Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 446
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.03.08 17:22. Заголовок: Машхур Жусуп Копеев




Машхур Жусуп Копеев (1858г. а. Кызылтау, Баянаульский район - 1931г.) – поэт, писатель, философ, знаток истории казахского народа. Просветитель, представитель течения казахских поэтов – книжников конца 19 начала 20 века, собиратель казахского фольклора, шежиреши.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 7 [только новые]


администратор


Пост N: 577
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.08 18:46. Заголовок: Машхур Жусуп Копеев ..


Машхур Жусуп Копеев
(1859-1931 гг.)

Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1859 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульско-го района Павлодарской области. Подлинное его имя - Жусуп. Народ прозвал его Машхур ("знаменитый") за публикации, которые были широко известны в его родных краях.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование - После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги "Наша жизнь", "Кому принадлежит Сарыарка", "Увиденное за долгую жизнь". Машхур написал; поэмы "Короглы", "Ер Кекше", "Ер Саин", "Чертов отрог" и другие.
Машхур Жусуп Копеев чутко реагировал на события, происходившие не только в Казахстане, но и в других странах. Огромное впечатление на него произвела первая русская революция 1905 г. Он написал стихотворение "Кровавое воскресенье", посвященное событиям 9 января 1905 г. Стихотворение готовилось к печати в журнале "Айкап", но местные власти, узнав об этом, наложили запрет на стихотворение и организовали поиски его автора. М.Копеев в том же году перебрался в Ташкент и Коканд под предлогом того, что хотел продолжить образование. Но после возвращения из Средней Азии он лишился возможности жить в родных местах. Чувствуя, что его хотят арестовать, Копеев снова покидает родину. На этот раз он жил в казахских аулах и русских поселениях междуречья Волги и Урала. К этому периоду его жизни относится стихотворение "Мое тайное путешествие".
Поэт возвратился домой только в 1915 г. Он был недоволен своей эпохой и обществом, в котором жил. Ему казалось, что он один борется за просвещение народных масс. Все эти чувства М.Копеев выразил в стихотворении "Мысли сердца".
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита ("усули жадит"), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.
Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
До сих пор творческое наследие поэта не получило должной оценки и не стало предметом научного изучения.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 676
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.08 01:00. Заголовок: http://grani.agni-ag..



Мечеть Машхур Жусуп в Павлодаре

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 755
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.08 21:23. Заголовок: О Машхур Жусупе - ка..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





Пост N: 1
Зарегистрирован: 08.07.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.07.08 21:44. Заголовок: ­Cпасибо огромное за ..


*PRIVAT*

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 890
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.09.08 19:24. Заголовок: Памяти великого htt..


Памяти великого



Рамазан - священный для мусульман месяц. Согласно исламу, первое откровение пророку Мухаммеду было ниспослано именно в этот месяц. В течение 30 дней от рассвета до заката верующие должны соблюдать пост – оразу, воздерживаясь от еды, питья и чувственных наслаждений. Непременное условие поста – ниет – чистосердечное намерение. Ораза облагораживает душу человека, приучает к добру, терпению, дисциплине, преданности, во время поста верующий проникается чувством равенства со всеми людьми и единения со всеми мусульманами мира. А укрощение плоти пробуждает в человеке сострадание и милосердие к бедным и сиротам.

Все эти качества были присущи Жусупу Копееву, этнографу, просветителю и проповеднику, вернувшемуся к своему народу после долгих лет забвения. Итак, по порядку, на 8–9 октября в Павлодаре намечена международная научно-практическая конференция «Степной провидец Машхур-Жусуп – великий ученый человечества». Кому-то это название может показаться претенциозным, деятельность и творчество Машхура-Жусупа Копеева преувеличенными. И для этого есть определенные причины: долгие годы наследие Машхур-Жусупа было под запретом, хотя его первые произведения увидели свет еще в конце XIX – начале XX века. Это сборники по истории Казахстана, этнографии, народной медицине, философские трактаты, потрясающие стихи и рассказы.

Устоявшая святыня
Надгробие Машхур-Жусупа разрушали трижды. И трижды восстанавливали. В прошлом году над могилой воздвигли мавзолей, теперь, надо полагать, навечно. Однако добраться до урочища Ескельды в Баянаульском районе Павлодарской области, где покоится подвижник, крайне тяжело. Автобус туда не ходит, направляюсь к частникам, оккупировавшим привокзальную территорию Павлодара.

– Астана, Семей, Устькаман, – наперебой зазывают клиентов «бомбилы». Вокруг меня сразу собирается толпа.
– Отвезем за двадцать тысяч, – за всех оценивает услугу владелец «Ауди» и, упреждая вопрос, добавляет: – Дорога очень плохая, да и далеко.
Узнав, что меня придется ждать целый день, просит прибавить. Правда, не уточняя сколько.
– А чек дадите? – интересуюсь я. В ответ раздается дружный смех.

В общем, пришлось нанимать машину из таксопарка. В Экибастузе Бекболат сворачивает с трассы на проселочную, с большой натяжкой, дорогу, состоящую из одних колдобин и ям. Салон быстро наполняется пылью. Через час достигаем урочища, и перед взором открывается величественная панорама – мавзолей на вершине сопки будто упирается куполом в небо. У подножия виднеется здание поменьше, чуть далее белеет юрта. Бекболат припарковал свой «Фольксваген» на специальной автостоянке, посреди безлюдной степи. Посетителей, кроме нас, в этот день не оказалось. Местный смотритель Мурат Сагиев после показа мавзолея читает молитву. Последний приют Машхур-Жусупа построен по проекту известных архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агинтаева.

К культовому сооружению ведет добротная лестница с 73 ступеньками, символизирующими возраст Машхур-Жусупа. В первом пролете – 13 ступенек, затем идет ровная площадка, остальные марши уже по 12 ступеней, тоже разделенные площадками. В этом кроется глубокий смысл – согласно казахскому летоисчислению Машхур-Жусуп прожил шесть мушелей (промежуток жизни в 12 лет), однако первый мушель наступает в 13-летнем возрасте. (По более понятному для современных казахстанцев календарю получается 1857–1931 годы). Восхождение к могиле великого человека не отнимает много сил, а это очень важно, если учесть, что большинство паломников – люди в годах. Предусмотрена даже лавка для отдыха.

По бокам лестницы установлены мраморные стелы со стихами Машхур-Жусупа. Позолоченная входная дверь украшена инкрустацией и художественной резьбой – это произведение искусства от мастера-зергера Кырыма Алтынбекова. В архитектуре мавзолея соединены исламский и тюркский стили, он разделен на две просторные залы – гурхана и зиратхана. Первая предназначена для молитв и отдыха посетителей. В степи мазары служили также укрытием от непогоды и ночлегом для путников. На дверях, ведущих в следующий зал, начертаны суры из Корана. Здесь покоится прах Машхур-Жусупа. Девятитонное гранитное надгробие напоминает древнетюркское. У изголовья кулпытас, на котором высечены имена предков покойного до седьмого колена.

Сандыктас (надгробие) состоит из трех частей: нижняя символизирует загробный мир, средняя – царство живых, верхняя – мир аруахов (духов). Рядом с мавзолеем бесплатная гостиница для паломников, хозпостройки для приготовления пищи, протянуто электричество, кабельное телевидение, телефон, прорыт колодец, даже автостоянку сделали. Как говорит главный застрельщик проекта, ректор Павлодарского университета Ерлан Арын, чтобы «нам, потомкам, не было стыдно перед памятью великого степняка». Впрочем, ректора ПГУ можно считать лицом заинтересованным, однажды он посетил могилу Машхур-Жусупа, и, хотя ни о чем не просил в своих молитвах, внезапно исчез нервный тик, от которого не могла избавить официальная медицина.

Не поминайте лихом

В народе Машхур-Жусупа почитали как святого, и было за что. Он успешно врачевал больных и раненых, хорошо знал целебные свойства трав, владел несколькими языками, так же как и Абай, вел просветительскую деятельность, за что народ к его имени Жусуп добавил Машхур, что значит «знаменитый», «прославленный». Правда, существует еще одна версия, что такое определение он получил еще в детстве от Мусы Шорманова, разглядевшего в мальчике необычные способности. Невероятно, но факт. Машхур-Жусуп указал день и год своей смерти, выбрал место своего упокоения, начертил план, на котором показал, где, что и как должно располагаться. Под его присмотром выкопали могилу, довольно просторную подземную комнату и построили мазар.

Потом Машхур-Жусуп устроил собственные поминки, объяснив столь неординарный шаг тем, что в год его смерти людям будет не до достойных похорон. И как в воду глядел, в ноябре 1931 года в степи уже царил голодомор. Однако народ никогда не забывал о великом старце, его могила стала объектом поклонения, сюда приходили за исцелением. Жаскайрата из аула имени Султанмахмуда Торайгырова мать привела в урочище Ескельды в десятилетнем возрасте, мальчик был слеп с рождения. Они переночевали у могилы и утром уехали обратно, вспоминает аксакал. Спустя месяц у мальчика прозрел один глаз, спустя еще месяц – второй. До сегодняшнего дня дедушка обходится без очков, а ему почти 80 лет.

В 1952 году советская власть решила вытравить из людской памяти само имя Машхур-Жусупа – мазар снесли за один день. Но коммунисты добились обратного – жители окрестных аулов хотя и не смогли помешать кощунству, стали свидетелями настоящего чуда. Когда вскрыли могилу, оказалось, что тело покойного, пролежавшее в земле более двадцати лет, не тронуто тленом, даже ногти были целыми. Произошло то, что предсказал Машхур-Жусуп – его тело сохранится не один десяток лет. Увы, вместо изучения этого феномена могилу просто засыпали. В 1956 году в газете «Казак адебиетi» писатель Дихан Абилев опубликовал материал с критикой перегибов местной власти, в частности уничтожения мавзолея Машхур-Жусупа. В стране Советов шло активное развенчивание культа личности отца народов, наступала хрущевская оттепель, и Нурила Ташкызы – сноха Машхур-Жусупа – отважилась на смелый поступок.

На могиле свекра она построила саманный мазар. Мухаммед-Фазыл хоть и поддерживал жену, однако не решился лично участвовать при возведении мазара отца. Слишком свежа была память о жизни с клеймом «сына врага народа». Однако саманный мазар не простоял и двадцати лет, обветшал, стал осыпаться, и в 1975 году его вновь пришлось снести. И местные жители всем миром возвели мавзолей из силикатного кирпича, который в 2006 году опять разобрали, но уже с согласия и даже одобрения народа.

Музей без прописки

В 17 километрах от мавзолея находится аул Жанажол, здесь расположился музей Машхур-Жусупа, возглавляемый его родным внуком Кажымуканом Фазыловым. Село переживает трудные времена, от трехсот дворов остались менее ста. Бесхозные дома давно разобраны на материалы и вывезены в Астану – остались только руины. Несмотря на царящую разруху, в центре аула почти завершена новая мечеть имени Машхур-Жусупа. Храм на свои деньги строит столичный предприниматель Иран Омарбеков. Директора музея Кажымукана Фазылова мы застали в старой мечети, переоборудованной в дом божий из старого саманного домика, на пятничном намазе. Он ведет меня в музей, где хранятся личные вещи его деда – Коран в кожаном футляре, четки, очки, масуек – костяная зубочистка в чехле, оселок, тумар, часы карманные, коржун, ковер, в котором выносили тело Машхур-Жусупа, единственная фотография и домашняя утварь.

Собирал эти бесценные реликвии Амангелды Омаров, преподаватель казахского языка и литературы, еще в 1977 году открывший в местной школе музей своего именитого земляка. Спустя четыре года экспонаты перевезли в Дом культуры, в 1989 году в Жанажол приехал министр культуры Казахской ССР Узбеккали Жанибеков, человек, много сделавший для страны, вернувший народу праздник Наурыз и вывезенный в советское время в Петербург знаменитый тайказан из мавзолея ходжи Ахмеда Яссауи. Высокий гость распорядился построить для музея отдельное здание и мавзолей на месте захоронения. Музей с грехом пополам закончили в 1993 году, на мавзолей денег не нашлось. Республика тогда переживала непростые времена. Однако музей и поныне официально как бы не существует.

Персонал, всего два человека – директор, уборщица, числится в штате музея Каныша Сатпаева в Баянауле, с началом отопительного сезона появляется вакансия кочегара. Кажымукан Фазылов неоднократно обращался в Министерство культуры, чтобы государство определилось со статусом музея. Пока безрезультатно. Такая же картина с мавзолеем. За полтора года даже квитанцию на оплату электричества не прислали, рассказывает мой собеседник. Зато на исцеление начали прибывать толпы пилигримов во главе с активистами движения «Ата жол». «Такой вакханалии мы раньше не видели, – с ужасом вспоминает потомок Машхур-Жусупа, – женщины называют себя «акку» (лебедь), мужчины «сункар» (сокол), эти люди-птицы превратили захоронение деда в настоящее языческое капище, начали поклоняться надгробию».

«Один даже ключи зажигания положил на кулыптас, – продолжает Кажымукан, – на «духовную подзарядку». Он так и не смог найти общий язык с атажоловцами, хотя сотрудничество с ними сулило немалую материальную выгоду. Поклоняться надо Аллаху, а не покойникам, их достаточно упомянуть в молитвах, – объясняет бывший ветеринар суть конфликта. Но в том, что урочище Ескельды необычное место, Кажымукан не сомневается, к тому же это подтверждено научно. В 1993 году сюда пожаловали ученые из Германии, они составляли карту земель, наиболее открытых для контакта с космосом. Одним из этих участков оказалось и Ескельды. Остается только удивляться проницательности Машхур-Жусупа, заранее выпросившего у соседнего рода эту местность для собственного погребения.

Он памятник себе

Машхур-Жусупа можно считать одним из первых казахских журналистов и этнографов. Именно он нашел могилу Бухар жырау, собрал сведения о жизни и деятельности мудреца, ездил по стране, записывая быт и нравы своих соотечественников, попутно публикуя свои заметки в прессе. В музее Бухар жырау в Павлодаре под стеклом выставлена страница газеты «Акмолинскимъ областным въдомостямъ» за 10 августа 1890 года. Почти всю полосу занимает рассказ «Беркутъ». Весьма занимательный материал, повествующий о казахском национальном обычае – охоте с ловчей птицей. Автор Юсуфъ Копеев со знанием дела описывает ее преимущества, подсчитывает материальную выгоду от торговли шкурками и делает такой вывод: «Впрочемъ, киргизы не берутъ въ вниманiе матерiальной выгоды охоты – им нужна только забава, утъшенiе; съ этою целью и прiучаютъ птиц». Внизу примечание: «Дозволено цензурою. Омскъ 26 апръля 1890 г.».

В 1907 году в Казани вышли сразу три книги писателя из казахских степей, но особое негодование колониальной администрации из этой троицы вызвал труд «Кому принадлежит Сары-Арка». Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. При Павлодарском университете имени Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения Машхур-Жусупа. Работа предстоит немалая, страна только начинает узнавать своего героя. Большая советская энциклопедия посвятила Машхур-Жусупу всего пару строк, зачислив его к представителям религиозно-мистического течения, а его труды расценены как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.

Сейчас «машхуроведы» изучают наследие Жусупа Копеева. Благо, много рукописей сохранилось у родственников и детей, некоторые обнаружены в Академии наук Казахстана, в Казани. Однако человек, получивший великолепное образование в Дагестане, Бухаре и Самарканде, писал на трех языках – казахском, арабском и средневековом персидском, к тому же часто пользовался сокращениями, так что восстановление текстов отнимает много времени. Тем не менее ПГУ имени Торайгырова уже заканчивает работу над выпуском двадцатитомного сборника поэзии, прозы, заметок и исследований Машхур-Жусупа. Презентация должна состояться 8 октября во время научно-практической конференции.

Кайрат БАЛТАБАЙ
Текст и фото www.liter.kz


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1520
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.10 16:52. Заголовок: Сайлау Байбосын. М&#..


Сайлау Байбосын. Мәшһүр-Жүсiптiң жұмбағы

Кейiнгi 7-8 жыл бойы Ресей баспа-сөзiнде 75 жыл жер астында жатып, қайтадан қазылып алынған Будда дiндары Хамбо-Лама Даши-Доржи Итигэлов жайлы үзбей жазылып келедi. Кезiнде сенсация iздеген елдi бiр шу еткiзген, Бурятияның Иволга дацанында (буддалықтардың дiни ғибадатханасы) болған бұл оқиға әлi де ауыздан түсер емес.

Хамбо-Лама Итигэлов жайлы естi-мегендер үшiн қысқартып айтар болсақ, ол 1852 жылы Бурят жерiнде дүниеге келген. Әке-шешеден ерте айырылып, дәулеттi адамдардың қойын бағады. Бiрақ сол кезде-ақ "Тибетке барып оқимын, Будданың жолын қуамын" дегеннен айнымайды екен.

Қайтсе де бiлiм алуға құмартқан ол жасы 15-ке келгенде өз тұрағынан 300 шақырым жердегi Ачинск дацанына жаяулап қашып барып, Будда iлiмiн игере бастайды. Соңынан үлкен дiни және қоғам қайраткерiне айналған ол патшалық Ресей үкiметi тарапынан да қолдау тауып, екi ел арасында өтетiн түрлi дiни, қоғамдық шараларға атсалысып жүредi. Саналы ғұмырын Будда iлiмiне арнаған ламаның соңында буддалық философия мен Тибет медицинасына арналған, көне моңғол тiлiнде жазылған 50-ден астам кiтап қалған екен. Қолжазбалар кеңес өкiметi орнап, дiни наным-сенiм қудалауға түскенде, жер астына тығылған көрiнедi. Олар қазiр ғана табылып, құпиясы ашылуда. Ал 2005 жылы 30 наурызда ламаның тұлғасын одан әрi құпия-ландыра түсетiн тағы бiр қолжазбасы табылған. Онда Итигэлов өзiнiң 12 мәрте реинкарнацияны (адамның тәнi өлгенiмен, жаны өлмей, басқа бiреуге ауысады деген түсiнiк) бастан кешкенiн жазыпты. Қолжазбаның мәтiнi бойынша оның бесеуi Үндiстанда, бесеуi Тибетте, екеуi Бурятияда болған көрiнедi.

Ең қызығы, 1927 жылы 15 маусымда 75 жастағы Хамбо-Лама медитация жасап отырып, ешбiр ауырып-сырқамастан (саналы түрде) о дүниеге аттанып жүре бередi. Буддашыларға тән лотос күйiнде отырған ол шәкiрттерiне өлiм аузында жатқан адамға арналған "Һуга Намши" дұғасын оқуды бұйырады. Бiрақ шәкiрттерi тiрi отырған ұстазының алдында ол дұғаны оқуға дәттерi бармайды. Сосын дұғаны Хамбо-Ламаның өзi бастап, оны шәкiрттерi қостап, ұлы ұстаз бiржола мәңгiлiктiң әлемiне аттанып жүре бередi. Ламаны денесi өзiнiң өсиетi бойынша майқарағайдан жасалған қорапқа салынып, оған тұз толтырылып, содан соң 1,5 метрлiк тереңдiкке көмiледi.

Ұлы Лама көз жұмғасын бiрер жылдан кейiн Бурятияда дiн иелерiн қудалау нау-қаны басталады да, шәкiрттерi жаңа өкiмет бүлдiрiп жүрер деген қауiппен, оның зиратын жермен-жексен етiп тастайды. Тек 1955 және 1977 жылдары Хамбо-Ламаның денесi бүлiнбегенiне көз жеткiзу үшiн өздерi құпия түрде екi мәрте қазып алып көрiптi. Кеңес билiгi құлағасын Итигэловтiң тағы бiр өсиетi табылып, онда ол өз мәйiтiн 2002 жылы бiржола қазып алуды тапсырған екен. Сөйтiп, оның бұл өсиетi орындалып, Ресей буддашыларының бүгiнгi басшысы Пандито хамбо-лама ХХIV Дамба Аюшеевтың рұқсатымен қазылып алынып, жалпы жұртшылықтың назарына ұсынылады.

Таңғаларлығы, 75 жыл жер астында жат-қан ламаның денесi ешбiр бүлiнбеген көрiнедi. Бүлiнбегенi сол, терiсi тiрi адамдiкiндей қызғылт түстi, буындары жеңiл қозғалады дейдi.

Ал ғибадатхананың iшiнде дiни рәсiм жүрiп жатқан уақытта оның денесi кәдiмгiдей терлеп, қызуы 36-37 градусқа дейiн көтерiлiп, қатты терлейтiнi соншалық, жiбек желбегейден өтiп кетедi екен.

Ламаның шашы мен тырнағынан, терiсiнен үлгiлер алып тексерген Ресейдiң сот-медициналық сараптама орталығы олардың тiрi адамға тән екенiн айтқан. (Тек бiр аяғында болмашы жара бар екенi байқалған. Таңғаларлығы, Мәшһүр бабамыздың да бiр аяғының тырнағында түйреуiштiң басындай қарайған болған деседi).

Қысқаша айтқанда, бүгiнде Хамбо-Лама Итигэлов тек Ресей ғана емес, әлем ғалымдарына шешуi қиын жұмбақ болып отыр.

Бiр өкiнiштiсi, Ресей басылымдары бұл секiлдi бұзылмай сақтал-ған мәйiттер Азия аумағында тек Қытай мен Жапонияда, Вьетнамда ғана кездеседi, бiрақ олар жансыз мумиелер, iшкi құрылыстары алынып, бальзамдалып тасталған дейдi. Тiптi ресейлiк кейбiр ақпарат құралдары: "Ғалымдар осыған ұқсас мысалды дүние жүзiнен iздеп, таба алмады" деп жазғанын оқығанда, апырмау, мыналар iргесiнде тұрған қазақ жерiнде дәл осындай жағдайда өмiрден озып, ешбiр бальзамдаусыз 21 жыл ашық қабiрде жатқан Мәшһүр-Жүсiп Көпейұлы деген адамның болғанын шынымен бiлмей ме деп ойлайсың.

Бiр айта кетерлiгi, Мәшһүр-Жүсiп пен Хамбо-Лама - замандас адамдар. Лама 1852 туса, Мәшһүр-Жүсiп 1858 жылы дүние-ге келген. Будда ламасы 1927 жылы 75 жасында өмiрден озса, Мәшһүр бабамыз 1931 жылы күз айларының соңына қарай 73 жасында бақилыққа аттанады.

Бүгiнде Мәшһүр-Жүсiп Кө-пей-ұлының әдеби мұралары жан-жақты зерттелiп, том-том кiтап болып шығып жатыр. Республика жұртшылығы ол кiсiнi көбiнесе ақын, тарихшы, этнограф, фоль-клоршы, аудармашы, шежiрешi, дiн қайраткерi ретiнде бiледi. Ал оның ерекше қасиет иесi болғаны жөнiнде осы төңiректегi аймақтық басылымдарда болмаса, көп жазыла қойған жоқ. Шындығында, Мәшһүрдi кезiнде халыққа сонша танымал еткен ақындық, ғұламалығынан басқа, осы әулиелiгi, елден ерек қасиетi екенi даусыз.

Мәшһүр-Жүсiптiң көзi тiрi-сiнде жасаған талай кереметтерiн айтпағанда, оның ешқандай бальзамдаусыз, тұзға салынбай-ақ, 21 жыл бетi ашық қабiрде ешбiр бүлiнбестен жатқанын бiреу бiлсе, бiреу бiлмейдi!

Өзiнiң өмiрден өтер мезгiлiн алдын ала болжаған Мәшекең жарықтық: "73-ке келгенше балталасаң да өлмеймiн, 73-ке келген соң майға бөлесең де, одан әрi өмiр сүрмеймiн!" - дейдi екен.

Бұл жайдан-жай айтылмаған. Бес жасында-ақ әкесi Көпей сопы дiн жолына бағыттаған Мәш-һүрдiң бар саналы ғұмыры исламның игi жолынан аумай, оқу-бiлiм iздеумен, шығармашылықпен өткен. Жас уағында елдегi Байжан молла, Нәжмеддин хазiрет, Қамареддин ахон секiлдi адамдардан дiни бiлiмiн ашқан Мәшһүр кемелiне келген шағында ислам iлiмiнiң ордасы Орталық Азияға барып, Ташкент, Бұхара секiлдi жерлерде дәрiс алады.

"Мәшһүрден келе жатыр өнер қайнап,

Бұлбұлдай қапастағы тұрған сайрап.

Самарқан, Бұқар, Ташкент бәрiн кезген,

Жасында бiр кем отыз тәңiрiм айдап", - дейдi өзi бұл сапары жөнiнде.

Осы Бұхара шаһарында оқып жүрген Мәшһүр бабамыз бiрде жұма намазынан келе жатса, үстiнде қара шапаны, қолында аса таяғы бар ақсақал адам алдын кес-кестей бередi. Үлкен кiсi ғой, жолын кеспейiн деп, Мәшекең бөгелiп, қол қусырып сәлем бередi. Әлгi ақсақал сәлем аларда қолындағы аса таяғын жерге шанша салады. Басында темiрi жоқ жаңағы таяқ жерге қадала кiрiп, дiрiлдеп тұра қалса керек. Кенет таяғын қайтадан қолға алған қария Мәшһүрдi үш айналып, о жер, бұ жерiнен таяғымен түрткiлеп, "жетпiс екi, жетпiс үш" деп керi айналып жүре бередi. Аң-таң болған Мәшекең мына кiсi маған 72-73 сағатта өлесiң деп кеттi ме деп айран-асыр болады. Үйге келiп ұйқыға жатқан соң, түсiне аруақтар кiрiп, мазасын алып шығады. Сөйтiп, шалдың айтқан 72-73 сағатынан аман-сау өтедi. Ендi 72-73 күнде дәмiм таусыла ма деп, күн санауға айналады. Бұдан да сау-саламат өткесiн, ғұмырының 73 жыл боларына сенедi.

Мәшһүр-Жүсiпке ерекше қасиет қонуына байланысты мынадай тағы бiр әңгiме бар. Бұхарада шәкiрт болып жүрген кезi екен. Бiрде монша iздеп көшеге шықса, алдынан бiр ақсақал адам кез болып:

- Жүр, балам, мына жерде монша бар, - деп бастай жөнеледi. Сәл жүрген соң шағындау, көзге қораш бiр моншаға әкелiп кiргiзiп, Мәшкеңдi шешiндiрiп, арқа-басын ысып, кәдiмгiдей жуындырады.

«Е, осындайды кәсiп етiп жүр-ген- бiр- мүсәпiр екен ғой» деп ойлаған Мәшһүр атамыз қызметi үшiн деп шалға ақша ұсынса, ол алмайды. Iшiнен: "Апырмай, шайхы адам екен ғой" деп ойлаған Мәшкең рақметiн айтып, сәл былай ұзай бере, артына қараса, монша да, жаңағы шал да жоқ. Бұның не керемет екенiн түсiне алмаған ол ертеңiнде медреседегi ұстазына баян етедi. Ол қуана тыңдап: "Балам, құдай жарылқаған екен, сенiң барғаның Қожа Бахауеддиннiң моншасының орны едi. Саған назары түсiп, шомыл-дыр-ған өзi болар, сiрә. Ендi саған қасиет қонды, аузыңнан шыққан сөздiң бәрi лепес, қабыл болады!" - деп, қолын жайып, батасын берiптi.

Кезiнде қазақ даласын барынша аралап, Орталық Азия елдерiне бiрнеше мәрте сапарлап барған Мәшһүр-Жүсiп бабамыздың бар ғұмыры шығармашылыққа бағышталған дедiк. Сондай-ақ, тiрiсiнде әулие атанып, халық пiр тұтып, жалғыз ауыз сөзiн жерге тас-тамаған ерекше қасиет иесi бол-ған. Оның осындай әулиелiгi мен көрiпкелдiгi, басқадай ерекше қасиеттерi жөнiнде адам нанғысыз талай-талай әңгiмелер бар. Олардың барлығын бұл жерде келтiруге мақаланың көлемi көтермейдi. Егер қызығушылық танытқан оқырмандар болса, алдағы уақытта жалпы жұртшылықтың назарына ұсынуға болар едi.

Баянауыл-Қызылтау төңiрегiн-дегi Құлболды-Күлiк-терден шыққан, Абылай заманында жасаған Жанақ әулие Жаңабатырұлы жайлы бiз өткенде жазған болатынбыз. Заманында "Қаһарлы Жанақ", "Доғал оқ Жанақ" атанып, қасиет- дарыған бұл кiсiнiң "Аттым!" дегенi адам болсын, мал болсын мұрттай ұшып, өледi екен. 1914 жылы Мәшһүр-Жүсiп Сiлетi бо-йында жерленген Жанақ әулиенiң зиратын әдейi iздеп барып, басына түнеп, осы "доғал оғын" алып қайтады. Кейiн бұндай қасиет Мәшекеңе де қонып, ел iшiнде басбұзарлық жасаған бiрер адамға оны қолданған да екен.

Ендi жоғарыда айтылған жағдайға оралсақ, Мәшекең жасы 73-ке жеткен соң, Ескелдi деген қыстаудағы қазiр өзiнiң кесенесi тұрған төбенiң басын таңдап, сол жерден қабiрiн қаздырып, үстiнен қос бөлмелi үй салдырады. Әулие-нiң немересi, марқұм Сүйiндiк Шарапиденұлының ертеде жазылған бiр естелiгiнде бұл жөнiнде былай делiнiптi: "Жатар орнын (қабiрiн) үлкен келiнi Зейнептiң iнiсi Дұсжанға қаздырып, өзi үнемi қасында отырып, дұға жасап, енiн, ұзындығын, биiктiгiн екi жарым кез қылып алдырады. Ол бiткесiн әлi де көңiлi толмағандай, тағы бiраз тереңдету керегiн айтады. Бiраз қазған соң, күрек-қайла бiр ақ күлгiн түстi жалпақ тасқа тiреледi. Дұсжан:

- Моллеке, мына жалпақ тасты бөлектеп уақтайын ба? - деп сұрайды.

- Жоқ, Дұсжан, менiң де күт-кенiм сол едi, қиратпай тұтас ал, - деп, тағы бiр дұға оқиды. Кейiн биiктiгi бiр жарым, енi бiр кезге жуық, қалыңдығы 20-30 см. осы тасқа аты-жөнiн жаздырып, басына белгi етiп қойғызады.

Салынған зират үйдiң төргi бөлмесiндегi қабiрге өзiн ашық қоюды өсиет етедi.

Ауызғы бөлмеге өзiнiң күн-делiктi пайдаланатын кiтап-құрандарын, ыдыс-аяқ, ер-тұрман, насыбай үккiш, т.б. заттарын қойғызады. Және насыбай шақшасында әрдайым насыбай болуын да тапсырады.

- Қысы бар, жазы бар, әрi-берi өткен жолаушылар түнер болса, барлық мүлкiмдi пайдалансын, бiрақ, жуып, тазалап, қайтадан орнына қойып кететiн болсын. Қорықпасын, мен көрден тұрып, ешкiмге бас салмаймын.

Мен өлген соң, 40 жылға дейiн денем бұзылмайды, тiрi адам көзi көредi. Тек жаздың ыстық айларында ақыретiмдi айырбастап отырыңдар, қыста қажетi жоқ. Сонда көздерiң жетедi", - деп өсиет айтыпты.

Шынында да, өзi айтқандай, соңынан кейбiр адамдар әулиенiң қабiрiне түскенде, әрдайым бiр хош иiс аңқып тұрады екен.

Сүйiндiк марқұм былай дептi:

- 1946 жылы Сәбит Мұқанов келiп, қабiрдiң iшiне түскен едi. 1950 жылы өзiм де түсiп, денесiн сипаған едiм, сонда жадағай жерде жатса да, бiртүрлi хош иiс шығып тұрды. Ешбiр құрт-құмырс-қа, көрдi жайлап алатын сасық күзен, тышқанның iзi бiлiнбедi.

Әулие Мәшһүр тiрiсiнде өзiнiң жаназа дұғасын да оқытады.

- Құдай алам деп отыр, Шәрәпиден мен Зейнеп бермеймiн деп отыр. Көпейұлы Жүсiпке құдай рақмет айласын! - деп сақ-сақ күледi екен жарықтық.

- Мен өлген соң келiп, бата жасамақ түгiлi, әркiм өз бас қайғысымен кететiн "тұрымтай тұсына" деген заман болады. Оны мен көрмеймiн, сендер көресiңдер, көресiңдер де, көнесiңдер, - дейдi екен.

Соңынан Мәшекеңнiң айтқанындай, 31-32-нiң ашаршылығы, 35-37-нiң қуғын-сүргiнi келiп, арты Екiншi дүниежүзiлiк соғысқа ұласқанын бiлемiз.

Сөйтiп, Мәшһүр әулие 1931 жылы күзде мүриттерiн бiр апта бұрын шақыртып алып, әңгiме-дүкен құрып отырып, ауырмай-сырқамай дүниеден өтедi.

Ол кез екi адам бiрiн-бiрi жау санаған, кеңес билiгiнiң нағыз қаһарына мiнiп тұрған шағы. Өлген адамның ашық қабiрде жатуы, оның талай жыл бойына ешбiр бүлiнбеуi, халықтың Мәш-һүр рухына деген ерекше ықылас-құрметi қызыл белсен-дiлердiң мазасын алмай қоймасы белгiлi. Ақыры 1952 жылы Баянауыл аудандық партия комитетiнiң бiрiншi хатшысы Макин деген адамның нұсқауымен Мәшһүр-Жүсiптiң зираты құлатылып, жермен-жексен етiледi. (Ел адамдарының айтуынша, зиратты бұздырған хатшы да, оны бұзған адамдар да соңынан қарғысқа ұшырап, оңбай кетсе керек).

Бүгiнде Мәшекең есiмi қайтадан әспеттелiп, әдеби мұрасы зерттелiп, зерделенiп жатқанымен, ол барлық жұмбағын өзiмен бiрге ала кеттi. Тiрлiгiндегi әулиелiк, көрiпкелдiк қасиеттерiн айтпағанда, қалайша ешбiр бүлiнбестен 21 жыл бетi ашық қабiрде жатты? Егер зираты бұзылып, қиратылмағанда, әлi де неше жыл жатар едi? Және қабiрiн қаздыру үшiн басқа жер емес, Ескелдiдегi аталмыш төбенiң басын таңдауына не себеп?

Егер әлi күнге дейiн қабiрiнiң бетi ашық жатқанда, Мәшһүр-Жүсiп жұмбағы шешiлер ме едi?

Тiптi кейде қабiрiн қазып көрсе, қандай күйде екен деген пенделiк ойға да берiлесiң.

Бiрақ барлығы да Жаратушының билiгiндегi шаруа. Дегенмен, қазiргi ақпараттық технологияның дәуiрлеп тұрған шағында, Азия құрлығында дәл осындай қасиетке ие болған жалғыз Хамбо-Лама Итигэлов қана емес, дәл сол уақытта қазақ жерiнде Мәшһүр-Жүсiп Көпейұлы деген әулие болған деп Ресей БАҚ-тарына екi ауыз сөз жариялау ойымызға келмей жүр.

«ЖасАлаш» газеті. Түпнұсқадағы тақырып: «Хамбо-Ламаның құпиясына таңдай қаққандар Мәшһүр-Жүсiптiң жұмбағын бiле ме екен?»

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.11 22:08. Заголовок: Қашан Павлодар..


Қашан Павлодардағы Кутузов көшесіне Мәшһүр Жүсіптің атын береміз мешіті сонда орналасқан, ал аты орыс генералы қазақты кезінде білмеген Кутузов, бұл күліктерге үлкен сын, сосын қаланың атын Сарыарқа деп атау керек Машекен Сарыарқа кімдікі деп айтқандай

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 162
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом