Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 756
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.06.08 21:28. Заголовок: Мустафа Шокай


Чокаев (Чокай) Мустафа



Мустафа Чокаев родился 7 января 1890 г. в местечке Аулие-тарангыл, в Сыр-Дарьинском районе Кызыл-Ординской области. Родом из кипчаков. Дед Мустафы заслужил звание "датка", что приравнивает его к султанам. Отец его Чокай, 1836 года рождения, умер в 1916 г., в свое время был волостным и пользовался уважением как признанный в народе бий, судья. По материнской линии он ведет свою родословную от казахских ханов, правивших Хивой. Он получил достойное для семейной традиции воспитание и образование.

К этому времени царское правительство силой оружия полностью установило в регионе имперское правление, объявив прилежащую к России территорию Русским Туркестаном. Когда Мустафе было 8 лет, произошло восстание под руководством имама Мадели, в котором участвовали узбеки, казахи, киргизы. Восстание было жестоко подавлено. По указанию Николая II все земли восставших, включая и зимовки, а также все лучшие угодья были переданы в собственность русским переселенцам. Вот почему, дав Мустафе мусульманское домашнее образование, родители определяют его в русскую Ташкентскую гимназию, где он учится вместе с Керенским. Уже в школе он объединяет вокруг себя соплеменников, давших обет быть мусульманами и не отступать от веры. Блестяще окончив гимназию, Чокаев поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, в студенческие годы складывается его политическое лицо как демократа, отчетливо осознающего политическую ситуацию в России в целом и в Туркестане. Принимая активное участие в общественной деятельности, он общается, в частности, с видным деятелем царской администрации Губайдуллой Шангирхановым, который заботился о привлечении молодых казахов к учебе в университете, всячески старался облегчить их участь. Как известно, казахи как "дикие" в III и IV Государственных Думах не получили депутатского представительства и потому могли действовать только через так называемую мусульманскую фракцию европейской части России. Несмотря на молодость, Мустафа был подлинной душой оргкомиссии при этой фракции. Через нее он смог представить Госдуме картину кровавого подавления войсками восстания 1916 г. Когда в феврале 1917 г. было создано Временное правительство, Мустафа Чокаев способствовал назначению комиссаром в Степной Край Алихана Букейханова, в Туркестан - Мухамеджана Тынышбаева. Но еще до февральской революции у него зародилась идея "Туркестанского союза", для чего он выезжает в 1916 г. в Казань и создает организацию под названием "Туркестанское единство". В ее руководство вошли пять человек, безусловным лидером которых был Мустафа. 27 декабря 1917 г. все политические течения и партии, собравшиеся на Всетуркестанский конгресс, объявили о создании Кокандской автономии, избрав ее первым президентом Тынышпаева, а после его ухода единогласно Чокаева. В документах, принятых конгрессом, декларировалась необходимость установления с Россией экономических взаимоотношений на основе равенства и взаимовыгодных интересов.

Но Коканд оказался беззащитным перед нападением большевиков по всем параметрам: не хватало вооружения, военных кадров, международной поддержки.

После захвата города началась повальная резня, насилие над женщинами, грабеж, расстрелы без суда и следствия, уничтожение "лишних свидетелей". Только благодаря мужеству и самоотверженности соратников Чокана ему удается вырваться из этого кровавого месива. Через Баку, Батуми, Стамбул, Мустафа добирается до Парижа и оседает в нем. Живя в Париже, Чокаев развивал напряженную деятельность по объединений всех находящихся в эмиграции мусульман, прилагает все усилия для того, чтобы открыть глаза Западу на истинное положение дел. Он играл незаменимую роль в обществе "Дружбы народов Кавказа, Туркестана и Украины", общался с социалистами и с видными политическими деятелями, везде систематически развивал свою политическую концепцию объединения тюркских народов для обретения ими свободы, независимости и возможности цивилизованного развития. В Лондоне, Париже, Варшаве он выступал с докладами, разъяснял и разоблачал имперско-репрессивный характер политики большевиков, с 1924 г. он издает журнал "Яш Туркестан", распространяя его в Лондоне на английском, в Германии, на французском и польском языках в Варшаве. Его статьи до сих пор поражает остротой анализа и глубокой постановке вопроса. Большевики и особенно Сталин опасались проникновения его идей и, не упоминая его имени, косили под самый корень всех сколько-нибудь самостоятельно мыслящих интеллигентов как "пантюркистов", "панисламистов", придавая этим терминам некое зловещее звучание, так же как термину "национализм". На самом деле он провозглашал идею регионального, языкового, связанного с историко-этническим единством объединения народов, что в наше время развивается на самых различных уровнях. Ленин и большевики также поначалу пользовались термином "мусульманство" для обозначения региона, культуры, быта, традиции и общности политической истории.

Насколько большевистская традиция тяготела и тяготеет до сих пор в понимании деятельности Мустафы Чокаева можно судить по тому, что не прекращаются спекуляции вокруг возможной связи Мустафы с так называемым "Туркестанским легионом". Это версия, которую "проработал" КГБ, не имеет под собой никакой фактической основы. На самом деле известно только то, что немцы после окружения Парижа арестовали Чокаева, затем отправили в Берлин. Затем его с приставленными к нему фон Менде и Вали-Каюмом, отправили для ознакомления с положением военнопленных в Польше и на Украине. Во время этой поездки Мустафа приложил усилия для облегчения положения выходцев из Востока в смысле быта и устройства их на работу. Заразившись тифом, Чокаев проходил лечение в больнице, где и скончался 27 декабря 1941 г. Объявление о создании Туркестанского легиона последовало в апреле 1942 г., т. е. почти четыре месяца спустя после смерти Мустафы Чокаева. Существует предположение, что он был отравлен по распоряжению Розенберга, что, возможно, в этом принял участие Вали-Каюм, ставший "ханом" "Туркестанского легиона". Остается только гадать, как немцы хотели использовать политический авторитет Чокаева в своих целях, насколько они доверяли ему (или насколько он не оправдал их надежд), какие внутренние мотивы могли быть у Чокаева для какого-то союза или дипломатической договоренности с немцами (или таковых не было). Надо иметь в виду только одно и самое главное: с 1920 года, живя во Франции, Мустафа Чокаев как политический деятель, находящийся в эмиграции, снискал себе безукоризненную репутацию как человек, как личность, как крупный ученый, экономист, социолог, публицист, журналист. И все спекуляции вокруг его имени - лишь запоздалая попытка бросить тень на память этого выдающего деятеля региона, обозначенного Советами как Средняя Азия и Казахстан. Нельзя об этом сказать лучше, чем профессор А. Шульгин, лично знавший Чокаева. "Мустафа-би был большим государственным деятелем, выдающимся писателем и журналистом. Оставаясь верным своим традициям, он имел в себе все то ценное, человеческое, что может и должно связывать между собой людей самых разных и, казалось бы, непонятных друг другу народов".


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор


Пост N: 829
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.08 00:38. Заголовок: Мустафа Чокаев С. Ис..


Мустафа Чокаев
С. Исхаков

Впервые публикуемый русский оригинал мемуаров М. Чокаева, одного из лидеров туркестанских мусульман в 1917-1918 гг., содержит малоизвестные факты из истории национально-государственного устройства народов Центральной Азии. Мемуарист сообщает много нового о многих известных политиках революционного времени, характеризует взаимоотношения столичных и региональных лидеров и массовую психологию.

Сочинения Чокаева в СССР подвергались политизированной и идеологической критике. Для западной историографии они, напротив, были одним из основных ее источников. После распада СССР Чокаев стал одним из символов борьбы за независимость Казахстана, о нем стали писать без прежней негативной предвзятости, его работы получили известность.
Чокаев, уроженец Сыр-Дарьинской области, был выходцем из аристократической казахской семьи, в 1914 г. закончил юридический факультет Петербургского университета.
В апреле 1917 г. Чокаев вернулся в Ташкент и стал одним из руководителей туркестанских мусульман. В феврале 1918 г. большевики разгромили Временное правительство автономного Туркестана («Кокандскую автономию»), которое возглавлял Чокаев. В 1920 г. Чокаев уехал за рубеж.

В эмиграции Чокаев обосновался сначала во Франции. Выступал с докладами и публиковал исторические исследования и аналитические обзоры в Стамбуле, Париже, Берлине, Лондоне, участвовал в издании ряда журналов и газет. Авторитет Чокаева в эмиграции был высок. Во время оккупации Парижа германскими войсками Чокаева арестовали по доносу о связях с английской разведкой, около года содержали в Компьенском лагере. Информация о связях Чокаева с янгпичянями не поптвепттолясь- через несколько дней после нападения Германии на СССР его освободили. 27 декабря 1941 г. Чокаев умер в берлинской больнице (согласно версии советской историографии был отравлен своим ближайшим соратником), 2 января 1942 г. похоронен на мусульманском кладбище.

В 1937 г. в Париже были отдельной книгой опубликованы его воспоминания под названием «1917 yili hatira parсalari»

(«Отрывки из воспоминаний о 1917 годе»), которые были переизданы в Анкаре в 1988 г. и в Стамбуле в 1997 г., а недавно были переведены на казахский язык.

В материалах польской разведки, которые попали сначала в нацистскую Германию, а затем в СССР — в так называемый Особый архив (ныне Центр хранения историко-документальных коллекций — ЦХИДК) при Совете Министров СССР был обнаружен данный неполный русский вариант мемуаров Чокаева. Судя по некоторым вставкам и исправлениям в машинописном тексте, они были сделаны им самим, что представляет особую ценность, поскольку при переводах такого рода литературы нередко допускаются существенные ошибки.
Такая публикация внесет существенный вклад в изучение роли Мустафы Чокаева в истории Казахстана и Туркестана.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 872
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.09.08 23:33. Заголовок: Бахыт Садыкова Пам..


Бахыт Садыкова
Памяти туркестанских джадидов

Основные даты жизни и деятельности Мустафы Чокая

1890, 25 декабря В зимовке Наршокы близ Ак-Мечети родился Мустафа Чокай
1910 Окончание гимназии в Ташкенте
1910-1914 Учёба на юридическом факультете Петербургского университета
1916-1917 Работа в качестве секретаря мусульманской фракции в Государственной Думе России
1917, начало апреля Участие в работе Первого всеказахского курултая в Оренбурге
1917, апрель Возвращение в Ташкент, работа в Туркестанском Национальном Совете
1917, 10 декабря Избран председателем Кокандской (Туркестанской) Автономии
1918, 16 апреля Мустафа Чокай и Мария Горина скрепляют свой брачный союз в ташкентской мечети
1918, 1 мая Отъезд из Ташкента вместе с Марией Яковлевной Гориной-Чокай
1918, август Участие в работе второго совещания Комитета Учредительного собрания (Челябинск)
1918, сентябрь Избрание членом бюро Госсовещания и вторым товарищем председателя съезда членов Учредительного собрания (Уфа)
1919, начало Поездка вместе с Вадимом Чайкиным в Красноводск и Ашхабад для расследования обстоятельств гибели 26 бакинских комиссаров
1919 Основывает в Тифлисе две газеты: "Ени Дунья" и "Шафак".
1920-1921 Большевики предлагают стать советником советского правительства в кемалистской Турции
1921 Прибытие супругов Чокай в Стамбул
1921, лето По указанию национальных организаций Туркестана эмиграция во Францию; работа в редакции газеты "Последние новости"; сотрудничество с другими европейскими изданиями
1923, май Статья в парижском журнале "Orient et Occident", посвященная восточной политике советской России и национальному движению в Туркестане
1925-1926 Советские дипломаты предлагают Мустафе Чокаю съездить в Туркестан. Мустафа Чокай отвергает это предложение
1929 Руководство Туркестанским Национальным Объединением, в составе которого он работает со дня пребывания в эмиграции; выход в свет первого номера журнала "Яш Туркестан", политического органа Национальной Защиты Туркестана
1926-1938 Мустафа Чокай в составе редколлегии журнала Прометей, органа Национальной Защиты народов Кавказа, Украины и Туркестана
1930, 8 января Выступление на собрании комитета "France-Orient" с докладом на тему "О современном положении Туркестана", который был опубликован в февральском номере "Официального Бюллетеня Комитета France-Orient"
1933, 27 марта По приглашению Королевского института по международным делам Мустафа Чокай выступил с докладом "Советский Союз и Восточный Туркестан"
1933, 29 марта По просьбе Королевского Общества по изучению Центральной Азии сообщение на тему "Пятнадцать лет правления большевиков в Туркестане"
1932, 19 февраля Доклад на собрании "Прометея" с анализом причин поражения Кокандской Автономии
1932, 23 марта Доклад на собрании "Прометея" на тему "Октябрьский период революции в Туркестане"
1933 Встреча в Берлине с Георгом Ляйббрандтом, высокопоставленным чиновником внешнеполитического управления НСДАП
1941, 22 июня - 13 июля Пребывание в замке Компьен в числе "почетных заложников"
1941, 15 июля Отъезд в Берлин и пребывание там в течение 6 недель (с 15 июля до 26 августа)
1941, сентябрь - декабрь Посещение нацистских концлагерей, в которых содержались советские военнопленные
1941, 27 декабря Дата кончины Мустафы Чокая в берлинской больнице "Виктория"

www.continent.kz

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1504
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.10 23:44. Заголовок: М.Чокай Политика Ро..


М.Чокай
Политика России и Туркестанское национальное движение (страницы истории)

Эмиграция Мустафы Чокая в Европу летом 1921 года явилась новым этапом в истории Туркестанского национально-освободительного движения. С этого момента оно разделено на две ветви: зарубежную, возглавляемую Мустафой Чокаем, и внутреннюю, возглавляемую партией Алаш-Орда. Таково было решение национальных организаций Туркестана. Их задачей было добиться со стороны мирового сообщества признания национально-освободительного движения Туркестана, а также донести миру истину о том, какую зловещую роль навязывают большевики Туркестану в своих планах по разжиганию пожара мировой революции, пытаясь противопоставить мусульманский Восток западным метрополиям. Именно этот период обозначил начало противостояния "Восток - Запад". Мы предлагаем текст выступления Мустафы Чокая весной 1923 года перед журналистами, политическими, государственными и общественными деятелями Европы, сохраненный в архивах министерства иностранных дел Франции. Публикация приурочена ко дню памяти Мустафы Чокая.

Туркестан занимает обширное пространство на юго-востоке Азии. Его территория превышает 1,5 миллиона квадратных километров. Он имеет общие границы с Китаем, Афганистаном и Персией. На юге узкая лента афганской территории отделяет его от Индии, тогда как на западе страна через Каспий сообщается с Кавказом и странами Закавказья. На северо-западе Туркестан соседствует с обширными степями Киргизии (Казахстана. - "ДН"), которые выводят на территорию Башкирии и далее - территорию волжских татар.

Основными жителями Туркестана, население которого насчитывает 12 миллионов человек, являются народы тюркского происхождения (казахи, киргизы, узбеки, туркмены), говорящие на общем тюркском диалекте. Туркестан, колыбель тюрков, является одновременно очагом самой древней арабо-персидской культуры, оставившей свой неизгладимый след в стране. Первые тюрки появились на исторической арене в VI веке, а ислам проник в Туркестан в конце VII века. В Туркестане была основана первая тюркская династия караханидов. Сельджуки, потомками которых являются нынешние оттоманские турки, также являются выходцами из Туркестана. В Туркестане родился Султан Бабур (Тимурид), основавший в Индии Империю Великих Моголов. В Туркестане же родился Абдулла-хан, основатель современного Афганистана.

Населенный мусульманами-суннитами, Туркестан в своем развитии испытал сильное влияние шиитской Персии и был связующим звеном двух основных ветвей ислама - шиизма и суннизма.
Историко-нравственные факторы, изложенные выше, объясняют исключительное положение Туркестана по отношению к остальному тюркскому и мусульманскому миру. С другой стороны, его географическое положение стало причиной того, что русское имперское правительство и сегодняшнее советское правительство избрали Туркестан базой для своих подготовительных акций для проникновения в лимитрофные (пограничные. - "ДН") мусульманские страны.(...)

Колонизация Туркестана

Колонизация Туркестана русскими крестьянами была предпринята почти одновременно с его захватом. Если обычно завоевание какой-либо страны европейским государством сопровождается немедленным прибытием коммерсантов и промышленников, то в случае с Россией такая колонизация была увязана с нескончаемой теорией о крестьянах-переселенцах. Иногда даже само прибытие этих крестьян-переселенцев предваряется завоевательными акциями. Русская эмиграция в Туркестан началась с прибытия эмигрантов в Семиреченск. Только в период с 1847 по 1867 гг. в Семиречье прибыли 15 тысяч русских переселенцев, затем в период с 1868 по 1882 гг. их прибыло еще 25 тысяч. В последующем эмигранты проникли в регионы Сыр-Дарьи, Самарканда, Ферганы и Закаспия. К началу XIX века на территории Туркестана насчитывалось уже 326 русских колоний с населением в 248.500 человек. Каждый последующий год был также отмечен прибытием в Туркестан тысяч крестьян из России. Увеличению числа прибывающих эмигрантов способствовал также и голод, свирепствовавший в России.

Этих цифр, относительно малозначащих, недостаточно для того, чтобы понять истинный характер колонизаторской политики России. Колонизация Туркестана Россией проводилась без всякого плана, без изучения нужд местного населения, без определения объема незанятых земельных площадей.

В течение более чем двадцатилетнего периода жители Туркестана были незаконно лишены собственных земель только по решению местных правителей, без предъявления юридических санкций со стороны центральной власти. "Распределение земель переселенцам проводилось без каких-либо юридических оснований, - заявил князь Массальский, известный исследователь Туркестана. Вопрос был отдан на откуп податливой кучки заинтересованных кочевников (киргизов) и настойчивых представителей властей".

И даже тогда, когда в отношении русской эмиграции в Туркестане стали применяться законы и обычаи, данная реформа нисколько не улучшила положение местных жителей, чьи интересы не были защищены. Напротив, закон давал право лишать местных жителей всех средств защиты либо протеста против самой несправедливой экспроприации. Граф Пален, совершивший по приказу императора инспекционную поездку в Туркестан, описывает следующим образом "законные" методы работы колониальной администрации: "Сторонники политики колонизации предложили разрушить более 5.100 постоянных зимовок киргизов и выгнать из них более 30.000 человек с тем, чтобы высвободить примерно 250.000 десятин (гектаров) орошаемых земель, на которых можно было бы обустроить примерно 6.500 крестьянских ферм (из расчета 40 десятин на каждую ферму). С другой стороны, было обнаружено, что в Пишпекском уезде из 5.395 участков, отданных в распоряжение переселенцев, были заняты лишь 2.008 (т.е. примерно 38%). Оставшиеся 3.387 были отвергнуты переселенцами как малопригодные под нужды земледелия. Можно заключить, что открывается возможность дополнительного обустройства еще 2.500 ферм на площади 250.000 десятин, то есть для этого надо уничтожить в два раза больше казахских жилищ. Инспекция территорий, предназначенных для экспроприации, показала, что казахи везде перешли от кочевой к оседлой жизни на пастбищах и что они занимаются скотоводством без перемещения.

Так что проведение в жизнь проекта колонизации, то есть перемещение казахских очагов, непременным образом приведет к их разрушению". По утверждению В.Васильева, исследователя Семиречья, у казахов были отобраны главным образом плодородные земли, а им были оставлены полупустынные степи и горы. Трудно установить сейчас точные цифры, определяющие объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана в пользу русских переселенцев. К 20 году XX века этот объем вырос более чем в полмиллиона десятин орошаемых земель. Если добавить к ним площади в 610.481 десятин, отданные семиреченским казакам, то общая сумма составит 1,5 миллиона десятин.

Чтобы осознать истинный смысл этих цифр, необходимо сравнить, с одной стороны, объем площадей, отобранных у коренных жителей Туркестана с общим объемом орошаемых земель; с другой стороны, численность русских переселенцев с численностью мусульманского населения, занятого земледелием.

По данным того же князя Массальского, общая площадь орошаемых земель в пяти областях Туркестана составляет примерно 2.808.000 десятин. К тому же около 1.500.000 десятин составляют неорошаемые, но пахотные площади (называемые еще "бахари"), что в итоге составляют 4.308.000 десятин.

Таким образом, мусульманское население Туркестана, занятое земледелием, достигающее по численности 5 миллионов человек, располагает 2.808.000 десятинами (4.308.000 десятин - 1.500.000 десятин = 2.808.000 десятин, тогда как 300.000 переселенцев и казаков имеют в своем распоряжении 1.500.000 десятин. (...)

Последствия политики колонизации

Такая политика колонизации в результате не только задержала процесс стабилизации кочевых казахских племен, но, загнав в степи и оседлые племена, она увеличила число кочевников. Этот факт позволяет увидеть в новом свете "цивилизаторскую миссию" имперской России в Туркестане.
С другой стороны, этот способ экспроприации, "проводимый без каких-либо юридических оснований, а лишь по воле представителей правительства", не способствовал появлению у коренных жителей чувства равенства. Жители Туркестана, лишенные возможности защищать свои права на основе законности, были вынуждены в период обострения "решительной" активности властей искать убежища в Китае (Монголии) либо в отдаленных степях Хивинского и Бухарского ханств. Неудивительно после этого, что европейская культура, представленная в Туркестане Россией, стала в глазах народа синонимом оголтелого насилия с целью разрушения мусульманского очага в Центральной Азии. Мусульманам было категорически запрещено участвовать в управлении страной, они не могли даже в порядке исключения занимать какие-либо административные должности. Коренные жители пребывали под постоянной угрозой статьи 64 "Правил управления Туркестаном", предоставлявшей администрации право брать под арест всякого без предъявления юридических санкций, без указания причин ареста. (...)

В сфере промышленности мусульмане допускались к работе только в качестве чернорабочих, а в сферу железных дорог, почты, телефона, телеграфа и трамвая путь им был наглухо закрыт. Производство хлопка, сосредоточенное исключительно в руках мусульман, составляет основной источник богатства Туркестана. Эта отрасль промышленности была скомпрометирована спекулятивными методами, бывшими в почете в период закупа хлопка, и сильно ущемляли экономические интересы населения.
Именно в сфере народного образования ярким образом проявила себя "историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации в Центральной Азии". Однако результаты ее деятельности в этой области также не были удачны. К началу революции 1917 года во всем Туркестане, включая Хиву и Бухару, насчитывалось примерно 400 школ, в которых обучались 30.000 учащихся, из которых лишь 20% составляли мусульмане. Этот процент, который к настоящему времени сильно сократился, относится лишь к начальным школам (около 200 школ), добрая половина которых содержится на средства коренного населения.

Как особый факт можно отметить то, что управление государственными заведениями по подготовке учителей смешанных начальных школ в Туркестане было доверено человеку, известному своим крайне нетерпимым отношением к мусульманской религии и убеждением в том, что, с точки зрения миссии русских на Востоке, применение к мусульманам методов европейского обучения наносит только вред. С другой стороны, мусульманам запрещено открывать даже на свои собственные средства начальные школы с обучением на родном языке с применением новых педагогических методов. Коренные жители обучались в старых религиозных школах, число которых составляло примерно 7.000, а число учащихся в них - 100.000.

Разумеется, нельзя отрицать того, что с завоеванием Туркестана Россией он стал открыт для европейской цивилизации, но потребление благ этой цивилизации стало если не полностью недоступным для мусульманского населения, то, по крайней мере, доступным лишь в той мере, в какой оно совместимо с ролью, отведенной населению в экономической и политической жизни собственной страны.

Таким образом, "историческая миссия России как представительницы европейской цивилизации на Востоке" имела следующие последствия. В политической сфере - установила режим несправедливости и произвола. В области народного образования - стала тормозом в преодолении естественной тяги послушного народа к образованию. В экономической сфере - незаконно лишила коренных жителей земель, которые они потом и кровью отвоевали у пустынь; задержала и без того затянувшийся процесс перехода кочевников к оседлой жизни; способствовала экономическому развалу страны, при этом привела к обнищанию класс мелких производителей и земледельцев.

Нам казалось, что революция 1917 года сможет убрать все препятствия, мешающие внутреннему сближению мусульманского Туркестана и России. Однако отношение местных органов власти русского Временного правительства, равно как Советов, убили у мусульманского населения страны всякую надежду па обретение равенства в правах с русскими. Новая революционная Россия унаследовала у Российской империи "цивилизаторские" методы в отношениях с азиатским Востоком. Она сделала все, чтобы сохранить за русским населением Туркестана все прежние преимущества под предлогом "необходимости защиты прав и интересов революции", будто эти интересы отличны от прав и интересов большинства населения Туркестана.

Две причины нравственного порядка не позволили мусульманам Туркестана, составляющим 97% от общего числа жителей, противопоставить русскому революционному шовинизму программу чисто национального характера в тот момент, когда представители других национальностей империи начали отстаивать свои права и даже отчасти проводить в жизнь собственные программы. Это, прежде всего, чувство сдержанности, которое особенно необходимо проявлять в период появления угрозы военных действий. А также убежденность в том, что Всероссийское Учредительное Собрание исправит ошибки переходного периода, предоставив Туркестану, в соответствии с его волей, автономию в рамках Российской республики.

Туркестан под властью большевиков

С приходом к власти большевиков Россия вышла из войны, но война обрела характер "внутренний". Была отброшена даже сама идея созыва Учредительного Собрания, а съезд Советов узурпировал всю власть. Сразу же после созыва съезда Советы провозгласили на территории прежней России "Союз равноправных национальных советских республик" и предложили представителям различных национальностей нового государства "самим определить форму своего управления". Что касается Туркестана, то к нему правительство Советов проявило особую предрасположенность. Но на практике политика большевиков в Туркестане оказалась диаметрально противоположной программе, изложенной в их заявлениях. Советы рабочих и солдатских депутатов, которые еще до большевистского переворота мало заботились о правах местного населения, как только в октябре оказались у власти, полностью их игнорировали. Мусульманские национальные организации, объявленные "свободными и неприкосновенными" в соответствии с постановлением революционных властей, были разогнаны. Лица, которые ни по биографии, ни по моральным качествам не могли представлять идеалы освободительной революции, вдруг очутились у власти. Участь Туркестана с мусульманским населением оказалась в руках кучки вооруженных людей.

Многочисленные попытки привлечь внимание центральной советской власти к вопиюще противоречивому характеру между заявлениями и политикой, проводимой их представителями на местах, не дали никаких результатов. Мусульманам Туркестана пришлось своими собственными средствами решать проблемы их политической жизни.

Движение автономистов Туркестана

25 ноября 1917 года в Коканде открылся Чрезвычайный съезд мусульман Туркестана. На съезде была принята следующая резолюция: "IV региональный съезд мусульман Туркестана, собравшийся на внеочередную сессию, выражая волю народов, проживающих в Туркестане, относительно автономии на принципах, провозглашенных Великой русской революцией, объявляет Туркестан автономной территорией в составе демократической федеративной Российской республики. Съезд делегирует Учредительному Собранию Туркестана право закрепить форму названной автономии. Учредительное Собрание должно быть созвано в возможно кратчайшие сроки. IV съезд торжественно заявляет, что права национальных меньшинств, проживающих в Туркестане, будут строго соблюдены".
Съезд избрал Национальный Совет и правительство, которые должны были связаться с центральными властями и сообщить им об объявлении автономии. Однако региональные съезды мусульманских землевладельцев направили телеграммы советскому правительству, объявив о том, что "автономное правительство Туркестана как законный представитель страны является единственным полномочным органом, с которым отныне необходимо решать все вопросы, относящиеся к Туркестану".

Правительство Советов против Туркестанской автономии

Правительство Советов ответило, что "мусульманские трудящиеся должны сами свергнуть незаконное правительство туркестанских большевиков вместо того, чтобы просить вмешательства центральных властей". Но одновременно оно направило своим представителям в Туркестане приказ о немедленном подавлении движения автономистов вооруженным путем. Приказ был исполнен большевиками в первые дни февраля 1918 года с такой редчайшей жестокостью, что ей нет аналога в истории русской гражданской войны. Коканд, самый богатый город страны, столица Туркестанской автономии, центр национального движения и резиденция национального правительства, был предан огню и мечу. Более 12.000 мусульман были уничтожены.

После падения национального правительства в Туркестане разразилась гражданская война. Она продолжается и сейчас. Таким образом, Туркестан является в настоящий момент единственным регионом большевистской России, где идут военные действия.

Блокада голодом и ее последствия

В борьбе против мусульманского населения Туркестана советское правительство, не колеблясь, прибегло к неслыханному и никогда ранее не использованному средству: оно объявило блокаду голодом. Воспользовавшись тем обстоятельством, что Туркестан использует часть пахотных земель под хлопок и вследствие этого закупает зерно, советское правительство прекратило поставку хлеба, который доставлялся железнодорожным транспортом. Председатель "комиссии по голоду" большевик Рыскулов, казах, докладывал, что большевистские "местные Советы и даже Совет Ташкента отстранились от борьбы с голодом".
Предложение этой же комиссии обложить налогом класс имущих в пользу голодных мусульман было советским правительством отвергнуто. Георгий Сафаров, личность известная в большевистских кругах, совершив инспекционную поездку в Туркестан по поручению центральных властей, доложил следующее. "Бедное мусульманское население Туркестана, отторгнутое от всякого участия в управлении страной, лишено хлеба... Новый город (русские кварталы) подвергает голоду старый город (мусульманские кварталы) и кишлаки (мусульманские деревни) и вводит там режим реквизиции и конфискации. По этой причине происходит массовая смерть мусульман, которые не в силах бороться с голодом".
В результате блокады голодом мусульманское население понесло потери, которые, по официальным данным, только за период 1918-1919 гг. выражаются в чудовищной цифре в 1.114.000 погибших. (...)

Голод в Туркестане

Цифры, приводимые ниже, не отражают всей полноты катастрофы. По данным туркестанских газет, в стране свирепствует лютый голод. Так же, как и в 1918, 1919 годах, Туркестан почти полностью изолирован. Никакой помощи извне нет. В Ферганской области, например, которая больше всех испытала на себе голод, налогообложение в 1922 году выросло на 109% по отношению к предусмотренной норме, но даже при этом власти надеются довести эту цифру до 120%. Выручка от налогов используется не в пользу голодного мусульманского населения, а в частных целях советского правительства.

Газета "Туркестан", орган ЦИК Туркестана и местной коммунистической партии, дает в своем номере от 16 декабря 1922 года такие уточнения: "Наманганский район Ферганской области меньше всего испытал на себе голод. Положение, в котором находится район, таково, что Наманган способен помочь нам дать представление о страданиях, перенесенных мусульманами в других областях Туркестана. Так, в 1922 году в указанном районе проживало 190.675 человек, в предыдущем 1919 году проживало 230.880, а в 1914 - 303.790. Людские потери за один 1921 год составили 40.205 человек".

В 1920 году коров и лошадей в районе насчитывалось 31.576 голов, в 1914 - 86.866 голов, а к 1922 году их осталось 26.177. За один 1921 год исчезли 5.399 голов скота, которые были либо забиты в период голода, либо исчезли в результате надежа.

В 1920 году посевная площадь была равна 71.765 десятин против 134.365 десяти в 1914. А к 1922 году район располагал лишь 60.000 десятин посевных площадей. Потеряно, таким образом, 11.765 десятин.
Никакой помощи не оказывалось властями, которые лишь ограничились открытием нескольких столовых для голодных мусульман, но работа этих столовых оставляет желать лучшего. Из-за отсутствия помощи больные обречены на медленное угасание".

Таковы официальные данные о районе, который считается наименее пострадавшим от голода в Туркестане. Большевики не пропускают никакой помощи извне, ни со стороны American Relief Administration, ни со стороны Comite de Secours aux Russes.

Когда Советы обратились за помощью к зарубежным странам, они ни слова не сказали о голоде в Туркестане. Поэтому неудивительно, что Туркестан не фигурирует в Женевском "Докладе об экономическом положении в России в связи с голодом 1921-1922 гг. и о ситуации в области земледелия", опубликованном Лигой Наций.

> "Туркестан ревниво оберегается большевиками от пытливых глаз со стороны. Причина этого в том, что, вопреки внешне мирному характеру своей политики в отношении западных капиталистических стран, большевики избрали Туркестан полигоном своей политической деятельности, направленной против европейских владений на Востоке.

Настоящее сообщение достаточно характеризует политику советской власти в Туркестане. Как можно заключить из итогов нескольких лет, она представляется более опасной и вредоносной в отношении мусульманского населения в сравнении с политикой царской России. Российская империя предусматривала эксплуатацию Туркестана в интересах русской нации, и эта политика имела свою логику, враждебную и неприемлемую для коренных жителей, но понятную с позиции русификаторской миссии, на которую претендовала Россия.

Этого нет в случае с советской администрацией. Правительство Советов после провозглашения России "Союзом равноправных социалистических республик" призвала мусульман Туркестана самим определить свой политический строй и высказаться либо за союз с Россией, либо за полную независимость страны. И при всем при этом Россия стала на практике применять политику угнетения. Нынешняя политика России лишена всякой логики либо какой-либо руководящей идеи. Это политика бесконечного обмана.

Если власть в стране отказывается помогать умирающему от голода народу и запрещает всякому в оказании такой помощи, если "освободительная армия III Интернационала" грабит и истребляет мирное население, если устраивается травля мусульман Туркестана с целью захвата его территориальных богатств, если его народу отказывают в получении образования - то мусульмане Туркестана вправе считать такую власть в лице русского советского правительства враждебной и угрожающей самому существованию народа, как физическому, так морально-политическому.

Стремление Туркестана к независимости

Политика колонизации и русификации, проводившаяся Российской империей, вольные или невольные ошибки Временного правительства и, наконец, неслыханная доселе политика угнетения, проводимая ныне советским правительством, составляют весь комплекс причин, которые убедили мусульман Туркестана в необходимости переориентировать свою программу, заменив задачу достижения автономии задачей достижения национальной независимости. Разумеется, несмотря на их исключительную тяжесть, это причины внешнего порядка и можно было бы не спешить ставить вопрос о независимости Туркестана, однако пробуждение национального сознания началось сразу же при первых контактах населения Туркестана с русским населением, проявившим нетерпимость к коренным жителям.

Географическое положение Туркестана, как говорилось выше, делает из этой страны удобную базу для оказания "влияния на лимитрофные страны" (Персию, Афганистан, китайский Туркестан и в определенной мере Индию).
Эта политика, развернутая в Туркестане Российской Империей и продолженная советским правительством, способствовала в итоге превращению Туркестана в укрепленный лагерь, где население стало жить в режиме военной оккупации.

Российская империя, убежденная в том, что она выполняет свою "историческую миссию", преследовала химерические планы по завоеванию Индии. Первый этап в реализации этого плана - это закрепление своей власти на территории Туркестана, откуда советская Россия ведет свои действия, прикрываясь именем мировой революции. В рамках этого плана Туркестану отведена роль жертвы в политической игре.
Туркестан стремится к обретению самостоятельности и не желает быть зависимым от политики на Востоке, пробудившемся от векового сна. Туркестан не желает также оставаться пассивной страной и служить кому бы-то ни было ареной интриг и средством устрашения.

Страна сказочных богатств Туркестан хотела бы строить нормальные отношения со всеми государствами. В начале своего независимого существования Туркестану не обойтись без помощи извне. Необходимы будут значительные капиталы для развития ирригационной системы на более чем 7 миллионах десятин земли, представляющих собой территориальные запасы Туркестана для развертывания хлопководства. Это позволило бы ему соперничать в этой области с Америкой.
Разработка минерального сырья в Туркестане, включающего залежи нефти, угля и руды, также требует приезда предпринимателей и вложения капиталов.

Перевод Бахыт САДЫКОВОЙ

//"Деловая неделя" от 23 декабря 2005 г. № 49 (677)



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом