Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 966
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 11.10.08 17:58. Заголовок: Есим хан


Есим хан - один из выдающихся политических деятелей второй половины XVI и первой половины XVII вв. Он смог нейтрализовать внешнюю угрозу и объединить казахские племена в крайне тяжелые годы национальной истории, превратив Казахское ханство в сильное централизованное государство.

За проявленное мужество и полководческий талант в народе его прозвали "Есенгей бойлы Ер Есiм" (Мужественный Есим).

Согласно историческим сведениям, Есим был сыном Шигай хана и отличался от прочих политиков тем, что умел ставить интересы государства над личными: жертвовать репутацией, авторитетом ради определенных стратегических целей; идти на компромисс; выжидать и наносить неожиданные удары.

В конце XVI в. внешнеполитическое положение Казахского ханства заметно усложнилось. Казахское ханство во второй половине XVI века - в первой половине XVII века Борьба с бухарскими ханами за право владения присырдарьинскими городами, в частности, Ташкентом, продолжалась с переменным успехом. В этих условиях для обеспечения безопасности государства необходимо было сконсолидировать общество для недопущения раскола. В последние годы правления Шигай хана доверие и уважение к власти среди простого населения упала. Уже в момент правления Шигай хана Есим показал себя искусным политиком и завоевал немалый интерес, поскольку был посажен на престол сразу осенью 1598 г.

В первые годы своего правления Есим хан в основном боролся со своими политическими оппонентами.

В 1611 г. Есим хан, собрав пятитысячное войско, устанавливает контроль над Ташкентом, Туркестаном, Сыгнаком и Сузаком. Но успехи оказываются временными.

В 1613 г. он вновь, несмотря на сопротивление бухарских ханов, берет реванш и занимает Ташкент. Бухарские ханы были уведомлены о сложности внутриполитической ситуации в Казахском ханстве, которая заключалась в сепаратистских устремлениях отдельных султанов, в частности, Турсун султана. Особенность политических взглядов Есима и Турсуна была в том, что для последнего власть являлась самоцелью, а не средством для достижения каких-либо задач. Бухарский хан, как пишут Кляшторный и Султанов, специалисты по средневековой истории Центральной Азии, одобрил захват Турсуном ханской власти. Однако, узурпация ханской власти Турсуном не решила комплекса проблем, стоящих перед государством, поскольку амбициозный султан не обладал столь необходимым авторитетом для борьбы с сепаратистскими тенденциями внутри страны. Более того, он, нарушив соглашения, начинает набеги на Мавераннахр.

Тем временем Есим, удалившись в пределы Моголистана, втягивается в политические интриги чагатаидского дворца. Он объединяет вокруг себя некоторые кыргызские племена, устанавливает союзнические отношения с правителем Чалыша и Турфана Абд ар-Рахим ханом, который, объединив усилия с Есимом, несколько раз пытается отбить у правителя Моголии Апакхана город Аксу. Казахский султан прекрасно разбирался в тонкостях восточной политики, что и было его основным преимуществом, поскольку многие соперники Есима полагались в основном либо на военную силу, либо на политическую поддержку, тогда как он предпочитал совершать взвешенные, обдуманные со всех сторон ходы, полагаясь на ум и холодный расчет.

Несмотря на усилия Есима по улучшению отношений с Турсуном, столкновение интересов становится неизбежным. После очередного факта вероломства Есим решительно вступает в новую фазу открытой борьбы.

Все началось с того, что Турсун внезапно устраивает набег на ставку Есима в Туркестане, в то время, когда последний, собрав войско, отправился покорять беспокойных калмаков. Однако для Турсуна этот поход стал последним. В конце концов приближенные Турсуна умертвляют его.

Разобравшись с политическим оппонентами, Есим приказывает перебить всех представителей рода каган, которые активно поддерживали узурпатора ханской власти - султана Турсуна. Массовое уничтожение целого рода по воле одного человека явилось одним из страшных эпизодов средневековой истории казахов.

Отправив голову Турсуна к Имамкули, Есим в ответ получает грамоту о том, что бразды правления над некоторыми присырдарьинскими городами передаются ему. Таким образом, Есим возвращает себе титул хана всех казахов.

Возвращение Есима на политический Олимп является необычным фактом в истории Казахстана. Более того, в истории других азиатских стран тоже мало подобных примеров, когда изгнанный вождь вновь становится руководителем государства. Это странно, потому что на Востоке принципы организации власти совсем иные, чем на Западе. В казахском обществе доминировали политические ценности, не характерные ни для западных, ни для восточных обществ и возвращение Есим хана следует рассматривать как результат его собственных усилий и акт признания его политической воли.

Вновь приняв на себя обязанности верховного хана, Есим прежде всего поспешил обезопасить страну от набегов ойратских племен, поскольку многие султаны игнорировали их мощь. Именно благодаря политической дальновидности Есим хана казахские племена смогли нанести ойратам упреждающий удар. Несмотря на переменные успехи в войне с ойратами, Есим все же смог на некоторое время подчинить ойратские племена. Он убеждается, что победу можно одержать лишь в том случае, если все казахские племена будут едины в замыслах и действиях. Поэтому в последние годы своей жизни Есим хан не переставал бороться с сепаратистскими тенденциями внутри страны и даже создал уложение, известное в народных преданиях как "Есим салган ескi жол".

Главной целью Есима было построение единого государства с централизованной формой правления: объединение всех казахских племен во имя общего процветания.

Созданные им законы впоследствии стали основой для "Семи уложений" хана Тауке. Умер Есим хан в 1628 г. и был похоронен в Туркестане, где над его могилой был воздвигнут мавзолей.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Пост N: 1085
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.12.08 20:06. Заголовок: Мавзолей Есим хана ..


Мавзолей Есим хана



Мавзолей Есим хана. Расположен в 12 м. от юга – западной части мавзолея Х.А. Яссави и является средневековым архитектурным памятником. По рассказу старожилов город и по соответствии некоторых исторических данных, предположительно памятник считается мавзолеем казахского хана Есима, умершего в 1628 году. Верхняя часть мавзолея полностью разрушена, сохранились лишь нижняя часть со склепом.

В 1958 году Н.Б. Немцова проводила исследовательские работы и в 70 – х годах была проведена реставрационная работа памятника. В настоящее время памятник находится под охраной государства и включён в состав государственного заповедника “Азрет Султан”.

azretsultan.kz

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Пост N: 5
Зарегистрирован: 22.04.09
Откуда: Казахстан, Караганда
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.04.09 15:02. Заголовок: "Обстоятельства ..


"Обстоятельства гибели Турсун-хана историками обычно излагаются в соответствии с данными, приведенными в «Бахр ал-асрар» Махмуда бен Вали. Согласно этой версии, в 1627 г. Есим отправился в поход на ойратов и сумел нанести им чувствительное поражение. Однако в тот момент, когда Есим громил ойратские аулы, нападению подверглись собственные аулы казахского хана. Оказалось, что выгодной ситуацией для удара в спину решил воспользоваться все тот же Турсун. Но подобное вероломство оказалось не слишком эффективным оружием против Есима. Последний, пылая праведным гневом, разгромил войска Турсуна и убил его самого.
Весу этим данным придает и то, что они в принципе подверждаются казахскими фольклорными материалами. Однако, принимая подобную версию событий, историки забывают о том, что Махмуд бен Вали являлся придворным историографом аштарханидов, для которых хан Турсун был врагом. Что же касается фольклорных данных, то необходимо помнить о том, что после этих событий Казахским ханством очень долго управляли именно потомки хана Есима, для которых и слагали свои песни и поэмы степные жырау.
То есть, вместо объективного освещения событий историки без всякой критики предлагают увидеть прошлое глазами хана Есима или хана Имамкули. Хотя в данной ситуации гораздо больше доверия вызывают сторонние, например, русские источники, тем более, что они не столько противоречат сведениям Махмуда бен Вали, сколько дополняют их. Вот, к примеру, как были отражены эти события в русских источниках, составленных на основе сведений, полученных от ногайцев. «Да сего ж де, государь, лета, - писали в Москву астраханские воеводы 9 октября 1627 г., - как яровой хлеб поспел, Казачьи Орды ташкенской Турсун царь да Казацкой Орды кочевной Эшим царь с своими ратными людьми ходили войною на калмыцких людей, и калмыцких людеи кочевной Эшим царь со своими ратными людьми многих побил. А ташкенской де Турсун царь с калмыки ссылался, и с ними не бился. И Эшим царь ташкенского Турсуна царя поимав отсек голову и послал ее к бухарскому Имамгулу царю. И бухарской де Имамгул царь с своими ратными многими людьми пошел из Бухар в Ташкенть».
Таким образом получается, что Турсун был убит Есимом за переговоры с калмыками, и при этом не совсем ясной остается роль бухарского хана, которого это убийство чрезвычайно обрадовало, что, кстати, подтверждает и Махмуд бен Вали. Естественно, что возникает вопрос: зачем Турсуну было необходимо вступать в переговоры с калмыками? Для ответа на него рассмотрим, о чем же говорилось далее в той распросной речи астраханских воевод: «А [с] калмыки де, государь, юргенской царь не в миру. А с Юргенчь де, государь, город ныне стоит пуст, тому ныне пятый год, с тех мест, как у Исмендияра царя с братьею его была война».
То есть, разгромив калмыков, Есим оказал очень серьезную услугу прежде всего Исфендияру. Поражение, понесенное ойратами, было настолько тяжелым, что нечего было и думать о дальнейших набегах на Хорезм. В российских источниках содержатся очень любопытные сведения об этой казахско-ойратской войне. Так, в распросных речах Якова Бухарова от 7 февраля 1628 г. сообщается следующее: «И те де, государь, калмытцкие люди животиною и лошедеми скудны. Потому что в прошлом в 135 м году Мергень Темене тайша с ыными таиши и улусными людми, учинясь в недружбе с Баибагышь таишем с товарыщи, пришел кочевать в Казачью Орду, и казачьи де государь, Орды с Ышимом царем (по смыслу здесь более подходит — Турсуном царем — Р. Т.) учинился в дружбе. И Ишим царь калмытцких Мергень Темене таишиных улусных людей многих побил. И мергень Темене таиша, собрався з достальными людми, приходил на казацкого Ишима царя. И казацкой Ишим царь и в друго редь тех калмытцких людей побил». Стрельцы Якова Бухарова в своих показаниях дополняют картину, сообщая, что «... приходили калмытцких людей с сорок тысеч на Казачью Орду, и Казачьи де Орды царь с своими людми тех калмыков побили и разогнали, а достальные де калмыткие люди з две тысечи человек ушли к Ембински вершинам».
Вероятно, что хан Турсун предполагал с помощью ойратов совершить нападение на Хорезм и, свергнув Асфендияра, посадить на престол Абулгази. Именно поэтому последний и прожил долгих два года в Ташкенте, надеясь с помощью Турсуна вернуться на родину. Однако Есим по согласованию с Имамкули нанес удар по ойратам, и именно поэтому Турсун напал на ставку Есима. В итоге между двумя казахскими ханами состоялось сражение под Сайрамом, в котором победу одержал Есим. В это же самое время из разных городов Бухарского ханства в поход на владения Турсуна выступили уже заранее подготовленные войска.
Правитель Ходженда Дауча-бий, наместник Ура-тюбе Суюнч-бий и все тот же Абулай из Андижана захватили Бискент и Шахрухийу. Правитель Джизака Бек-оглы пытался успеть на помощь Есиму, но тот справился с Турсуном без посторонней помощи. Обложенный со всех сторон, Турсун пытался дать сражение своим многочисленным противникам под стенами Ташкента, но был предан своим окружением, которое, стремясь добиться расположения хана Есима, преподнесло ему отрезанную голову Турсуна. Далее, же как пишет Махмуд бен Вали, «Ишим-султан голову Турсун-султана отправил в чертог искушенного опытом падишаха (Имамкули-хана) через упомянутого выше эмира [Бек-оглы]... После того, как сей подарок (тухва) был доставлен к слугам падишаха, последний пожаловал Ташкент, Туркестан и другие крепости и селенья (бук`а) тех областей (худуд) Ишим-султану, которому был отправлен об этом ферман его величества».
После убийства Турсуна Абулгази понял, что на Есима ему надеяться не стоит и сразу перебрался в Бухару. Однако Имамкули за дружбу с Турсуном отнесся к Абулгази явно недоброжелательно, и последний был вынужден перебраться на Мангышлак. Все это тоже подтверждает, что убийство Турсуна произошло в результате заговора". (Р. Темиргалиев "Настоящая история Казахского ханства)


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 207
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом