Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 438
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.03.08 23:14. Заголовок: Толе би Алибекулы


Толе Би (1663-1756)

Выдающийся общественный деятель, бий Старшего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов "Жети жаргы"

Толе происходит из дулатовского рода жаныс, восходящего к Кудайберды, известного тем, что у него было девять сыновей. В их роду, принадлежащем к простонародью, до Толе не было ни баев, ни биев.

Толе родился в 1663 г. в урочище Жайсан в Жамбылской области. Умер в 1756 г. в Акбурхан-орде, Ленгерском районе Шымкентской области. После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса он правил Ташкентом в течение шести лет (1743-1749).

В стихотворении, посвященном детству хана Аблая, Бухар-жырау напоминает ему, что, находясь в трудной доле, тот был работником у Абилмамбета и пас верблюдов у уйсына Толе би . В поэме "Сабалак" Бухар воспроизводит беседу Толе с мальчиком-подпаском в разорванной одежде, в старом овчинном тулупе, с потрепанными волосами, на вид желтовато-смуглым, но с острым взглядом нахохленного соколенка. "Примечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождения выглядишь, как гордый сокол", - обратился к мальчику

Толе. "Без роду я и без племени, нечем похвастаться, отца, матери, отчего дома и народа у меня нет, называйте меня как вам угодно". Так и прозвали его за обросшие волосы, рваную шапку, растрепанный вид Сабалак. Так и пас он овец, вечно с торбой, серьезный, неулыбающийся. Видно, понимал Толе толк в людях, раз приметил его. Ведь недаром говорят, что порода видна сызмальства.

Находчивость, мудрость и тонкость суждений Толе би нашли признание еще при его жизни у Бухара, Казыбека, Айтеке. Вошло в историю выражение, относящееся к Толе : "У благой мысли есть источник, у ее автора - духовный отец Майкы". Имеется в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. Сыныр-жырау, Асан Кайгы, Жиренши считали Толе би опорой для ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей.

С написанием и претворением в жизнь "Семи заповедей" Тауке-хана имя Толе прочно вошло в сознание народа. "Актабан шубырынды, алка кол суламадан" кеiин повысился авторитет Толе в связи с его призывом к народу взяться за земледелие, перейти от кочевья к оседлости, сочетая разведение скота с устоями городской жизни, учиться хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботиться о грядущих поколениях. "Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет", - говорил Толе. Признанного бия и советника Тауке-хана М.Ж. Копеев оценил как непревзойденного борца за создание казахами централизованного государства, его заслуга как политика - в содействии консолидации, объединению народа.

По преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один Толе не стал разбирать своего жилища. "Почему ты не собираешься уезжать?" - спрашивали у него. "Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов", - отвечал мудрый Толе . "Да это поистине святой", - сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би , а говорят "Священная ласточка".

В 1733 г. Толе стал инициатором послания к императрице Анне Иоанновне вместе с группой султанов и биев вслед за принятием Абулхаиром российского подданства в 1731 г. Согласно грамоте от 10 июня 1734 г. Старший жуз был принят в подданство России, но это осталось лишь на бумаге. В августе 1749 г. Толе пишет личное послание о принятии Старшего жуза под покровительство России и отправляет для личных переговоров с губернатором Неплюевым сына Айтпала и батыра Жолдаса.

Толе би был сторонником равноправия женщин и мужчин. Своей невестке Данагуль он говорил: "Не избегай свекра. Это - устаревший обычай".

Пересказывая основные положения заповедей Тауке хана, Толе брался также за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных спорах, о барымте и воровстве, о куне (возмещении, искуплении, выкупе за вину), о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. Он культивировал роль семьи в жизни человека. А семья - основное, как одна воля, как один кремень, должна встать, а кто этому не подчинится, попадет в тяжелые условия.

Толе призывал народ к терпеливости и настойчивости. Много было красноречивых и таких, которые мнили себя вождями, говорил Толе , а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насилия, чуждаются друг друга, терпят поражение даже от немногочисленных врагов. Если народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом для последующих поколений. И дух батыров будет вдохновлять к победе. Руководитель оправдает свое предназначение помыслами о благе и единстве народа, а себялюбивый джигит, как бы себя не восхвалял, максимум в ауле будет известен, ради выгоды своей продаст друга.

Толе би гордился тем, что во времена славного Тауке-хана ему посчастливилось быть рядом с глашатаями справедливости Айтеке, Казыбеком, чьи имена станут символами для будущих поколений. "Нет более прославленного батыра, чем Кабанбай, нет бия, который бы превзошел Толе бия", - писал М.Ж. Копеев. Жизнь Толе би можно охарактеризовать его же словами: "Для народа счастье не в богатых людях, а в мудрых".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Пост N: 628
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.04.08 00:01. Заголовок: Толе би Алибекулы (..


Толе би Алибекулы
(1657-1756 гг.)

Толе би Алибекулы (родился в 1657 г. в жайлау Жай-сан, на берегу реки Чу Жамбылской области - умер в 1756 г. в Акбурхан-Орде в Ленгерском районе современной Шымкентской области) - казахский общественный деятель, прославленный оратор, главный би Старшего жуза, один из создателей "Жеты жаргы".
В династии Кудайберды, представителем которой является Толе би, до него не было ни биев, ни баев. Все предки Толе би были простыми крестьянами-шаруа, называвшимися "чернью".
Толе би был человеком образованным, грамотным, с детского возраста впитавшим традиции ораторско-поэтического искусства своего народа. Принимая участие в собраниях биев с 15-20 лет, Толе би прославился среди народа своей справедливостью и ораторским искусством.
В то время казахское и джунгарское ханства находились в постоянной взаимной вражде. В силу того, что после смерти Тауке-хана Казахское ханство начало распадаться, Толе би, оставаясь правителем Старшего жуза, попал во временную зависимость от джунгарских завоевателей. Невзирая на то, что ему приходилось время от времени платить им дань, Толе би проводил политическое правление по-своему. Весьма заметной представляется роль Толе би в объединении и освобождении казахских общин от джунгарского гнета. Согласно некоторым сведениям, Толе би способствовал возвышению султана Абылая.
Толе би вместе с главным бием Среднего жуза Казы-беком Келдибекулы и главным бием Младшего жуза Ай-теке Байбекулы был главным советником Тауке, прозванного в народе благословенным. Толе би участвовал в претворении в жизнь мер по утверждению Тауке-ханом Туркестана столицей Казахского ханства, подчинению трех жузов одному центру, развитию единого Казахского ханства, формированию военного союза родственных казахского, каракалпакского, кыргызского и узбекского народов против джунгаро-ойратских завоевателей.
Толе би также приложил много усилий к формированию и развитию отношений между Россией и Старшим жузом. В 1749 г., отправив послов во главе со своим племянником Айтбаем к Оренбургскому губернатору И.И.Неплюеву, Толе би выразил готовность перейти под подданство России. Неплюев в своем ответном письме к Толе би от 26 сентября 1749 г., поддержав его желание присоединиться к России, выступил с просьбой приложить усилия для развития торговых отношений между двумя странами.
Дар руководителя и оратора Толе би особо проявился в период дробления Казахского ханства и завоевательских походов джунгар, которые, воспользовавшись ситуацией, хотели уничтожить казахский народ, а оставшихся подвергнуть "Годам лихолетья". Толе би, создав вместе с Кабанбай-батыром, Богенбай-батыром и Жанибек-баты-ром единый народный фронт, возглавил освободительную войну.
В устном народном творчестве сохранилось много исторических легенд о Толе би. В народе получило широкое распространение великое множество афористических высказываний, пословиц и парадигм, связанных с его именем. В Шымкенте, Туркестане и Ташкенте, где он в свое время правил, Толе би принимал активное участие в строительстве архитектурных сооружений, которые предназначались для пользования широкими кругами населения. Имя Толе би тесно связано с крупными историческими событиями, происходившими не только в Старшем жузе, но и в Среднем и Младшем. Толе би был похоронен в городе Ташкенте, где он правил в течение 12 лет, рядом с дедом Бабура по материнской линии - Жунис-ханом.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом