Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 520
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.08 11:30. Заголовок: Махамбет Утемисов


Махамбет Утемисов (1803 – 1846 г.г.)

Казахский поэт и батыр Махамбет является один из организаторов и идеологов антиколониального, народно-освободительного восстания казахского народа. Он родился местности Бекетай в Букеевской орде. Рано начал увлекатся устным поэтическим творчеством, его талант поэт-импровизатора нашел много поклонников в народном массе. Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но, в первую очередь, своей мудростью и человечностью, эти качества акына все время проявлялись в его произведениях. Он в своих стихах, главным образом, обращал внимание на социально-психологические аспекты казахского общества, на процессы, происходящие с простым народом, на справедливость и обман, на доброту и зло.

Махамбет своим талантом и справедливостью завоевал души и сердца простых людей. Почуствовавший опасность со стороны популярности поэта, хан Жангир попытался склонить его на свою сторону, и запретить ему сочинять стихи направленные против господ и правителей. Однако гордость и совесть поэта не позволили подчинятся приказа и убеждениям хана. В ответ Жангир предпринял шаг в стороны насилия и гонения, добился его ареста. 1829 – 1831 гг. Махамбет находился в заключении в тюрьме при Калмыковской крепости, освободившись, он присоединился к Исатаю Тайманову.

Махамбет Утемисов играл важную роль в народном восстании под руководством И.Тайманова, где он своими стихами и авторитетом призывал народ на борьбу произволом ханов царской власти. Идеология Утемисова строилась на базе его произведения, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей, они были глубоко патриотичными.

В 1838 г. после гибели Исатая, Махамбет с небольшим отрядом прорывается через войска русских и направляется к Хивинскому ханству. Махамбет пытается вновь организовать повстанцев на борьбу против врагов, но это ему не удается. Он, тайно возвратившись в Букеевскую орду, начал работу по агитации крестьян против хана и царя, однако, его опять арестовали и отправили в Оренбург. В Оренбурге его освободили, предупредив о недопущении c его стороны участия мятежах.

Последние годы жизни акын провел в аулах кочевников. Хан Жангир и султан Айшуаков, боясь влияния Махамбета на народ и вспышек новых мятежей, следили за поэтом и максимально ограничивали его передвижение. Результатом таких действии стала смерть Махамбета, его злодейски убили ханские приспешники.

Основная тема стихов и песен акына (“Проклятие Жангиру”, “Султану Баймагамбету”, “Великая мечта”, “Нарын-пески”, “Пигалица” и др.) – борьба за справедливость, свободу, протест против существующей системы.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет [см. все]


администратор


Пост N: 521
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.08 11:31. Заголовок: Махамбет Утемисов ..


Махамбет Утемисов

Махамбет Утемисов - одна из ярких личностей в истории казахского народа. Cтрастный борец за интересы простых людей, певец свободы и вольной жизни Махамбет настолько горячо любил свой народ, что, не колеблясь, отдал за него самое дорогое – жизнь.
Выдающийся классик казахской литературы Мухтар Ауэзов сказал о Махамбете: “В битве - батыр, в общении его острое слово подобно серпу. Пламенный поэт, страстный оратор, в восстании Исатая - Махамбет один из самых его выдающихся участников. Махамбет среди казахских акынов является одним из самых одарённых, его поэзия в своё время была самой яркой, захватывающей, впечатляющей, она была голосом и языком народа, выражала его чаяния и стремления. Во всей литературе XIX века, в её героической поэзии никто, как Махамбет, открыто и страстно не поддерживал народ в его борьбе с угнетателями”.
Русский писатель Е.П. Ковалевский (1811-1868 гг.), познакомившийся с Махамбетом Утемисовым во время путешествия по Казахской степи, отмечал его ум, красноречие, знание русского языка, его мужественный характер, прямодушие.
В год 200-летия Махамбета мы должны как можно больше узнать об этом великом человеке и воздать ему по достоинству. Особенно это важно в современный переломный момент истории, когда наше молодое государство самостоятельно строит своё будущее. Исполнилась мечта истинного патриота, талантливого акына Махамбета Утемисова: отныне его народ - свободный, равный в содружестве других народов.
Наша свобода достигнута ценой жизней многих тысяч борцов, среди которых были Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, поднявшие народ на борьбу против царизма и его ставленников, в лице отдельных представителей казахской знати.
Основную движущую силу восстания 1836-1838 гг. в Букеевской Орде под руководством Исатая и Махамбета составляли рядовые казахи, которые до последнего момента, невзирая на превосходство в силе объединённых отрядов карателей и окружения хана Джангира, проявили верность Исатаю и Махамбету, в то время как бии и старшины, примкнувшие к отряду Исатая Тайманова на первоначальном этапе, потом пошли на предательство, стремясь выторговать у хана уступки, ведя с ним переговоры в обход предводителя движения. Соглашательская позиция байско-старшинской группы в значительной степени ускорила поражение восстания.
Верный сподвижник Исатая, Махамбет происходил из рода бериш и был старшиной. В своём показании от 8 ноября 1836 года, данном русским следователям, Махамбет говорит, что он был назначен Джангир ханом старшиной, о чём у него имеется открытое предписание хана от 9 июня 1834 года за № 572.
Махамбет Утемисов хорошо знал татарский и русский языки, что в то время являло для простого казаха большую редкость, и это обстоятельство сильно возвышало его в глазах современников. Он много путешествовал, - был в Хиве, Бухаре, славился как искусный акын и оратор. Есть свидетельства того, что он одно время жил в Ханской ставке и был кем-то вроде придворного акына Джангир хана. Во всяком случае, Махамбет пользовался расположением ханской семьи, но впоследствии он разошёлся с ханом. Это обстоятельство подтверждается в письме Джангир хана Оренбургскому губернатору от 13 декабря 1837 года, где хан сообщает, что Махамбет одно время состоял при его сыне. Злейший враг Исатая и Махамбета Караул Ходжа впоследствии доносил, что якобы Махамбет Утемисов был “нечестного поведения” и содержался в Калмыковской крепости по обвинению в провозе контрабанды из Хивы через Уральскую линию.
Сам Махамбет в показании своём от 10 декабря 1836 года поясняет, что 6-7 лет тому назад он был схвачен русскими властями и обвинён в тайном переходе через Уральскую линию, за что около двух лет содержался в тюрьме, в Калмыковской крепости. В 1831 году во время холерной эпидемии ему удалось бежать из заключения и скрыться в степи.
Просидев около двух лет в российской тюрьме, Махамбет Утемисов вышел из неё, подобно Исатаю, переполненный ненавистью к царизму. Эти чувства сближали обоих батыров.
Решительный и пылкий Махамбет Утемисов – поэт и народный трибун, - как бы дополнял собой осторожного и вдумчивого Исатая, который умел взвесить все обстоятельства, прежде чем предпринять какой бы то ни было решительный шаг. Махамбет был душой восстания. Владея русской и татарской грамотностью, он писал воззвания по орде, послания Джангир хану и русскому правительству от имени Исатая и народа. Он разъезжал по аулам, агитировал, поднимал народ против угнетателей. Именно Махамбет помог Исатаю осознать, что добиваться правды и справедливости в то время возможно было только путём силы, путём вооружённой борьбы.
Восстание под предводительством Исатая Тайманова и Махамбета Утемисова можно разделить на 3 основных этапа.
Первый этап охватывает 1836 год и первую половину 1837 года, когда происходит формирование повстанческих отрядов, движение набирает силу и размах. Второй этап – это вторая половина 1837 года, когда восставшие разгромили аул Караул Ходжи и возникла угроза разгрома ханской ставки. Но в ноябре 1837 года повстанцы потерпели поражение в бою с карательными отрядами в урочище Тас-Тюбе.
На третьем этапе – это первая половина 1838 года, когда в Младшем жузе собираются отряды для новой схватки с царизмом и его ставленниками. В июле 1838 года восставшие потерпели окончательное поражение в бою с царскими войсками у реки Акбулак. В этой битве погиб Исатай батыр.
После поражения и гибели Исатая, Махамбет Утемисов вместе с султаном Каипкали скрылись в пределах Хивы. До января 1839 года о Махамбете не имелось в делах Пограничной Комиссии никаких сведений.
В январе 1839 года к управляющему казахами, кочующими на берегу Каспийского моря, султану Асфендиару Сегалину было доставлено письмо Махамбета, адресованное некоторым старшинам подведомственных ему родов. Асфендиар передал это письмо через султана правителя председателю Пограничной комиссии, при этом султан Баймагамбет доносил, что хотя “Утемисов и возмущает киргизов, но они до сего времени ему не последовали”. Судя по содержанию письма, у Махамбета Утемисова ещё была надежда поднять народ на борьбу с врагами, и чтобы укрепить надежды своих друзей, он обещал им поддержку хивинского хана и войск султана Каипкали.
После этого вестей о Махамбете Утемисове долгое время не было. И лишь в декабре 1840 года Джангир хан донёс, что Махамбет в октябре 1839 года появился в Букеевской орде. Хан отдал приказ султану Адиль Букейханову и бию Балке Кудайбергенову отыскать и арестовать батыра, но этого сделать им не удалось.
Вследствие донесения Джангир хана, военный губернатор в январе 1841 года поручил атаману Уральского войска принять меры по поимке Махамбета; такое же распоряжение было отдано и султану - правителю Баймагамеду Айчувакову. Последний для розыска Махамбета отправил на Нижне-Уральскую линию султанов Асфендиара Сегалина и Мухамед Гали Тяукина. Султаны объехали несколько аулов по Нижне-Уральской линии, но Махамбета там не нашли.
4 марта того же года султан Муртаза Узбек-Галиев донёс, что Махамбет Утемисов скрывается в аулах на берегу моря, близ Уральско-Эмбинской границы. Получив об этом сведения, войсковой атаман Уральского войска отправил в указанные аулы команду из 40 казаков, которые отыскали Махамбета в аулах рода бериш. Казаки окружили кибитку, где находился батыр. Махамбет был вооружён и не хотел сдаваться. Тогда казаки ворвались в кибитку и бросились на Махамбета. Махамбет защищался ножом и ранил казака Хохлова в горло, но был обезоружен казаками.
Как важнейший преступник и сообщник Исатая Тайманова, Махамбет Утемисов был доставлен в г. Оренбург, где и был предан военно-полевому суду. 17 марта 1841 года Махамбет Утемисов был отправлен в Оренбургскую тюрьму. В сопроводительной бумаге описаны следующие его приметы: “лет от роду 37, рост 2 арш. 5 ¾ вершка, волосы на голове, бровях, усах и бороде чёрные; лицо чистое, смуглое, глаза жёлто-серые”.
В деле Оренбургского военного губернатора по Пограничному Отделению за 1841 год № 355 “по отношению хана Внутренней орды о появившемся во вверенной ему орде Мухамеда Утемисова с шайкою” приводится следующая справка: “Сообщник бунтовщика Исатая Тайманова киргиз Мухамед Утемисов подлежит военному суду, которым были осуждены в 1838 году товарищи его старшина Уса Тюлеганов, Джакан Джанибеков, Кучатан Кудайбеков, Исмагил Каштыбаев, Идельбай Сансанбин и др.”.
Дальнейшая участь Махамбета Утемисова была предрешена. Он был ненавистен как царским властям, так и верхушке казахской феодальной знати. Мысль, что он может вновь повести за собой народ на борьбу с угнетателями, вызывала страх. В октябре 1846 года Махамбет был убит по приказанию султана – правителя Айчувакова.
Махамбет и его сподвижник Исатай обладали исключительной отвагой, волей, страстной жаждой победы. Нужно было иметь исключительное мужество и силу влияния на массы, чтобы суметь повести почти безоружных людей против хорошо вооружённых царских войск. Стальной кулак царского самодержавия был слишком тяжёл для того, чтобы против него мог устоять плохо вооружённый и разрозненный казахский народ, несмотря на свои героические жертвы во имя национальной свободы.
Поэзия Махамбета неразрывно связана с народным восстанием 1836-1838 г.г. Идеология поэта строилась на базе его произведений, которые воспевали свободу, справедливость, героизм народных вождей. Так, в “Призыве к походу” он говорит о трудностях и лишениях, опасностях и неудобствах, которые ждут человека, решившего отдать себя служению народному делу. Но всё это, по мнению поэта, может испугать только слабого и трусливого человека. Подлинный же герой должен перенести голод и жажду, зной и разлуку с родными, чтобы достигнуть успеха в героической борьбе.
Махамбет достиг всеобщего почтения не только красноречивым поэтическим мастерством, но и, в первую очередь, своей мудростью и человечностью. Эти качества акына всё время проявлялись в его произведениях, он был остроумен, красноречив, правдив. Акын горячо любил родину и ненавидел царизм и его ставленников. Так, в “Обращении Махамбета к хану Джангиру”, акын открыто высказал всё, что думал о нём:
“Ты коварный волк, а не хан!
Пусть задушит тебя шайтан,
Пусть тебя осмеют друзья
И враги по черепу бьют!
Ядовитая ты змея,
Ты заразой чёрной рождён!
Ты на троне жесток и лют,
Вилохвостый ты скорпион!”.
Вместе с тем Махамбет с уважением, любовью относился к своим друзьям, соратникам, простым людям. Его тоска, горе в связи с гибелью близкого друга, единомышленника Исатая ярко выражены в песне-плаче:
“Орёл мой, летящий над цепью гор!
Дотянутся ль руки к тебе мои?
Домчится ли жалоб моих призыв?
С тех пор, о, мой лев, как угас твой взор,
Желаний моих бесплоден порыв”.
Восторгаясь простором родных степей, зелёными пастбищами, гладью озёр и рек, певец угнетённых ни на минуту не забывал, что всё это принадлежит не народу, а его угнетателям, что хищники – царизм и продажная знать – распоряжаются богатствами страны, пользуются трудом народа.
Подлинные хозяева жизни - люди, создающие своим трудом материальные блага, не имеют на них прав в силу законов, установленных царизмом и его ставленниками.
Поэтическое слово Махамбета не расходилось с его делами как вождя восстания и батыра. Последовательность и решительность в мыслях и поступках – характерные черты поэта-борца. Яркая историческая личность, одарённый народный певец – таким живёт Махамбет Утемисов в памяти поколений.

С. САРГАЛИЕВА,
доцент Атырауского
института нефти и газа

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 522
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.03.08 11:35. Заголовок: По следам борьбы поэ..


По следам борьбы поэта
В архиве Оренбургской пограничной комиссии сохранились немногочисленные сведения о Махамбете Утемисове. Они представляют собой справки, донесения хана Джангира и султанов, а также показания самого Махамбета. До наших дней сохранились показания самого Махамбета при допросе, характеризующие его личность: «1836 года, ноября 8 дня, киргизец Мухамед Утемисов при депутате со стороны Высокостепенного хана допрошен и показал. Мухамедом меня зовут, сын Утемисова, от роду себе имею 33 года, веры магометанской…»

Махамбет родился в 1803 году в Букеевском ханстве и происходил из Жаикова отделения рода Берш, родиной его был бывший Урдинский район, Уральской области.

Большой интерес представляет печать-оттиск с надписью: «Я, Мухамбет сын Утемиса, старшина». Она относится к разряду так называемых «копченых» печатей. Ни воском, ни сургучом в то время в казахской степи не пользовались, поэтому материалом для получения таких печатей-оттисков являлась сажа. Металлическая или каменная матрица коптилась на огне и затем прикладывалась к бумаге, а вырезанный на ней рисунок или надпись получалась белого цвета. Печать Махамбета овальной формы. Ее размеры: по вертикали – 22 мм, по горизонтали – 25 мм. Надпись обрамлена фигурным орнаментом.

В октябре 1846 года султан Баймухамед Айчуваков выехал в степь «по делам службы». Сам он не считал для себя возможным лично участвовать в задержании Махамбета. Ему нужны были подставные люди, которые при удобном стечении обстоятельств могли бы убить Махамбета. Такие люди нашлись, и 20 октября 1846 года зверски убили Махамбета.

Вот как описывает убийство непосредственный организатор этого преступления султан Баймухамед Айчуваков в своем рапорте от 5 ноября 1846 года за № 1355, представленном в Пограничную комиссию. «Находясь по делам службы между киргизами вверенной мне части орды и имея в виду предписания комиссии о доставлении в оную киргиза Бершева рода Махамбета Утемисова, я послал за ним, в числе 15 человек, зауряд-хорунжего Ихласа Тулеева, бия Жанбара Буздакова, киргиза Торежана Турумова и однородца Махамбета Мусу Нуралина, которые, возвратясь, объявили, что, не доезжая с полверсты до Махамбета, они послали Турежана Турумова с двумя киргизами узнать, дома ли Махамбет. Когда последние приблизились к кибитке, из нее вышли брат Махамбета Хасан, человек пять киргизов и сам Махамбет, который тотчас же бросился было к лошадям, приготовленным около кибитки, но Турежан заметил намерение его бежать, подскакал к ним, отрезал треноги и пустил на волю. Взвешенный неудачею, Махамбет выстрелил по нем из ружья и, промахнувшись, хотел еще стрелять, говоря при том, что не дастся живой в руки, но Турежан уверил его, что он приехал не с дурным намерением, а по распоряжению султана-правителя передать ему приказание: возвратить украденных в нынешнем году у киргиза Адаевского рода Муада, неизвестного по фамилии, четырех лощадей. После этого Махамбет успокоился и обещал исполнить приказание, причем пригласил старшего из приехивших зауряд-хорунжего Ихласа Тулеева в кибитку, оставив извне до четырех вооруженных киргизов для того, чтобы они никого не впускали в оную. Здесь Махамбет потчевал Ихласа чаем, причем не выпускал из рук кинжала, а между прочим опять спрашивал о причине его приезда. Когда Ихлас объявил, что послан полковником Баймухамедом Айчуваковым для захвата его, то Махамбет бросился на него с кинжалом, но сидевший между ними Муса удержал его и отвел удар. В это же время вторая жена Махамбета, схватив шашку, бросилась на Ихласа, но он успел ее оттолкнуть. Между тем стоящий за кибиткой киргиз Юсуп Утеулин услышал этот шум и рукою дал знать остальным товарищам Ихласа, чтобы они приблизились, а сам вошел в кибитку и видя, что Ихлас отнимает у жены Махамбета шашку, Муса держит самого Махамбета, который усиливается нанести ему кинжалом удар, Юсуп хотел шашкою вышибить из рук Махамбета кинжал, но удар пришелся в голову и так сильно, что Махамбет тут же умер. Ихлас Тулеев и Муса Нуралин подверждают, что Юсуп не имел намерения убить Махамбета, добавив к этому, что цель Махамбета, пригласившего в кибитку одного Ихласа, веяротно, была та, чтобы перерезать всех их поодиночке. Оставшиеся для караула у кибитки Махамбета четыре киргиза, увидев, его по сделанному знаку Юсупа товарищи Ихласа скакал к кибитке, пустились в бегство. В их числе были: брат Махамбета Хасан и киргиз Битимбай Чукин, который пойманы и ко мне представлены с тремя ружьями, двумя шашками, принадлежащими Махамбету, кинжалом и двумя лощадьми; приготовленными для побега”.

Зная Баймухамеда Айчувакова как одного из злейших врагов Махамбета, а также то, что этот коварный и безпринципный человек не брезговал никакими средствами для достижения своей цели, можно серьезно усомниться в объективности и достоверности материала, предложенного им комиссию. Он всячески старался оправдать убийц и во всем обвинял Утемисова.

Султан излагал обстоятельства убийства со слов самых убийц. Из его рапорта следовало, что “убийство прошло случайно, Юсуп Утеулин якобы хотел только шашкою вышибить из рук Махамбета кинжал, но удар пришелся в голову, и так сильно, что Махамбет тут же умер”. Убийцы Ихлас Тулеев и Муса Нуралин также стеремились выгородить Утеулина, утверждая, что “Юсуп не имел намерения убить Махамбета ”, а наоборот, Махамбет хотел “перерезать их поодиночке”.

В это трудно поверить, потому что как бы ни был должен Махамбет, броситься с одним кинжалом в руках на трех вооруженных саблями людей он не мог. Он мог только защищаться. Крик Махамбета о том, что он не дается живым, указывает на что, его хотели захватывать и увезти, выполнив, таким образом, требование Пограничной коммисии.

В рапорте указано количество оружия (три ружья, две шашки и кинжал), которые якобы принадлежали одному Махамбету, а также две лошади, приготовленные Махамбетом для побега. Ни о каком побеге не могло быть и речи, так как еще в 1841 году Махамбет был оправдан военным судом, а обвинение в краже лошадей, предъявленное ему убийцами, безусловно, было ложным и клеветническим.

В своем рапорте султан ни словом не обмолвился о разграблении кибитки Махамбета и о том, чтс отрубленная голова была доставлена ему в ставку. Султан представил в комиссию показания Хасана Утемисова и Бетимбая Чукина. Они не были непосредственными свидителями убийства Махамбета, но, конечно, видели и знали все последующие моменты этого гнусного преступления: грабеж и увоз отрубленной головы Махамбета.

В течение двух дней, 21 и 22 ноября 1846 года Пограничная комиссия разбирала дело об убийстве Махамбета Утемисова. Кроме рапорта султана Айчувакова в деле фигурировал рапорт попечителя Оренбургских прилинейных киргизов Редькина от 31 октября 1846 года, составленный на основе свидетельских показаний двух жен Махамбета, которые в момент убийства находились внутри кибитки и видели все детали этого преступления. Это ценный и объективный документ. Содержание рапорта Редькина прямо свидетельствует об умышленном убийстве Махамбета. “… назад тому 12 дней, Таминского рода старшина Ихлас и киргизы Бершева рода, Осенгулова отделения, Джусуп Утевленов и Муса, по прозванию неизвестным, в числе двадцати человек приехав к такому же Бершова рода Махамбету Утемисову требовали от него платы за украденных будто бы у адаевцев четырех лошадей, и когда Утемисов не согласился уплатить им, потому что ничем не считал себя обязанным к этому, то Мусу схватил его за руки, а Утевленов ударом сабли отсек ему голову. Свидетельницами этого убийства были две жены Махамбета. После этого прискакали стоявшие невдалеке от кибитки товарищи убийц и бросились на сундуки, разграбили деньги и вещи, захватили восемь лошадей и четыре верблюда и, взяв отрубленную голову Утемисова, уехали. При этом присовокупили, что киргиз Махамбет находился кочевкой в степи в то время, когда его убили на Зауральской стороне, в 40 верстах от Орловского форпоста, где жены его, как слышал я, находятся ныне под присмотром биев Бершова рода Тогыра Дариева и Байнаки Тлекинова”.

Рапорт Редькина поставил убийц во главе с султанам Айчуваковым и Пограничную комиссию в очень тяжело положение. Налицо был тайный сговор комиссии и султана. И когда эта тщательно разработанная карательная акция была благополучно осуществлена, вдруг и некстати, в районе убийства оказался попечитель Редькин, опросивший свидетелей и составивший официальный документ. В силу сложившихся обстоятельств Пограничная комиссия вынуждена была назначить не в меру ретивого чиновника следователем по данному делу. Но, надо полагать, что он в дальнейшем был соответсвующим образом проинструктирован и в нем следствия был пущен испытанный механизм затяжек и проволочек.

Характерно то, что отдавая распоряжение “о строчайшем расследовании” дела, Пограничная комиссия не нашла нужным задержать убийц: Утеулина, Тулеева, Нуралина и Турумова, а наоборот, предписала содержать под стражей Хасана Утемисова и Бетимбая Чукина, являющихся свидетелями. Не был привлечен к уголовной ответственности и султан Баймухамет Айчуваков – непосредственный организатор убийства.

Следствие, которые повел Редькин, скоро остановилось, так как султан Айчуваков не прислал к нему для допроса Мусу Нуралиева, Юсупа Утеулина, Ихласа Тулеева и др.

Вместо того, чтобы привлечь султана к уголовной ответственности за организацию убийства Махамбета, он был вызван в столицу России и удостоился высшей, по тем временам, милости: был принят императором Николаем I и получил, так сказать, из первых рук генеральское звание.

Спустя 33 дня после аудиенции у императора, в послужном списке султана появилась последняя запись: “Умер состоя на службе – 30 марта 1847 года”.

В народе ходили слухи, что султан Баймухамед Айчуваков, возвращаясь из Санкт-Петербурга домой, при переправе через реку был кем-то утоплен. Так ему отомстили за смерть Исатая и Махамбета.

http://www.makhambet.freenet.kz

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 9
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом