Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 671
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.08 20:06. Заголовок: Кейкi-батыр (Кейки Батыр)


Кейки Батыр
(1871-1923)

О, батыр,
Ты могуч и умен.
Ты сражался за светлую жизнь!..
М.Ержанов

Кейки (Нурмагамбета) Кокембайулы родился в 1871 году в местности Байтума Костанайской области и происходил из рода кыпчак Среднего жуза. Произносить вслух имя Кейки батыра в разных краях стали лишь с приходом независимости и гласности, когда были названы новые имена героев сопротивления – предводителей движения и рядовых участников, отдавших свою жизнь за освобождение казахского народа. А все потому, что он был зверски убит красноармейцами. Как свидетельствует история, Кейки батыр был сподвижником хана Абдигапара и всей душой поддерживал его идеи о единстве и независимости казахского народа. Это был умный, проницательный и авторитетный человек. Его армия если и не отличалась многочисленностью, то выигрывала качественно. Отряды обучались строю и ружейным приемам. Одновременно с улучшением армии, Абдигапар занимался организацией гражданского укрепления. Прежде всего, его власть не была единоличной. Он отказался от звания хана и принял титул эмира в знак того, что желает править не самодержавно, а с помощью народа в лице его представителей. При нем состоял совет из 20 человек, избранных волостями. Таким образом, вся власть перешла к местному населению в лице свободно избранных членов совета эмира. Подати шли на содержание администрации и национальной армии. Армией командовал Амангельды Иманов. Его лучшим другом был Кейки батыр - талантливый руководитель в отряде стрелков-тысячников во время национально-освободительного движения. Он был участником Торгайского восстания 1916 года. Отличился в Догалском сражении, в сражении на местности Куйик, в блокаде города Торгай. Революцию Кейки батыр не признал и к советской власти относился настороженно. Но поскольку слыл человеком храбрым и умным, то не стеснялся высказывать своего мнения. Поэтому власти невзлюбили его. После гибели Амангельды 18 мая 1919 года и смерти хана Абдигапара Кейки батыр был вынужден уйти в Улытау и Кызылкумы. А 22 апреля 1923 года зверски убит бойцами Красной армии. Видимо, в доказательство того, что суд над батыром свершился, убийцы обезглавили тело, отрубили обе руки и увезли с собой, а останки оставили лежать рядом с телами убитых родственников батыра – жены, не успевшей родить ребенка, и брата. Напуганные зверствами, местные жители бежали в степь, не похоронив убитых. Кто и в каком месте предал их земле – неизвестно и поныне.
Долгое время о Кейки батыре вообще запрещалось говорить. Тем не менее, за последние годы о его подвигах, храбрости и стремлении сделать свой народ счастливым и независимым написано немало книг, повестей, поэм и документальных рассказов. В честь 125-летия со дня рождения в Аркалыке ему был установлен бюст, а на его родине в селе Амангельды прошел той. Земляки радовались, что наконец-то все расставлено по своим местам и Кейки батыр теперь в одном ряду с историческими личностями края. Лишь одно огорчало: что нет у национального героя могилы.
Между тем, благодаря усилиям известного в республике ученого-историка Манаша Козыбаева, стало известно, что в 1926 году в связи с переездом столицы Казахстана из Оренбурга в Кзыл-Орду череп предводителя племени кулан-кипчаков Кейки батыра был передан в Кунсткамеру Ленинграда (Санкт-Петербурга). Подтверждением этому стал официальный ответ на запрос профессора М.Козыбаева и посольства Республики Казахстан в Москве в январе 1885 года из Министерства иностранных дел Российской Федерации.
В нем сказано, что «передача черепа Кейки Кокембайулы может быть рассмотрена российской стороной в случае, если просьба поступит от близких родственников (потомков), намеревающихся предать останки захоронению».
Этим работа по передаче черепа батыра на историческую родину не ограничилась. Конечно же, его немногочисленные родственники отправили свою просьбу в Россию. Проявили интерес и историки. На официальном уровне в сентябре 1996 года к вице-премьеру Российской Федерации обратился с письмом аким Торгайской области В.Барыкин: «В связи с предстоящими мероприятиями, посвященными 80-летию национально-освободительного движения, прошу оказать содействие в передаче черепа Кейки Кокембайулы его близким для предания земле по национальному обычаю казахов…»
На формальном уровне вопрос был разрешен. И за это спасибо родственникам батыра, ученым-историкам, землякам-журналистам. Дело было за денежными средствами, необходимыми для этого мероприятия. Родственники Кейки-батыра не столь богаты, чтобы нести все расходы по передаче черепа и его захоронения в селе Амангельды, где предполагается построить мавзолей Кейки батыра. Учредители фонда и его первые спонсоры обратились к братьям-землякам с просьбой оказать финансовую поддержку, которая будет воспринята как дань уважения и долга памяти великого сына Торгайщины. На сегодняшний день останки Кейки батыра так и хранятся в антропологическом фонде в Кунсткамере Санкт-Петербурга.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 2 [только новые]


администратор


Пост N: 673
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.08 20:15. Заголовок: http://photofile.ru/..



Бюст Кейки-батыра установленный в городе Аркалыке

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.11.09 10:42. Заголовок: Спасибо за ценную ин..


Спасибо за ценную информацию

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 39
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом