Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 736
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.05.08 20:22. Заголовок: Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин


Ибрай Алтынсарин
(1841-1889 гг.)



Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин родился 2 ноября 1841 г. в ауле Жанбурчи Аракарагайской волости Николаевского уезда (нынешний Алтынсаринский район Костанайской области). Будущий просветитель и гуманист, писатель-демократ воспитывался в доме своего деда Балгожи Жанбурчина, одного из самых авторитетных биев своего времени. В девять лет Ибрай был определен в Оренбургскую первую особую школу для казахских детей. В 1857 г. Ибрай Алтынсарин, закончив школу, был оставлен при Оренбургском областном начальнике в качестве переволчика. Занимаясь самообразованием, Ибрай изучил произведения классиков мировой литературы - Шекспира, Гете, Байрона, Пушкина, Лермонтова, Навои, Фирдоуси и многих других.
В 1860 г. Алтынсарину удалось покинуть Оренбург и перевестись в крепость Торгай, на учительскую работу. При его непосредственном участии в 1864 г. там была открыта начальная школа для казахских детей. С этого момента начинается просветительская и педагогическая деятельность И.Алтынсарина. Наряду с этой деятельностью ему приходилось вести и другую работу. С 1868 по 1874 г. Алтынсарин был делопроизводителем Торгайско-го управления, долгое время работал уездным судьей, помощником начальника уезда, а в отсутствие последнего - выполнял его обязанности.
И все же организаторские способности Алтынсарина, его талант педагога и просветителя полностью раскрылись в тот период, когда он занимал руководящие посты в системе народного образования.
Благодаря усилиям Алтынсарина, образование в казахской степи получило широкое распространение. По его инициативе и на собранные им средства в 1884 г. волостные школы открылись в Торгае, Илецкой защите, Иргизе, Николаевске, Актюбинске, а в 1887 г. И.Алтынсарин добился открытия первой женской школы в Иргизе. В это же время, при непосредственном участии Алтынсарина, была открыта учительская семинария в городе Орске и ремесленное училище в Торгае.
И.Алтынсарину принадлежит огромная заслуга в деле создания учебников на казахском языке, алфавита и письменности на основе русской графики. Кроме того, Алтынсарин участвовал в разработке учебников русского языка для казахских школ. В число написанных и изданных И.Алтынсариным книг входят: "Казахская хрестоматия" в двух частях (1879), "Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку"(1879) и "Мактубат" ("Хрестоматия"), относящаяся к 1889 г.
Литературное наследие Алтынсарина включает в себя переводы, стихотворения, рассказы, басни, этнографические очерки и казахские сказки, записанные и обработанные им. Тематика его произведений разнообразна. Алтынсарина по праву называют основоположником казахской детской литературы.
Переводы И.Алтынсарина положили начало басенному жанру в казахской художественной литературе, способствовали становлению казахского литературного языка. Басни И.А.Крьшова, переложенные на казахский язык И.Алтынсариным, были предназначены прежде всего для детей школьного возраста и стали эффективным средством воспитания подрастающего поколения. В "Хрестоматию", написанную Алтынсариным, вошли также его переводы Л.Н.Толстого, К.Ушинского, В.Даля и других русских писателей и поэтов.
Многосторонняя деятельность И.Алтынсарина способствовала экономическому, культурному и духовному развитию казахского народа. И.Алтынсарин является выдающимся просветителем, педагогом, писателем и общественным деятелем, внесшим большой вклад в дело приобщения казахов к передовой, демократической культуре.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Пост N: 932
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.10.08 18:09. Заголовок: Жакып К.Х. Профессо..


Жакып К.Х. Профессор КГУ им. А. Байтурсынова.
О некоторых малоизвестных фактах Жизнедеятельности И. Алтынсарина.
Алтынсариноведы все еще находят ценные и интересные факты из биографии великого казахского просветителя.
Недавно найденный документ в Костанайском областном государственном архиве, в Костанайском областном историке -краеведческом музее несомненно представляет определенную ценность как для исследователей деятельности И. Алтынсарина, так и для тех, кто интересуется историей края.
Прежде отметим докладную записку, составленную в феврале 1947 г. учеником, педагогом- последователем И. Алтынсарина, краеведом и народным учителем казахских школ Зотика Петровича Толстых на имя Жусупова- председателя Исполкома Костанайского Облсовета депутатов трудящихся.
Автор докладной записки З.П. Толстых заблаговременно (за 2 года) ставит в известность областное руководство о необходимости создания комиссии в связи с шестидесятилетием со дня смерти И. Алтынсарина и вносит ряд предложений, в частности: «О дальнейшем сборе материалов деятельности И. Алтынсарина, о принятии мер по сохранению могилы, установлению памятника и присвоению сельскохозяйственному техникуму имени великого педагога».
Далее, автор докладной записки 3.П. Толстых пишет: «И. Алтынсарин жил в Кустанайском уезде в 3-х км. от города Кустаная. Аул семьи Алтынсарина был расположен на берегу озера. И. Алтынсарин имел в ауле деревянный дом, построенный в европейском стиле, в несколько комнат с большим гостиным залом, отопляемым камином, столовой, кабинетом для занятий, библиотекой и спальнями. Алтынсарин несколько раз возбуждал ходатайство перед Министерством Народного Просвещения об открытии сельскохозяйственной школы для обучения казахских детей сельскому хозяйству (земледелие, животноводство), для чего, от имени своего рода пожертвовал 500 десятин земли вблизи своего аула, но царское правительство не хотело обучать казахов сельскому хозяйству и школы открыть, при жизни Алтынсарина, не разрешало.
Алтынсарин умер в 1889 году и был похоронен на родовом кладбище, на берегу инспекторского озера. На могиле Алтынсарина был возведен казахами кирпичный мазар. После смерти Алтынсарина инспектором был назначен Алекторов, и в 90-х годах правительство дало принципиальное согласие на открытие сельскохозяйственной школы, приняв землю под училище от рода Алтынсарина в количестве 500 десятин. Этот участок, а также дом семьи Алтынсарина был передан в ведение инспекции народных училищ и именовался «инспекторским». Дом Алтынсарина до 1905 года использовался как дача для инспекторов народных школ Кустанайского уезда. В 1905 и 1906 годы коллектив учителей г. Кустаная добился перед инспектором передачи части дома в летнее время для использования, как дом отдыха и дачи учителей города. Вопрос об открытии сельскохозяйственной школы все время тормозился, но при инспекции имелся текущий счет сельскохозяйственной школы и доходы от участка (сдачи сенокоса в аренду, пастбища и земли для посева) исчислялись на этот счет.
В период военного коммунизма дом, каким-то образом, был продан на заем пос. Затобольскому, куда он и был перевезен, земля отошла пос. Затобольскому».
Несколько слов об авторе этой докладной записки.
Толстых Зотик Петрович родился 2 января 1885 года в г. Кустанае. В 1893 году поступает учиться в начальную школу, потом в двухклассное училище и Кустанайский педагогический класс. Здесь готовили учителей казахских аульных школ и его он окончил в 1903 году со званием учителя аульной школы и со знанием казахского языка. С осени 1903 года работает учителем Сары - Тургайской аульной школы в Тургайском уезде (ныне Амангельдинского р-на). После революции 1917 года он переходит на работу в потребительскую кооперацию, а затем в 1930-1942 годах активный член Бюро Кустанайского краеведческого общества, неутомимый краеведческий знаток природных богатств тургайской степи. О деятельности 3.П. Толстых по изучению естественных богатств Кустанайской области сохранился исторический документ за подписью академика К.И. Сатпаева, президента Академии наук Каз. ССР от 27 декабря 1949, где высоко оценивается исследовательский труд нашего земляка.
О бережном и внимательном отношении к памяти великого педагога свидетельствует другой документ из Костанайского государственного архива. Это решение за № 1096 Исполнительного комитета Кустанайского городского совета депутатов трудящихся от 10 сентября 1947 года «О сохранении места погребения выдающегося просветителя казахского народа И. Алтынсарина» решение гласит: 1. «Обязать завгоркомхозом товарища Мудракова до 20 сентября 1947 года произвести ограждение железной решеткой погребения И. Алтынсарина, на месте фундамента его дома установить опознавательные знаки, согласно схематического плана и охрану.
Председатель исполкома горсовета Мостовой А.
Секретарь исполкома горсовета И. Усов».
В областном архиве сохранились документы (с сентября 1947 года), а именно справка и подробный схематический план, составленный директором Кустанайского областного музея А. Реутова о месте захоронения И. Алтынсарина и его родственников.
И. Алтынсарина, как патриота своего народа, не могли не заботить и беспокоить административно-территориальные реформы, проводимые царской властью в казахских степях, и предлагал демократические пути преобразования.
Тогда применение «Временного положения» 1868 года на практике обнаружило множество изъянов в деятельности как уездной, так и «туземной» администрации. По мнению чиновников «Временное положение» принесло «несомненную пользу» только в том, что «управление киргизами перешло из рук султанов, безгранично злоупотреблявших своей властью, в руки русских начальников». При этом последние по разному толковали параграфы «Временного положения», в следствии чего, по признанию военного губернатора Тургайской области, её администрации «не руководствовалась в своих действиях одной общей, твердо определенной и ясно осознанной точкой зрения». В связи с этим 26 июня 1870 года военный губернатор Тургайской области разослал письмо, в котором он просил уездных начальников на опыте 2-х летнего практического применения «Временного положения» высказать свои замечания и пожелания относительно параграфов документа, требующих изменения и дополнения.
И. Алтынсарин предлагал пересмотреть «Временное положение» с учетом особенностей жизни и быта казахов. В связи с этим он пишет:
«...уже обнаруживается необходимость тщательного пересмотра «Временного положения» об управлении в степных областях в связи с народными обычаями, бытовыми условиями и взглядами киргиз на подобные дела».
Следовательно, великий педагог предлагает демократический путь преобразования общества.
Еще об одном интересном историческом факте.
Школа, основанная в г. Кустанае в 1884 году великим просветителем казахского народа, не сразу стала именоваться Алтынсаринская, а спустя... 76 лет.
Первоначально, т.е. с 1884 - 1918 гг. русско-киргизское учебное заведение называлось двуклассное начальное училище, а с 26 августа 1918 года Постановлением Кустанайской Уездной Земской Управы Кустанайское двухклассное русско-киргизское училище преобразовывается в Высшее начальное в составе первых двух классов (по косвенным историческим событиям и датам автор статьи приходит к мысли, что в 1923 – 1929 годы русско-киргизская школа стала называться русско-казахской. Почему? Во - первых, после образования СССР (1922 г.), впервые с 1923 г. делопроизводство стали вести на казахском языке, во -вторых, в 1924 году Киргизская АССР переименована в Каз. АССР.
Новая общественная система перед собой ставила новые цели. Так, в 1919 году создается третий коммунистический интернационал. Поэтому именно в этот период, особенно к юбилейным датам, стали появляться идеологизированные и политизированные названия и наименования очагов культуры и образования. И не случайно в 1929 году (посвященном 10-летию 3 коммунистического интернационала, главной идеей которого явилось строительство коммунизма во всемирном масштабе), русско-казахской школе дали имя «Казкомунна», которое школа носила до 1935 года. Автор статьи к этому выводу приходит также на основе изучения некоторых архивных материалов. В 1944 году 19 июня Исполком Кустанайского областного Совета депутатов трудящихся принимает решение «О проведении 15 - летного юбилея школы им. Джамбула. Возлагает на директора школы организованно провести юбилейный вечер выпускников».
Если отнять от 1944 года 15 лет, то получается 1929 год, т.е. как раз 10-летие 3 Коминтерна, созданного в 1919 году.
«С приходом к руководству Компартии Казахстана Л. И. Мирзояна, школа (с 1935 - 1938 г.) стала носить имя человека, который действительно много сделал в области образования и культуры, в воспитании и подготовке национальных кадров во всех сферах общественной жизни, а уж в 1938 - 1939 учебном году школе дали имя Жамбула. В эти годы зав. облоно был Есимов».
И, наконец, в материалах Исполнительного комитета Кустанайского Совета от 12.01.1963 года находим сообщение зав. облоно Березана, который говорит, что: «...школа-интернат №1 им. Алтынсарина г. Кустаная до 1960 года именовалась школой им. Жамбула». Следовательно, школа, основанная И. Алтынсариным в 1884 году, стала носить имя своего основателя только с 1960 года. Это подтверждает и автор статьи, который был зачислен учеником именно в 1960 году и окончивший в 1966 году.
Вне сомнения, исследователей - алтынсариноведов ждут еще не мало интересных исторических фактов из жизнедеятельности великого Учителя.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Второй администратор




Пост N: 137
Зарегистрирован: 17.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.09.11 15:24. Заголовок: Ибрай Алтынсарин, пр..


Ибрай Алтынсарин, просветитель и судья

Ибрай Алтынсарин известен нам больше как педагог второй половины девятнадцатого века, как человек, открывавший школы. Но служение стране, в которой он жил, не ограничивалось педагогической деятельностью.

И наглядно об этом может свидетельствовать подлинный документ – «Формулярный список о службе инспектора киргизских школ Тургайской области, статского советника Ибрагима Алтынсарина». Составлен он был 17 июля 1889 года, через два дня после кончины самого Алтынсарина, правителем Тургайской канцелярии Н.Орловым. В этом документе есть все сведения о том, как жил и работал государственный служащий Ибрагим Алтынсаринович Алтынсарин от начала и до конца. Документ не политизирован, беспристрастен, а потому наиболее ценен, ведь факты говорят сами за себя.

Итак, И. Алтынсарин, сын почетного ордынца Тургайской области Николаевского уезда, как сказано в этом документе, был 1841 года рождения. Эта дата считается официальной, поэтому в 2011 году мы будем отмечать 170-летие со дня рождения этого великого человека. Недоумение вызывает лишь тот факт, что Н.Орлов в «Формулярном списке ...» указывает, что скончался Ибрай Алтынсарин в возрасте 53 лет. Ошибка? Но она вполне разрешима историками.

Известно, что Алтынсарин был женат на Айганыс Чулаковой, жительнице Сыр-Дарьинской области. Имел троих детей: сыновей Габдуллу и Абдрахмана и дочь Шарифу. Это была его личная жизнь.

Что касается общественной жизни, то указывается, что в 1858 году Алтынсарин окончил казахскую школу, и 8 октября того же года был зачислен в чин зауряд-хорунжего. Собственно государственную службу начал 1 августа 1859 года младшим толмачем Тургайского областного управления. А через год стал учителем и смотрителем школы в г. Тургае, ранее именовавшимся Оренбургским укреплением. Там же он исполнял и обязанности переводчика. Проработал Ибрай Алтынсарин здесь девять лет, стал хорунжим и получил за усердие по службе орден св. Станислава 3-й степени.

После этого судьба И. Алтынсарина резко меняется. Его замечает начальство, оценивает по достоинству. Принимая во внимание его авторитет среди местного населения, Алтынсарина назначают на должность уездного тургайского судьи, на которой с небольшими перерывами он проработал четыре года. Надо полагать, что судейскую обязанность Ибрай Алтынсарин исполнял хорошо, потому что в 1874 году ему был пожалован орден св. Анны 3-й степени. Однако в конце семидесятых он снова вернулся в просвещение, работал в должности инспектора киргизских школ Тургайской области, и в 1882 году удостоился ордена св. Станислава 2-й степени. В должности инспектора Ибрай Алтынсарин и прослужил до конца своих дней, получив за службу еще и орден св. Анны 2-й степени, дослужившись до высокого чина статского советника. Это обязывало по Табелю о рангах того времени обращаться к нему – Ваше высокородие. Чин этот при дворе императора соответствовал высокому чину камер-юнкера. К сожалению, вскоре, 17 июля того 1889 года же года, Ибрагим Алтынсаринович Алтынсарин скончался.

В Костанае именем Ибрая Алтынсарина названа одна из центральных улиц, его имя носит казахская школа-интернат, около которой установлен бюст известному просветителю. Напротив современного костанайского главпочтамта, где сейчас возводят новое административное здание, до середины шестидесятых годов прошлого века стояла одноэтажная школа с казахским языком обучения. Ее в свое время основал в г. Троицке, а затем перевел в Кустанай сам Ибрай Алтынсарин. 21 августа 1888 года, например, он же открыл в Кустанае еще одно учебное заведение – одноклассное мужское училище для детей русского населения. «В день открытия этого училища и на следующий день поступило туда 57 учеников», – напишет об этом событии военному губернатору Тургайской области И. Алтынсарин.

А вообще за свою деятельность инспектора школ Тургайской области Ибрай Алтынсарин открыл четыре 2-х классных русско-казахских училища, ремесленное училище, женское училище, пять волостных школ и два училища для детей русских переселенцев. Известно, что большую часть жизни и работы он провел в г. Тургае, некоторое время в Троицке, но с 1883 года стал жить в г. Кустанае. Недалеко от черты города, на берегу Тобола, около озера, которое с тех пор получило название Инспекторского, он построил дом. Сейчас это район дач за Наримановским рынком. Похоронен И. Алтынсарин в степи, в 3-х километрах от своего дома, могила сохранилась до сих пор. 10 сентября 1947 года Кустанайский горисполком принял решение о сохранении места погребения И. Алтынсарина. В этом документе указано, что на месте погребения следует установить железное ограждение, а на месте фундамента дома, где он жил, опознавательные знаки. Так что, получается, уже в 1947 году дома не было, а оставался один фундамент, но потом и его не стало.

5 августа 1958 года Кустанайский облисполком обязал председателя Кустанайского горисполкома В. Великанова построить над могилой И. Алтынсарина надгробный памятник. В январе 1991 года кустанайской юношеской библиотеке присвоено имя И. Алтынсарина, а 9 декабря того же года, к 150-летию со дня рождения, на уровне Казахской ССР приняли решение открыть в Кустанае мемориальный музей Ибрая Алтынсарина. После себя этот человек оставил труды: «Казахская хрестоматия» (1879 год, учебник) и «Начальное руководство к обу-чению казахов русскому языку» (1879 год).

http://www.kstnews.kz/index.php?a=8007
Редколлегия страницы «Ретроскоп»: Я. Духин, Д. Легкий, А. Козыбаев, С. Самаркин, А. Тихановский.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 87
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом