казахстана. В 1931-1933 гг. он является заместителем председателя Казахстанской базы АН СССР, возглавляет комиссию научной консультации и пропаганды, историко-археологическую комиссию, комиссию казахского словаря и, кроме того, является заведующим сектором истории Казахского научно-исследовательского института национальной культуры.
Автор многих работ по истории Казахстана, он являлся также способным исследователем-филологом и писателем. Написал повесть "Шатер мира" о жизни народов Востока, статьи о казахском эпосе и национальной культуре. В Алматы память об Асфендияров увековечена в названии улицы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор


Пост N: 977
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 21:36. Заголовок: Загадка Санжара Асф..


Загадка Санжара Асфендиярова
Биография одного из великих ученых Казахстана

Галия Шимырбаева,
"Новости недели", 2002 г., № 16

Что мы знаем о Санжаре Асфендиярове, кроме того, что он - автор первой "Истории Казахстана" Выдержка из книги С.Асфендияроваи первый нарком здравоохранения республики? Разве только то, что он, сын обедневшего и никому не известного казахского султана, на последние гроши поехал учиться в Санкт-Петербургскую военно-медицинскую академию. "Но откуда у сына степняка столь глубочайшие образованность и культура, блестящее знание как тюркских, так и европейских языков? - не переставали удивляться историки. - Разве можно достичь этого пятью годами учебы в академии?" Одна из тех, кого насторожил этот парадокс, - кандидат исторических наук Ирина Викторовна Ерофеева. Она и поведала корреспонденту "НН" о своей версии.

- Изучая историю Казахстана XVIII века и первой половины XIX века, я стала находить упоминания о предках Санжара Асфендиярова как в центральных государственных архивах Казахстана и Узбекистана, так и в подвалах и фондах Государственного исторического музея Российской Федерации. И в какой-то момент произошло очень интересное открытие. Утверждение о том, что он был сыном обедневшего султана, оказалось несколько упрощенным. Санжар Асфендияров, как выяснилось, был прямым потомком хана Абулхаира. Документальное подтверждение этому найдено во многих и многих документах. В том числе и в биографической записке его отца, генерал-майора русской армии Сейтжапара Асфендиярова.

...Как известно, у хана Абулхаира было семь сыновей. Пять - от ханши Бопай, один - от башкирской жены и самый младший - от калмычки. Четвертый по счету, Айшуак-султан, с 1797-го по 1805 год был ханом Младшего жуза. Согласно родословной схеме потомков Абулхаира, составленной российским ученым Алексеем Левшиным в 1830 году (схема была обнаружена заведующим кафедрой Санкт-Петербургского института стран Центральной Азии Турсуном Султановым, а затем передана мне), а также по личным письмам султана Айшуака, у него было 16 сыновей. Четвертому сыну - Сыгалы, прадеду Санжара Асфендиярова - еще в царствование императора Александра I была пожалована в пользование дельта Амударьи с кочевавшими там каракалпаками.

После смерти Сыгалы в конце первой четверти XIX века (точная дата рождения и смерти неизвестна) на арену выходит его сын Асфендияр Сыгалин, чрезвычайно яркая фигура в политической жизни Казахстана того времени. Здесь надо отметить, что когда нужно было кого-нибудь назначить на должность дистаночного начальника или султана-правителя, в Оренбургской пограничной администрации составлялись своего рода досье или заводились личные дела. Учитывались самые разные факторы, причем не столько преданность царскому правительству, сколько то, какое влияние имел этот человек на своих соплеменников.

В одной из характеристик, составленной на Асфендияра Сыгалина оренбургскими чиновниками, указывалось, что он "богат, бойкого ума, хороших способностей, знает татарскую грамоту, то есть письменность тюркскую. Довольно хорошо говорит по-русски. Между казахами известен как самый красноречивый. Характера решительного, нехитрого, вспыльчив и иногда горд, тщеславен, тароват и щедр". В этой и других характеристиках непременно указывается, что он материально очень обеспеченный человек.

Асфендияр Сыгалин был, безусловно, человеком умным и предусмотрительным. Он прекрасно понимал, что условия в степи изменились и для того, чтобы его детям и внукам выбиться в люди, добиться успеха и известности, необходимо хорошее образование. Это понятие включало в себя как приобретение европейских светских знаний, так и культуры Востока. Поэтому в 1856 году он определяет Сейтжапара - одного из своих пятерых сыновей - в школу при Оренбургской пограничной комиссии, которая была учреждена специально для детей казахских султанов в 40-е годы XIX века. Из них должны были готовить политическую управленческую элиту.

Сейтжапар проявил выдающиеся способности в этой школе. По окончании четырехлетнего курса он был оставлен в качестве репетитора, потом взят на службу, а в 1867 году, после завоевания Российской империей территории Южного Казахстана, перевелся в Туркестанский край и служил в штате туркестанского генерал-губернатора.

Мне удалось обнаружить его послужной список 1907-1908 годов, и те данные, которые имеются в нем, не подтверждают того, что он был обедневшим султаном.

Сейтжапар Асфендияров, как свидетельствуют документы, был одним из четырех казахов, которые получили до революции звание генерал-майора русской армии. Чрезвычайно высокий чин даже для самих русских, не говоря уже об "инородцах". Его знал император Николай II. В послужном списке указывается ряд ценных подарков и наград, которые были вручены ему лично царем за осуществляемые им дипломатические миссии. В частности, владея в совершенстве письменным и устным таджикским, тюрки и фарси, он являлся переводчиком с восточных языков при туркестанском генерал-губернаторе. Был вхож к хивинскому хану и бухарскому эмиру. Имел в числе своих наград бухарский орден "Золотая звезда" первой степени. Награжден также почетнейшими наградами Российской империи, которые, как известно, давались не за угодничество, а за серьезные деяния. Более того, Сейтжапар Асфендияров - автор публикаций о жизни и быте местного населения в "Туркестанских губернских ведомостях".

-Сколько детей было у Сейтжапара Асфендиярова?

-Восемь - четыре дочери и четыре сына. Санжар родился в октябре 1889 года в Ташкенте.

Сохранились интересные биографические записи самого Сейтжапара, в которых он пишет о своем роде, который берет начало от хана Абулхаира, и о том, каким образом складывалась судьба его предков. Он пишет:"Понимая сложность своего положения, я считал очень важным и необходимым дать своим детям прекрасное образование".

Сейтжапар признавался, что сделать это было нелегко, так как он находился в окружении традиционной знати Средней Азии, в которой были очень сильны традиции ортодоксального ислама. Девушек и женщин, по местным канонам, заставляли надевать паранджу, а он вдруг определяет своих дочерей сначала в гимназию, потом дает им высшее образование. В его записях можно прочесть: "Некоторые мои единоверцы-соплеменники осуждают меня, но есть и положительные моменты. Один из потомков кокандских ханов, видя мой пример, вдруг захотел своих детей обучать таким же образом".

Когда я ознакомилась с документами, касающимися личности прадеда, деда и отца Санжара Асфендиярова, я наконец-то нашла ответ на вопрос, откуда в нем была такая интеллигентность. Его знания - продукт семейной интеллектуальной среды и наследственности. Иначе, работая в годы советской власти в десятках комиссий и занимая порой несколько должностей, он не смог бы оставить после себя столь глубокие исторические труды.

-Можно ли назвать исторические концепции, разработанные лично Асфендияровым?

-Во-первых, его концепция происхождения казахской народности. Глубокая концептуальная разработка этой проблемы в значительной степени подтверждена исследованиями казахстанских историков и этнологов. Широкие кругозор и образованность Асфендиярова дали ему возможность рассмотреть эти вопросы фундаментально. Все, кто сейчас пишет на эту тему, ссылаются на Асфендиярова.

Во-вторых, история образования жузов. Асфендияров высказывал мысль о том, что завершение образования казахских жузов приходится на XVII век. В 1970-е годы нашелся первоисточник, датируемый 1616 годом, где впервые упоминается о жузах. Таким образом, он как бы предвосхитил датировки, которые установились впоследствии документально. Жузы, разумеется, проходили длительный процесс становления, но их конечный этап Асфендияров совершенно справедливо связывает с распадом Ногайской орды, после чего происходит вливание части ногайцев в состав казахского народа.

И наконец, самая потрясающая идея, которая сейчас в качестве основополагающей принята не только казахстанской историографией, но и мировой наукой! Это влияние великих географических открытий на культурно-историческую судьбу кочевничества. То, о чем сейчас пишут казахстанские, российские и европейские историки, впервые было обосновано Санжаром Асфендияровым. Эта концепция отвечает на вопрос о том, как происходило превращение кочевой Центральной Азии в зону изоляции в результате великих географических открытий и перемещения трансконтинентальных торговых путей с сухопутных маршрутов на атлантические морские пути. Благодаря этому, по мнению Асфендиярова, усиливались оседлые цивилизации, которые в те периоды, когда происходят кризисные явления в развитии кочевников, замыкают и окружают кочевые степи. В такие моменты усиливается зависимость кочевников от оседлых государств. Кроме того, Асфендияров выдвинул очень ценную гипотезу о том, что до того, как были сделаны великие географические открытия, кочевые народы оказали большое влияние на социально-политические и культурно-исторические процессы в Европе и Азии.

- Переход Асфендиярова на сторону большевиков был вынужденным или же это было продиктовано идейными соображениями?

- В 20-е и 30-е годы многие представители казахской интеллигенции были вынуждены перейти на сторону большевиков. В своих мемуарах деятель башкирского и общетюркского национального движения Заки Валиди Тоган пишет о том, что, сталкиваясь с Асфендияровым еще в 1916 году, он поражался его глубоким увлечением идеями марксизма.

Это увлечение было характерно для того времени. Достаточно много казахских юношей, обучавшихся в Москве, Петербурге и Казани, так или иначе тяготели в те годы к социал-демократическому движению и идеям марксизма. Одних привлекали революционные лозунги, других - борьба с существующим строем. Асфендиярова же привлекала экономическая теория Маркса. В этом отношении увлечение Санжара марксизмом, в отличие от многих его современников, не было поверхностным. Он уловил наиболее рациональное его зерно - метод социально-экономического анализа.

- С чего началось сотрудничество Санжара с большевиками?

-В 20-е годы его, как одного из немногих образованных людей, большевики очень активно привлекали к сотрудничеству. Первая волна интеллигентов получила вначале неограниченную возможность реализовать себя. Санжар занимал очень высокие посты. В декабре 1922-го - делегат X Всероссийского съезда Советов. В 1923 году он приезжает в Ташкент, где наряду с работой в Наркомземе и Наркомздраве, совмещает пост секретаря ЦК Компартии Туркестана. С 1925 года работает в Москве: преподает во II Московском мединституте, а в 1927-м ЦИК назначает его директором Всесоюзного института востоковедения имени Н. Нариманова. В 1932 году, когда создается филиал казахстанской Академии наук, работает в Казахстане. Возглавлял комиссию по пропаганде, историко-археологическую комиссию, комиссию по казахскому словарю, заведовал сектором Казахского НИИ национальной культуры. И в то же время активно занимается медицинской деятельностью - становится ректором медицинского института и одновременно наркомом здравоохранения Казахстана.

Однако после убийства С. Кирова в 1934 году новая власть стала присматриваться к интеллигенции, и в первую очередь к той ее части, которая не имела пролетарских или крестьянских социальных корней. Кроме официальных доносов, организованных НКВД, конечно, существовал фактор зависти и личностных взаимоотношений, когда люди, используя сложившуюся ситуацию, сводили счеты. Асфендияров же был слишком ярким во всех отношениях. В 1938 году его без суда и следствия расстреляли как врага народа и буржуазного националиста.

- Известно ли что-либо о судьбе семьи Санжара Асфендиярова?

- Это мое слабое звено. Я знаю, что у него было две дочери. Но поскольку его реабилитировали только в 1950-е, да и то формально, родственники, как мне кажется, опасались давать определенную личностную информацию. И их можно понять.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 978
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 21:39. Заголовок: Санжар Джафарович Ас..


Санжар Джафарович Асфендияров
(1889-1938 гг.)

Окончил Военно-медицинскую академию в 1932 г. В 1919 г. его назначают наркомом здравоохранения Туркестана, затем он избирается членом ЦК и ответственным секретарем ЦК Коммунистической партии Туркестанской республики. С 1924 г. по 1927 г. работает в Москве, занимается научно-исследовательской работой, получает звание профессора МГУ, назначается ректором Московского института востоковедения им. Н.Нариманова.

Знание русского, английского, французского и арабских языков дало ему возможность, пользуясь российскими и иностранными литературными первоисточниками, выполнить анализ обширного исторического материала и подготовить ряд научных работ. По просьбе правительства республики С.Д. Асфендияров в 1928г. возвращается на родину и активно занимается вопросами организации науки и высшего образования в Казахстане. Яркая страница его жизни связана с открытием Медицинского Института в Алма-Ате в апреле 1931 года. В последующий период вплоть до 1937 г., С.Д. Асфендияров занимается вопросами образования и научно-исследовательской работой в области истории. Он назначается заместителем наркома просвещения Казахской Автономной Советской Социалистической Республики, затем - заведующим сектором истории Казахского научно-исследовательского института национальной культуры, продолжает свою работу в Казахском филиале Академии наук СССР.

Анализ научных работ, написанных в последний период жизни, особенно ярко свидетельствует, что С.Д. Асфендияров имел обширные знания, владел историческими методами исследования. В эти годы им были опубликованы обобщающие труды "История Казахстана с древнейших времен", "Прошлое Казахстана в источниках и материалах", монография "Национально-освободительное восстание 1916г. в Казахстане". Государственный и общественный деятель, организатор науки и педагог, С.Д. Асфендияров в 1937г. был незаконно репрессирован. Учитывая значительный вклад С.Д. Асфендиярова в государственную, научную и общественную деятельность и в развитие просвещения и здравоохранения в Республике Казахстан , Совет Министров Казахской ССР 11 января 1989г. принял постановление о присвоении его имени Алма-Атинскому Государственному Медицинскому Институту.

www.kaznmu.kz


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1379
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.10.09 20:06. Заголовок: Асфендияров Санжар Жафарулы


Асфендияров Санжар Жафарулы (1898-1938) – государственный деятель, ученый-историк, профессор, организатор и первый ректор Алматинского медицинского института (совр. Казахский национальный медицинский университет имени С.Асфендиярова).

Участник Первой мировой войны.
Родился в Ташкенте. Окончил Петербургскую военно-медицинскую академию.

В 1917-1919 годы – член Бухарского, Ташкентского совдепов, Туркестанского краевого совета, военврач и член мусульманского бюро Черняевского полка, член Старгородского Ташкентского совета мусульманских депутатов.

В 1919-1920 годы – нарком здравоохранения, нарком земельно-водного хозяйства Туркестанской Республики.

В 1923-1925 годы – заведующий отделом водного хозяйства Наркомата земледелия ТАССР, ответственный секретарь ЦК Компартии Туркестана, член Средазбюро ЦК ВКП(б).

В 1927-1928 годы – ректор Московского института востоковедения имени Н.Нариманова и профессор Московского государственного университета.

В 1928-1931 годы – ректор и заведующий кафедрой истории Казахского педагогического института.

В 1931-1933 годы – нарком здравоохранения КАССР – ректор Казахского медицинского института.

В 1933-1934 годы – заместитель наркома просвещения КАССР – начальник управления университетов, науки и библиотек.

В 1934-1937 годы – заведующий историко-археографической комиссией Казахского филиала Академии наук СССР, заместитель председателя Казахского филиала Академии наук СССР, заведующий отделом истории Научно-исследовательского института национальной культуры при КазЦИК, профессор кафедры истории Казахского педагогического института.

Знание русского, английского, французского и арабских языков дало ему возможность, пользуясь российскими и иностранными литературными первоисточниками, выполнить анализ обширного исторического материала и подготовить ряд научных работ. Он также занимался вопросами образования и научно-исследовательской работой в области истории. Анализ научных работ, написанных в последний период жизни, особенно ярко свидетельствует, что С.Асфендияров имел обширные знания, владел историческими методами исследования. В эти годы им были опубликованы обобщающие труды «История Казахстана с древнейших времен», «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», монография «Национально-освободительное восстание 1916 года в Казахстане». Его перу принадлежат книги «Очерки истории казахов», «Шатер мира».

Государственный и общественный деятель, организатор науки и педагог, С.Асфендияров в 1937 году был незаконно репрессирован. Учитывая значительный вклад С.Асфендиярова в государственную, научную и общественную деятельность и в развитие просвещения и здравоохранения в Республике Казахстан, Совет Министров Казахской ССР 11 января 1989 года принял Постановление о присвоении его имени Алматинскому государственному медицинскому институту. Память о нем в Алматы увековечена названием улицы; на здании по улице Толе би, 29, где жил ученый, установлена мемориальная доска.

Источник:
Казахстан, Национальная энциклопедия, том 1

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 229
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом