Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 859
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.09.08 13:31. Заголовок: Султанмахмут Торайгыров


Султанмахмут Торайгыров
1893 - 1920



Султанмахмут Торайгыров - выдающийся казахский поэт-демократ. Родился 29 октября 1893 года в Кзыл-Тауском районе Кокшетауской области, умер 21 мая 1920 года. С четырех лет Султанмахмут жил в Баян-Аульском районе Павлодарской области. С 13 лет начал писать стихи. Его одолевала жажда учебы, он много читал, стремясь к современному полноценному образованию. Однако ему пришлось начать работу - сначала учителем в школе, затем с осени 1913 года секретарем редакции первого казахского журнала "Айкап". С 1914 года он опять работает учителем в Баян-ауле и Катонкарагае, осенью 1916 года ему удается поучиться на курсах в Томске. В эти годы созревает писательское кредо Торайгырова.

"Вступив на стезю поиска истины, не отступлю, перенесу все испытания, превозмогу усталость, пройду через заблуждения. Но останусь верен задуманному", - говорит поэт. После февральской революции 1917 года, стремясь быть поближе к народу, он приезжает в Семипалатинск. Его охватывает радостное чувство, как и всех интеллектуалов казахского общества того времени. "Хочу быть солнцем, которое бы рассеяло тьму над головой моего народа". Султанмахмут полагает, что наступила заря свободы и каждый народ сможет зажить самостоятельно и создать свое государство. Торайгыров вступает в контакт с алаш-ординцами, печатает статьи в их газете "Сары-Арка". Горячо подхватывая идеи лидеров "Алаша", он восхищается ими в своих стихах.

Лирика Торайгырова подчеркнуто гражданственна, посвящена жизни родного народа. Поэт в стихах изображает аульный быт, распад патриархального уклада, разоблачает продажность баев, мулл и волостных управителей. Весьма серьезно относился он к общественной роли поэта. Султанмахмут писал и о доле казахских женщин, ратовал за их эмансипацию. Лирика его богата философскими размышлениями, но особенно это качество поэзии Торайгырова проявилось в поэмах "Жизнь в блужданиях" ("Адаскан омiр") и "Бедняк" ("Кедей", 1922). Торайгыров - автор одного из первых казахских романов "Красавица Камар" (1933), один из основоположников этого жанра в казахской литературе.

Задаваясь вопросом, что нужно казахскому народу, Султанмахмут на первое место ставит образование, культуру, науку, технику. По его мнению, в воспитании и обучении помимо забот о теле большое место должно быть отведено совести, душе, духовности. Без этого никакие технические достижения не сделают человека счастливым. Способен ли казахский народ приобщиться к уровню европейской цивилизации? С оптимизмом Султанмахмут прогнозирует, что максимум за 30-40 лет казахский народ достигнет уровня Европы по образованию, науке и технике. Об остроте философских размышлений Торайгырова в этот период свидетельствуют названия написанных им статей и стихотворений: "Социализм", "В этом ли справедливость?", "Зачем живу?", "Заблудшая жизнь", "Во время бури", "Вера", "Кто бог?". В них мыслитель опирается на труды Руссо, Толстого и марксистов.

Последней незавершенной поэмой Султанмахмута была поэма "Айтыс" с подзаголовком "Состязание городского и степного акынов". В форме диалога поэт хотел показать ломку прежнего старообрядного жизненного уклада. Восприятие наследия Торайгырова после его смерти сопровождалось крайним нигилизмом: он-де не народный поэт, а "националист", что в то время было равносильно смертному приговору. К чести для науки был такой ученый, который в тяжелые годы гонений на произведения Султанмахмута отважился написать книгу о нем "Поэтическое мастерство Султанмахмута" (1949), за которую ее автору Б.Кенжебаеву пришлось перенести немало моральных испытаний.

В книге "История философии в СССР" К.Б.Бисембиев писал о Торайгырове: "В отличие от своих предшественников Алтынсарина и Абая он решительно порвал с религией и выступал как страстный критик религии религиозной морали". Приводим выдержки из статей Торайгырова: "Откройся миру, молодежь, учись науке, воспитывай сама себя, займись земледелием. Если бы ожил сейчас Ясави, не столько бы к намазу призывал, сколько к просвещению, пробуждению, городской жизни, земледелию, движению от беспомощности к цивилизованности". Искренность Султанмахмута -поэта и философа - в поисках истины, справедливости, путей возвышения казахского народа должна быть почитаема, уважаема как непреходящая ценность.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


администратор


Пост N: 1341
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.09.09 19:28. Заголовок: Поэт-демократ Султан..


Поэт-демократ Султанмахмут Торайгыров родился в 1893 году в Кызылтауском районе Кокшетауской области. Он в 13 лет стал учеником аульного муллы, знатока казахского фольклора, занимавшегося литературным творчеством. Следуя примеру наставника, Султанмахмут сам начал сочинять стихи и рассказы. Мечтая продолжить ученье, С.Торайгыров в 1912 году поступает в медресе в городе Троицке, но, не проучившись и года, оставляет учебу из-за болезни. В 1913 году он учительствует в казахском ауле близ Троицка, а осенью возвращается в город и становится секретарем редакции журнала «Айкап», на страницах которого впервые выступает как поэт и публицист. Благодаря журналу С.Торайгыров смог познакомить со своим творчеством широкий круг читателей, поверил в свое призвание и твердо решил связать свое будущее с поэзией. Юношескую лирику С.Торайгырова отмечает тяготение к гражданской общественной тематике, пафос обновления жизни на основе знаний, выработанных человечеством. В стихотворениях «К молодежи», «Думы ученика», «Какова цель учебы» поэт призывает казахскую молодежь к овладению высотами культуры и образования.

Социальное положение и судьба казахской женщины занимает особое место в творчестве С.Торайгырова (стихотворения «Во сне я видел жалостное положение», «Стройной красотке», «Любовь к девушке», «Гуляим», «Милая душа моя», поэма «Камар Сулу»). Одна из признанных вершин творчества С.Торайгырова – философская поэма «Жизнь в заблуждениях», рассказывающая о цели и смысле человеческого существования, о возвышенных идеалах и суровой реальности. Поэма «Бедняк» близка по тематике к философской поэме:

«Мороз меня мучил и голод томил,
И ветер холодный мне тело студил,
И ныла спина, и кололо в груди,
И ноги болели, и не было сил.
Холодный, голодный я плелся домой.
Но разве был добр хозяин со мной?
Бросал, как собаке, остатки еды,
Ругал ненасытной и жадной свиньей.
И в лютую стужу во мраке ночном
Мы вместе с собакой овец стерегли.
Пугая коров, я кричу до зари,

А бай в теплой юрте спит сладким сном, - так рассказывает главный герой поэмы о своей исполненной тягот и лишений жизни. Этой поэмой С.Торайгыров смело выступил защитником человеческого достоинства, борцом против социальной несправедливости. Положительный образ человека из народа в поэме «Бедняк» стал одним их самых значительным художественным достижением поэта-демократа.

Поэт умер в 1920 году, сломленный болезнью, прожив всего 27 лет.

Вклад Султанмахмута Торайгырова в казахскую поэзию очень значителен, его стихи по праву вошли в сокровищницу казахской литературы. Войдя в школьную программу, они, несомненно, стали достоянием нескольких поколений.

Творчеству поэта посвятил свой роман-трилогию «Мечта поэта», «Путь мечты», «У подножия Баян-аула» известный казахский поэт Дихан Абилев. Трилогия вышла на казахском и русском языках. Произведения С.Торайгырова издавались отдельными сборниками. Лучшие из них вошли в хрестоматии и антологии казахской поэзии.

Произведения С.Торайгырова

Торайгыров С. Избранное.- Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958.
Торайгыров С. Избранное.- Алма-Ата, 1991.
Торайгыров С. Огонек в степи: Избранные стихи.- М.: Худож. лит., 1979.
Торайгыров С. Шикай и Шагала: Стихи.- Алма-Ата: Жалын, 1985.
Торайгыров С. Стихи и поэмы: Алма-Ата: Жазушы, 1989.

Произведения о жизни и творчестве

Абилев Д. Мечта поэта: Роман.- Алма-Ата: Жазушы, 1968.
Абилев Д. Мечта поэта: Трилогия (О С. Торайгырове).- М.: Сов. Писатель, 1981.
Абилев Д. У подножья Баянаула: Роман (О С. Торайгырове).- Алма-Ата: Жазушы, 1978.
Кенжебаев Б., Суюншалиев Х. Султанмахмут Торайгыров: [Библиогра-фический очерк].- Алма-Ата, 1958.
Кенжебаев Б. Султанмахмут Торайгыров (1893-1920): Критико-биогр. очерк.- Алма-Ата: Казгослитиздат, 1958.
Акбаева Л.Н. Проблнма человека в мировоззрении С. Торайгырова.- Алма-Ата, 1993.
Акбаев Л.Н. Этика Султанмахмута Торайгырова //Простор.- 2003.- № 11.= С.100-104.
Гольбрайхт М. Поэт, просветитель, демократ: [Султанмахмут Торай- гыров] //Книголюб.- 2003.- № 21-22.- С.30.

http://www.spring.kz/?lang=ru&id=3&subid=1&num=40

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 267
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом