Loading
АвторСообщение
Второй администратор




Пост N: 65
Зарегистрирован: 17.09.08
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.02.10 16:49. Заголовок: Узбекистан


Р.Масов (академик): О термине "узбек" ("озбак") встречается множество противоречивых суждений. К вопросу образования Узбекской ССР
12.02.2010

РОДИВШИЙСЯ НА ГЛАЗАХ ИСТОРИИ
(К вопросу образования Узбекской ССР)
Оценке национально-территориального размежевания 1924 года на территории Средней Азии в советской историографии придавалось второстепенное значение, хотя это событие по своей значимости явилось далеко неординарным решением одной из узловых проблем нашей общей истории, коренным образом изменившим на многие годы исторические судьбы народов региона.
Причина такого отношения исследователей истории, особенно представителей историко-партийной науки, заключалась в том, что в тот период были допущены серьезные, можно сказать, роковые просчеты. Если об этом впоследствии и говорилось, то лишь в общих чертах и только в положительном смысле, в рамках партийно-идеологической, политической допустимости и строгого соблюдения неразглашения всего тайного, что имело место на самом деле. Все архивные материалы по этой теме длительное время находились под неукоснительным запретом, с грифом "Совершенно секретно". Они оказались в поле зрения историков уже после развала СССР. Однако и до сих пор гласно не все важные документы еще рассекречены. Но и тех, что были разрешены для обозрения, оказалось достаточно, чтобы исследователи смогли объективнее и глубже раскрыть суть и значение этого, так и не завершенного до конца, национально-территориального раздела.
Вместе с тем, труды, опубликованные в 90-х годах прошлого столетия и в начале XXI века на основе используемых впервые секретных архивных документов, как очевидно, серьезно задели, даже обеспокоили правящую политическую элиту Республики Узбекистан. Ее раздражение и недовольство вылились против тех, кто впервые назвал истинных виновников трагической, несправедливой акции, совершенной более 80 лет назад. Впрочем, такая реакция была вполне объяснима.
Сама идея национально-территориального размежевания в Средней Азии, образования новых национальных республик и областей, их включения в состав единого государства − СССР имела историческое, эпохальное значение мирового масштаба.

Но столь сложная, важная задача была осуществлена скоропостижно, без тщательного изучения этногенеза народов, племен и многочисленных родов, различных слоев населения региона. Все решалось наскоком, форсированно, по принципу "Начнем, а затем будет видно". Мол, если что-то не получится, позже поправим, изменим, восстановим и т. д. Все же, не сумев разом добиться положительного результата, в дальнейшем к новому рассмотрению этого вопроса уже больше возвращаться не стали. Между тем, несовершенство проделанной в 1924 году Центральной Комиссией работы, итоги которой порождали множество недовольство, споров, которые возникали в процессе ее осуществления и после. То что такие факты имели место был вынужден признать еще даже председатель Среднеазиатского бюро ЦК РКП(б) И. А. Зеленский: "Первые шаги, которые мы сделали − это работа по национальному размежеванию, по созданию национальных республик, проделанная нами, эту работу мы провели вчерне, здесь еще много недоделанного, эта работа проделана топором "1.
В процессе обсуждения и определения наименований будущих союзных, автономных республик и областей были высказаны различные мнения и предложения, особенно в отношении термина "узбек" и названия создаваемой в связи с ним республики − Узбекская ССР.
Общеизвестно, что нынешние узбеки, как народ и как государственное образование, появились только благодаря советской власти. Исторически и этнически − по сравнению с другими тюрко-монгольскими родами и племенами − узбеки никогда прежде не существовали. Получив свое наименование от имени чингизида Озбакхана − предводителя Золотой Орды, они стали называть себя "озбаковцами", то есть поданными хана Озбака. Позже они получили известность как "озбаки", или в русском правописании − "узбеки". Кстати, у персоязычных народов они до сих пор именуются термином "узбаки" − от этнонима "озбак"
До своего подданства Озбакхану озбаковцы (озбаки) являлись обычным степным населением общего даштикипчакского сообщества племен, из которого впоследствии выделились казахские джузы. А самими озбаками во главе с другим чингизидом − Шибанидом в конце XV века была завоевана Средняя Азия.

Как достоверно выяснено, история происхождения этнонима "узбек" связана с даштикипчакскими родоплеменными объединениями, подвластными Озбакхану (1312-1340 гг.), прямому потомку Джучи2. Озбакхан стал популярным среди остальных Чингизидов тем, что был правоверным мусульманином и первым из потомков Чингизхана ввел для жителей своего улуса ислам. Этим самым он оказался известным не только среди своих поданных, но и в мусульманских странах, в которых ислам был господствующей религией. Его авторитет и харизматические качества импонировали соплеменникам, и они стали называть себя "озбаковцами".
Таким образом, термин "озбак" ("узбек") вошел в оборот именно при Озбакхане и, следовательно, его происхождение связано с личностью этого правителя.

Совершенно прав академик А. А. Семенов, который еще более полувека назад писал: "Тюрко-монгольские кочевники Ак-Орды были отборными воинами-конниками. Они-то, по-видимому, и были главной частью золотоордынского войска. Их-то сначала (?) и называли "узбекианами", "узбековцами". Постепенно термин "узбекќ" сменился термином "узбек", который и стал собирательным именем для целой группы тюрко-монгольских племен Ак-Орды"4.
Далее академик А. А. Семенов приходит в выводу, что "узбеки" своим этническим и государственным названием обязаны персоязычным народам, прежде всего, таджикам, которые внедрили среди поданных Озбакхана ислам, одновременно с таджикским языком.
Он пишет: "Дело в том, что термины узбекќ, узбекиан, т. е. узбеков (узбекский) и узбековцы употребляли только заграничные персидские авторы по отношению вообще к войскам Узбек-хана, совершенно не разбираясь в их племенном составе. И термины эти только персидские и таджикские и чтобы именно от них произошло слово узбек в народной тюркской массе, надо допустить невероятное предположение, что или обе эти формы свойственны также тюркским языкам или же, − что все население Ак-Орды и других частей Джучиева улуса говорило на персидском или таджикском языке"5.

Ради беспристрастности следует отметить, что и в письменных источниках, и в записях придворных летописцев о термине "узбек" ("озбак") встречается множество противоречивых суждений, но достоверность точного времени появление самоназвания "озбак", "узбек" уже никак невозможно установить. Тем не менее, связь этнонима "узбек" с именем Озбакхана (Узбекхана) не вызывает никаких возражений. Хотя А. А. Семенов в своей работе "К вопросу о происхождении и составе узбеков Шайбани-хана" дипломатично избегает прямого утверждения, что этноним "узбеки" происходит именно от Озбакхана (Узбекхана).
Тогдашнее руководство Узбекистана требовало от А. А. Семенова, работавшего в системе Академии наук этой республики, чтобы он излагал историю узбеков в связи с установками ЦК Компартии Узбекской ССР, который стремился предоставить свое прошлое происхождение более древним, чем оно было на самом деле − от своего примата, родоначальника Озбакхана (Узбекхана).
После Озбакхана этноним "озбак" ("узбек") стал ассоциироваться с представителями новой плеяды тюрко-монгольских династических лидеров, которые по своему происхождению восходили не к Озбакхану, а к монгольскому князю Шибаниду, младшему сыну Джучи6 .
Сохранившиеся до наших дней письменные источники, а также проведенные учеными исторические изыскания показывают, что "общее число ушедших из степи тогда, в начале ХVI столетия, в Среднюю Азию кочевников Дашти Кипчака достигало 360 тысяч человек. Уход Шибанидов со значительной частью кочевых племен узбекского улуса с территории, занимаемой современными Казахскими степями, послужил причиной переноса термина "узбек " в покоренные ими области Средней Азии. Однако еще долгое время в Средней Азии название "узбек" оставалось только за теми родами и племенами узбекского улуса, которые вместе с Шибанидами пришли в Мавераннахр. Даже в XIX столетии в самих среднеазиатских ханствах термин "узбек" употреблялся редко, обычно только в тех случаях, когда узбека (т.е. "даштикипчакца" по происхождению) нужно было противопоставить представителю иной этнической или социальной группы, например, таджику, сарту (так называли тогда в большинстве районах Средней Азии говорившее по тюркски городское население) или чагатаю (так по имени Чагатая, второго сына Чингиз-хана, сама себя называла в то время часть населения Средней Азии). Объединяющим этнонимом на территории в границах современного Узбекистана термин "узбек" стал лишь в ХХ веке, после формального разделения Туркестана (Средней Азии) на национальные республики. Так что история современного узбекского народа не тождественна с историей его имени. И это следует помнить"7.
Тюрко-монгольские кочевые племена и роды генетически и исторически были расположены к стихийному объединению и распаду. Характерной особенностью кочевого населения было то, что его образ существования, хозяйственная деятельность, быт и нравы, постоянная смена мест обитания не позволяли вести оседлый образ жизни и создавать свои национально-устойчивые объединения, не говоря уже о каких-либо развитых государственных системах, культуре, городских структурах, аграрных методах ведения сельского хозяйства, которые являлись традиционными для ираноязычных народов Средней Азии.
Поэтому утверждение некоторых, так называемых "ученых" о том, что "узбеки" в прошлом (до образования Узбекской ССР) имели свою государственность во главе с известными одиозными фигурами и династиями, как Тимур и другие предводители кочевых тюрко-монгольских племен – Караханидов, Газневидов, Тимуридов, Шибанидов, Аштарханидов, Мангытов, откровенная ложь. Тем более, что руководители племен и родов, которые управляли Бухарой, Хивой и Кокандом, сами никогда не считали и не называли себя "узбеками". Исторически достоверно известно, что и даже такой деспот, как Тимур, приходил в ярость, когда его происхождение связывали с кочевыми озбаковцами.
Установлено, что все возникшие на территории Средней Азии – до татаро-монгольского нашествия – государственные образования были "со смешанным тюрко-иранским населением"8, которое к "озбакам" никакого отношения не имело.
Естественно, что тюрко-монгольские племена, в том числе и современные узбеки, имели и ныне сохраняют общие кровные, расовые и языковые корни. И если исходить из позиций панузбекизма, то тюркоязычное население Средней Азии и Казахстана, да и другие тюрко-монгольские народы на территории России, Монголии, Афганистана, Турции также могут считать своими все прежние в с

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом