В тихом старом центре столицы (Казахстана) стоит памятник. Красивый интеллигентный человек в костюме классического кроя сидит на стуле, пальто перекинуто через спинку…Таким запомнили его современники, таким он был до того, как его перемололи жернова карательной машины НКВД. Сакен Сейфуллин, поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, литературовед, композитор, педагог, общественный и государственный деятель... Человек, жизнь которого оборвалась в расцвете творческих сил, который остался так много должен миру…
Деревянный аккуратный дом постройки ещё прошлого века (1846 г.), белые наличники, низкое крыльцо…Здесь 20 февраля 1988 года, спустя тридцать лет после его реабилитации, распоряжением Совета Министров Казахской ССР открылся музей Сакена Сейфуллина. Это не просто хранилище памятников истории, материальной и духовной культуры, связанных с его жизнью и деятельностью. Это научно-исследовательское предприятие, ставящее перед собой просветительские задачи.
Акмолинск занимал особое место в судьбе Сакена Сейфуллина: здесь он родился, учился, жил.В Астане множество исторических мест, связанных с именем Сакена Сейфуллина. Об этом свидетельствуют историко- познавательные документы и экспонаты, хранящиеся в фондах музея. Например, на улице Бокейхана есть двухэтажный дом из красного кирпича. Нынче это поликлиника для ветеранов. Когда на Акмолинщине организовали Совдеп, один из кабинетов этого здания занимал комиссар Сейфуллин. С маленького балкончика старинного дома, где сейчас находится украинское посольство, Сакен выступал перед жителями города. Об этих годах своей жизни он повествует в своём известном историко-мемуарном романе «Тернистый путь».
По крупицам сотрудники музея собирали сведения о Сакене Сейфуллине, экспонаты для своего музея. Обращались в музеи стран СНГ, связывались со всеми, кто имеет какие-либо сведения о нём. Они читали, слушали, изучали – и всё это нашло место в экспозиции. Музейным работникам удалось сохранить внушительное число подлинных артефактов, раскрывающих неизвестные и малоизвестные страницы из его жизни. Благодаря прозорливости супруги поэта Гульбахрам, бережно собиравшей все его вещи и документы, Сакен сегодня нам близок и понятен. Посмертная реабилитация Сейфуллина в 1958 году позволила ей передать немало раритетов в Центральный исторический музей Казахстана и Целиноградский областной историко-краеведческий музей. Многое сохранила и семья брата Сакена - Мажита.
Экспозиция музея начинается материалами, отображающими родные места Сакена «Карашилик» и оканчивается показом документов о последних днях поэта. Фонды музея насчитывают более пяти тысяч экспонатов. Уникальные фотографии, книги, малоизвестные документы, фото- и ксерокопии архивных материалов, газеты, личные вещи, принадлежавшие Сакену Сейфуллину и его семье. Немало в музее и произведений искусства, посвященных жизни и творчеству поэта. Экспозиции музея располагаются в шести залах. Много интересного можно узнать о среде, в которой рос и воспитывался юный Сакен, о годах его учебы в Нильды, Акмолинске и Омске. Зал «Революционная деятельность» рассказывает о революционных событиях, начавшихся после февральской революции в Акмолинске. В них принимала участие казахская молодёжная организация «Жас казах», которой руководил Сакен Сейфуллин.
Документы, фотографии и другие материалы, рассказывающие о работе Сакена Сейфуллина на посту председателя Совета народных комиссаров Казахстана, о большем вкладе, который внес он в дело подготовки высококвалифицированных национальных кадров можно узнать в зале "Государственная и педагогическая деятельность". Несмотря на напряженный график, он находил время на литературные занятия и оставил после себя великое наследие: поэмы, повести и романы, пьесы и статьи. В 1938 году поэт стал жертвой сталинских репрессий, и о трагической судьбе писателя рассказывают находящиеся в зале экспозиции. Это протокол обыска, ксерокопии обвинительного заключения приговора и справка о расстреле.
В музее есть совершенно уникальные экспонаты. Машинка фирмы «Ундервуд», выделенная писателю руководителем республики Левоном Мирзояном, чудом дошла до наших дней. Понятно, что автомашину, полученную им в это же время, сохранить не удалось: после смерти Сакена редкое тогда средство передвижения передали по наследству Жамбылу. Сегодня она хранится в музее Жамбыла в Узун–Агаче. А “Красный конь”, его знаменитая поэма, в которой он первый решился сказать о трагических последствиях перегибов коллективизации, была запрещена Голощекиным. Эта книга попала в руки Гульбахрам спустя десятилетия от Беимбета Майлина, которому передал ее классик башкирской литературы Сайфи Кудаш (они вместе обучались в медресе города Уфы). Сегодня она – экспонат столичного музея.
Переписка Сакена Сейфуллина – образец эпистолярного жанра того времени. Сохранилась его переписка с женой, которой он адресовал письма из Крыма. В составе делегации деятелей культуры и искусства он отдыхал в Алупке. Фотограф запечатлел его в безоблачный момент жизни. Ещё далеко до ареста, тюрьмы, расстрела…В фондах музея бережно хранится переписка Сакена с Николаем Островским, Феоктистом Березовским, Айшой Шариповой, которая ещё при жизни перевела его повесть «Айша» на русский язык, и с другими известными писателями Союза. Сакен Сейфуллин стал первым казахским писателем, удостоенным ордена Трудового Красного Знамени. Хранящиеся в музее высокая правительственная награда и именные золотые часы - историческая ценность и одновременно предметы антиквариата.
Сакен Сейфуллин, несомненно, обладал неповторимым шармом. Интеллигентен, обаятелен, коммуникабелен – так отзывались о нём современники. Помимо фотографий, документов, рукописей музей бережно хранит изящные аксессуары – личные вещи Сакена. Погружением в ретро кажутся его золотые часы, патефон, саквояж, чемодан, зонт, обувь, шарф, трость, кепка, халат и тюбетейка.