Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 961
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.10.08 23:35. Заголовок: Дина Нурпеисова


Дина Нурпеисова (1861-1955 гг)

Народная исполнительница-домбристка, композитор, деятель казахской культуры Отец известный домбрист, помог дочери освоить все тонкости игры на домбре, когда ей было восемь лет. Примерно в этом возрасте происходит ее первая встреча с великим казахским композитором и исполнителем Курмангазы, после которой Дина стала продолжателем исполнительского искусства, его своеобразного стиля. Ее первые произведения: "Булбул", "Байжума", "Кегентуп", в которых прослеживаются музыкальные традиции казахского народа.
Большое влияние на творчество Дины Нурпеисовой оказало национально-освободительное движение 1916 г. Один из кюев, созданных в этот период - "1916 год", Исполнительское мастерство Дины Нурпеисовой получило свое дальнейшее развитие в советский период.
После возвращения из Москвы Нурпеисову привлекли новые темы и сюжеты, отражающие труд простых людей.
В суровые годы Великой Отечественной войны, когда знаменитой домбристке было уже 80 лет, ни на минуту не прекращалась ее композиторская деятельность. Разделяя всеобщий патриотический подъем, она создает Кюи "Наказ матери", а радостную весть об окончании войны она встречает кюем "Победа".
Ее кюи отличаются не только широким размахом музыкально-тематического развития, но и большой задушевностью, искренностью эмоционального выражения

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор


Пост N: 1163
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.01.09 21:21. Заголовок: Дина Нурпеисова КЮЙ..


Дина Нурпеисова

КЮЙ ДИНЫ НУРПЕИСОВОЙ “16-Й ГОД”

Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” - так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.
Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем!
У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья,восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.

А. Жубанов. Струны столетий. – Алма-Ата, 1958.

Взято с сайта - http://www.poetry-women.narod.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1368
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.09 15:56. Заголовок: Дина Нурпеисова Выд..


Дина Нурпеисова

Выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Родилась в 1861 в местечке Бекетай-Кум ныне Уральской области, умерла 31 янв. 1955 в Алма-Ате. Игре на домбре обучалась у своего отца; ее учителем был также Курмангазы. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период). Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания, и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям у равновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием. Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего “старого друга” - домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи – “Булбул”, “Коген туп”, “Байжума”, “16 жыл”, “Асем коныр”, “Той бастар”, “Наказ матери”, “Сауыншы”, “8 Марта” и другие.



Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” - так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.
Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем!



У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья, восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.

http://nurpeisov.com/2009/03/08/dina-nurpeisova/

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Второй администратор




Пост N: 94
Зарегистрирован: 17.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.10 12:06. Заголовок: Великая Дина Абат К..


Великая Дина

Абат КАРАТАЕВ, "Актюбинский вестник", 14 сентября 2010

Фамилия великого композитора Дины Нурпеисовой – производная от имени мужа. Так утверждает внучка выдающегося музыканта Балжан Журынбайкызы Нурпеисова. Детство и юные годы Балжан провела со знаменитой бабушкой. Она рассказала корреспонденту "АВ" некоторые подробности жизни маэстро.
Дина Нурпеисова родилась в 1861 году в Нарынкуме, что в нынешней Западно-Казахстанской области. Она была одной из трех дочерей в семье Кенже из рода Торе. Две ее сестры искусно пели, и отец предложил Дине сопровождать их пение игрой на домбре. Отец и стал первым учителем Дины, а позже ее благословил сам Курмангазы.
- Из-за своего увлечения Дина вышла замуж поздно, почти в 19 лет, – рассказывает Балжан Нурпеисова. – В разных изданиях по-разному трактуют нашу родословную. На самом деле Нурпеис – это имя мужа Дины. А отца Нурпеиса звали Макат, и мы должны были быть Макатовыми. Скорей всего, она не захотела называть свекра по имени, так как у казахов это было не принято. Муж Дины Нурпеис Макатулы умер в 1885 году, когда она носила под сердцем моего отца Журынбая.
Старший сын Журынбая Кожахмет погиб на войне, у него осталась дочь Гульжан. Правнучка Дины Нурпеисовой родилась в Астраханской области в 1940 году, ныне проживает в Актобе. После Кожахмета родилась дочь Акжан. Она умерла в 1999 году. Кстати, старший сын Акжан Нурпеисовой Толеген Куанышев был депутатом Мажилиса Парламента и сейчас живет в Астане.
- После Акжан был сын Тлеккабыл, который умер в 13-летнем возрасте. Самый младший ребенок в семье Журынбая – я, – говорит Балжан Нурпеисова.
После смерти мужа Дина выходит замуж за его младшего брата Нуралы. В этом браке Дина Нурпеисова родила почти десять детей. Но Балжан апа не помнит, кто из них остался в живых.
В страшные годы голодомора Нурпеисовы кочевали вдоль Волги и обосновались в селе Козлово Марфинского района Астраханской области. В 1937 году Дину Нурпеисову по поручению самого Ахмета Жубанова отыскал и увез в Алматы домбрист Смагул Кошекбаев. Балжан тогда исполнился годик.
Братья и дяди Балжан апа погибли на фронте. Журынбай умер в марте 1946 года от полученных на войне ран. После его смерти Акжан, Балжан и Гульжан оказываются в Алматы под опекой Дины Нурпеисовой.
- В Алматы мы занимали квартиру в двухэтажном доме на перекрестке улиц Калинина (ныне Кабанбай батыра) – Пролетарская, – вспоминает Балжан Нурпеисова. – Сейчас на месте нашего дома, который снесли, находится Медеуский РОВД. Даже таблички нет, что там жила великий композитор. Писала несколько раз в акимат, а в ответ тишина. Обещали назвать ее именем аллею, но тоже пока безрезультатно. Слышала, что одному из переулков южной столицы присвоили имя Дины, но сама я не видела.
По словам Балжан апа, Дина Нурпеисова никогда не называла детей своими именами.
- Акжан она звала Ақас. "Она же у меня умница и советчица" – поясняла новое имя мама, – рассказывает внучка кюйши. – Действительно, Акжан была акыном и участвовала в айтысах, работала в сфере культуры. Актюбинцы должны ее помнить. Почему-то меня звала Бәжөк, а Гульжан – Бөртпеш. Такой она пухленькой и кругленькой девочкой была.
Балжан Нурпеисова так и не вспомнила, ругала ли знаменитая бабушка их за какие-то детские шалости или нет. После утреннего чая все домочадцы приступали к своим обязанностям по уборке дома. После Дина Нурпеисова подзывала детей и начинала играть на домбре.
- Сыграв очередной кюй, она откладывала домбру и начинала расспрашивать о родном ауле, о родственниках. Просила нас написать письмо родным, и когда приходил ответ, мы читали ей вслух. Бабушка всю жизнь мечтала попасть в свой родной Нарынкум, – вспоминает Балжан Нурпеисова.
Балжан запомнила одну особенность композитора: Дина Нурпеисова никому не доверяла завязывать свой платок и придавала особое значение этой церемонии.
- Она сначала надевала один платок, затем сверху второй. В возрасте 92 года она вставала перед зеркалом и без посторонней помощи управлялась с платками.
По словам Балжан Нурпеисовой, в кинофильме о Дине главную роль сыграла Бахыт Карабалина. Возможно, актриса в образе Дины и запечатлена на некоторых фотографиях, где платок на ней повязан в арабском стиле. На самом деле музыкант никогда не повязывала платок таким образом и вообще не надевала кимешек.
Как утверждает Балжан апа, у Дины Нурпеисовой было всего две домбры. Откуда она их взяла и где их изготавливали, наша героиня не знает, но хорошо помнит, как струны бабушка готовила сама.
- У нее болели пальцы из-за искусственных струн, и она сама изготавливала их из кишок. И это дело не доверяла никому. Две домбры всегда лежали рядом.
Дина Нурпеисова умерла в 1955 году. Ей шел 94-й год. Как вспоминает Балжан апа, в 8 часов вечера она попросила домбру, собралась с силами и сыграла кюй Курмангазы "Кайран шешем". Затем прижала домбру к груди и закрыла глаза. Так ушла из жизни великий композитор.
- Тяжело ли быть внучкой Дины Нурпеисовой? – спрашиваю у потомков выдающегося музыканта.
- Никогда не использовали ее имя для своего личного блага, – говорят Балжан Нурпеисова и правнучка Гульжан Таукебаева. – Наш дом всегда был полон людьми. Кто-то приходил послушать музыку, а кто-то увидеть Дину. Частыми гостями были Ахмет Жубанов, Шара Жиенкулова, Жамбыл Жабаев и многие другие. Среди поклонников было много молодежи из аулов.
Ее кюи передавали по радио, выпустили несколько патефонных пластинок. Кстати, никто из прямых потомков Дины Нурпеисовой не стал музыкантом. Каждый нашел себя в других сферах, но не в искусстве. Гульжан работала в отделе труда Актюбинского облисполкома. Балжан апа окончила школу №12, единственную в то время казахскую школу в Алматы. По окончании ЖенПИ сорок лет занималась педагогической деятельностью, отличник просвещения Казахской ССР.
- Я думаю, наша бабушка была самородком, – считает Балжан апа. – Она не знала никакой грамоты, ее никто не учил нотам, но ее произведения бессмертны.
На следующий год страна должна отметить 150-летие великого композитора Дины Нурпеисовой. Правда, как будут отмечать юбилей, внучка пока не знает.

Достойна Книги рекордов
Первого официального успеха Дина Нурпеисова добилась осенью 1937 года в Алматы на втором республиканском слете народных талантов. Здесь она мастерски исполнила свой кюй "Бұлбұл", а также произведения Курмангазы "Төремұрат" и "Қайран шешем". Жюри единогласно присудило ей первое место. В этом же году она была принята на работу в Казахскую филармонию, и ей присвоено звание "Заслуженный деятель искусства". В 1939 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс исполнителей на народных инструментах, в котором участвовали 2 тысячи человек. Во второй тур конкурса прошли около двухсот участников, а на третий – всего 53 человека. В итоге первое место завоевали сразу 9 исполнителей, и среди них Дина Нурпеисова. В 1944 году в Ташкенте прошла третья декада музыки республик Средней Азии и Казахстана. На праздник искусства приезжает и Дина Нурпеисова, ей – 83 года. В этом же году ей было присвоено звание "Народная артистка Казахской ССР".
Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув высочайшего мастерства, которое позволяет, по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки, в том числе кюи "Бұлбұл", "Көген түп", "Байжұма", "16 жыл", "Әсем қоныр", "Той бастар", "Наказ матери", "Сауыншы", "8 Марта" и другие. В последний раз она выступала перед публикой в 1952 году. Умерла Дина Нурпеисова 31 января 1955 года в Алма-Ате.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 5
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом