Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 757
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.06.08 21:18. Заголовок: АНТИЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ О СРЕДНЕАЗИАТСКИХ КОЧЕВНИКАХ.


АНТИЧНЫЕ ПИСАТЕЛИ О СРЕДНЕАЗИАТСКИХ КОЧЕВНИКАХ.

Г е р о д о т, греческий историк из малоазиатского города Галикарнаса, составил в средине V в. до н. э. свою историю греко-персидских войн, содержащую много этнографического материала о народах, соприкасавшихся с Персидским государством. Материалы о народах северо-востока он собрал, главным образом, во время своего пребывания в греческой колонии Ольвии. Греки называли все народы, жившие к северу от Черного моря "скифами", но Геродот "собственно скифами" считает сколотов, живших между Дунаем и Доном. Они были кочевниками-скотоводами и жили в повозках, покрытых войлоком и перевозившихся быками. К востоку от них до Каспийского моря жили сарматы, в стране которых находилась Ольвия, еще далее на восток - массагеты (на север от Аральского моря) и саки (на юго-восток от Аральского моря). В 529 г. до н. э., по рассказу Геродота, персидский царь Кир погиб в походе против массагетской царицы Томирис. В более позднее время, в эпоху римского владычества, название "Скифия" (например, у географа Птоломея) употребляется для Средней Азии и Казанских степей.
С т р а б о н, греческий географ эпохи императора Августа, в начале н. э. написал географию, которая также содержит много исторического материала. Использовал ли Страбон книгу Геродота - не установлено. Однако, его данные в общем сходятся со сведениями Геродота.
Нижеприводимые отрывки из сочинений Геродота и Страбона рисуют образ жизни массагетов, живших по северо-восточным берегам Каспийского моря и в низовьях Аму- и Сыр-Дарьи, т. е. на территории западного и отчасти южного Казахстана. Относятся ли массагеты к иранским (персидским) кочевым племенам или тюрко-монгольским, точно до сих пор не установлено, однако, больше оснований считать их принадлежащими к первым. Таким образом, древнейшее население западного и южного Казакстана принадлежало к иранской (персидской) группе народов, живших тесном соседстве с тюрко-монголами, населявшими север и восток Казакстана. В современном казахском языке наблюдается наличие большого количества персидских слов, совершенно ассимилировавшихся и, по-видимому, проникших в язык в очень далекое время.
Отрывок из Страбона, помещенный в сборнике, переведен составителями с греческого по изданию Диндорфа, отрывки же из Геродота даются по переводу Мищенко.
Аммиан М а р ц е л л и н, римский офицер и историк, в 358 г. воевал против персов, писал историю своего времени (годы 353-78). Он описывает хуннов того периода, когда они появились впервые в дунайских степях и заставили германское племя вестготов искать спасения в пределах Римской империи.
Менандр П р о т е к т о р, византийский историк VI века н. э., описал период 558-582 гг. н. э. Выписки из его истории сохранились в сочинениях императора Константина Порфирородного (X в.). Нами использовано издание "Фрагменты греческих историков", т. IV.
По одежде и образу жизни массагеты похожи на скифов. Сражаются они верхом на лошадях и пешие; знают оба способа войны: сражаются луками и копьями; вооружены обыкновенно и секирами. Все предметы у них из золота и меди; все, что требуется для копий, стрел и секир, приготовляется из меди; головные уборы, пояса и перевязки украшаются золотом. Также из меди делают они грудные панцири для лошадей, напротив, уздечки, удила и фалеры приготовляют из золота. Железа и серебра они вовсе не употребляют, потому что этих металлов нет в их стране, тогда как золото и медь в изобилии.
Обычаи их таковы: хотя каждый из них женится на одной женщине, но женами они пользуются сообща. По словам эллинов, таков обычай у скифов; на самом деле так поступают не скифы, а массагеты. Если какой-нибудь массагет пожелает иметь сообщение с женщиной, он вешает колчан свой перед ее повозкой и сообщается спокойно. Предела жизни у них не полагается вовсе, но кто очень состарится, к тому сходятся все родственники, убивают его, а вместе с ним и разный скот, варят это вместе и поедают. Такой конец жизни считают они счастливейшим. Умершего от болезни они не съедают, но хоронят, горюя о том, что ему не пришлось быть убитым. Они ничего не сеют, питаясь домашними животными и рыбой, которую в изобилии доставляет им река Араке. Они пьют молоко. Из богов чтут только солнце, которому приносят в жертву лошадей. Смысл жертвы этой тот, что быстрейшему из всех богов подобает быстрейшее животное.
(Геродот. История, перев. Мищенко, I, 113-114).
Раньше народы, живущие на берегах Черного моря, Дуная, Адрии, называли гипербореями, сарматами, аримаспами, живущих же за Каспийским морем - саками и массагетами, но не умели ничего точного о них сказать, хотя рассказали о войне Кира с массагетами...
...Массагеты только солнце считают богом и приносят ему лошадей в жертву. Каждый женится на одной жене, но сходится и с женами других, но не тайно, а кто с чужой женщиной совокупляется, тот привешивает колчан к тележке и делает это потом без стеснения... Серебра у них нет, железа мало, но бронзы и золота весьма много.
Живущие в равнине, они все же земледелием не занимаются, а живут от скотоводства и рыболовства, как номады, как скифы. Ибо все эти народы имеют общий образ жизни и их могилы и нравы одинаковы, все они грубые, дикие, воинственные, но прямодушны и верны договорам.
(Страбон, изд. Диндорфа, 507-513).
Гунны так закалены, что не нуждаются ни в огне, ни в приспособленной к вкусу человека пище; они питаются кореньями диких трав полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть. Никогда они не укрываются в какие бы то ни было, здания... У них нельзя встретить даже покрытого камышом шалаша. Они кочуют по горам и лесам, с колыбели приучаются переносить холод, голод и жажду... Обувь, которую они не выделывают ни на какой колодке, затрудняет их свободный шаг. Поэтому они не годятся для пешего сражения; зато они словно приросли к своим коням, выносливым, но безобразным на вид, и часто, сидя на них на женский манер, исполняют свои обычные занятия. День и ночь проводят они на коне, занимаются куплей и продажей, едят и пьют и, склонившись на крутую шею коня, засыпают и спят так крепко, что даже видят сны. Когда приходится им совещаться о серьезных делах, то и совещание они ведут сидя на конях.
Не знают они над собой строгой царской власти, но довольствуются случайными предводительствами кого-нибудь из своих старейшин, сокрушая все, что им попадется на пути... Никто у них не пашет, и никогда не коснулся сохи. Без определенного места жительства, без дома, без закона или устойчивого образа жизни, кочуют они, словно вечные беглецы, с кибитками, в которых проводят жизнь; там жены ткут их жалкие одежды, сближаются с мужьями, рожают, кормят детей до возмужалости. Никто у них не может ответить на вопрос, где он родился: зачат он в одном месте, рожден далеко оттуда, вырос еще дальше.
(Аммиан Марцеллин, кн. XXI, 2 изд. Кулаковского, Киев. 1906 г., III, 237-239).
В начале 4-го года царствования Юстина II [568 г.] (1 В квадратных скобках [ ] здесь и далее - примечание составителей и переводчиков)., приехало посольство турков в Константинополь. Ибо когда власть турков росла, согдианцы, ранее подданные эфталитов, сейчас же турков, просили у своего царя, чтобы он послал посольство в Персию для добывания разрешения свободной торговли шелком [который они сухопутным путем получали из Китая]. Дизабул согласно их просьбе разрешил им послать посольство, главой которого был Маниах. Они ехали к персидскому царю и просили разрешить им свободную торговлю шелком. Но персидский царь, которому это совсем не нравилось и который не хотел, чтобы они безнаказанно перешагнули персидскую границу, все откладывал ответ. И когда согдианцы настаивали на получении ответа, Хозрос [персидский царь] устроил совещание. Эфталит Катульф... советовал не пропустить шелк, и купить его и потом перед глазами послов бросить его в огонь, чтобы избежать мнения, будто бы он хотел пользоваться тюркским шелком. Итак, шелк был сожжен, и послы грустно вернулись домой.
[Второе посольство было убито персами].
Используя этот случай, вождь согдианцев Маниах убедил Дизабула в том, что для турков более выгодно связаться с римлянами [византийцами] и к ним переправлять шелк... и заявил свою готовность совместно с турками ехать как посол к римлянам для установления дружбы. [Он так и поехал в Константинополь]. Император через переводчика ознакомился с написанной на скифском языке грамотой и принял послов любезно. Он допросил их о царстве и стране турок. Они ответили, что у них существует четыре царства [по-гречески "гегемонии"], но высшую власть над всем народом имеет Дизабул. Они прибавили, что подчинили себе эфталитов, которые им должны дань платить. "Вся власть эфталитов вами покорена?"- спросил император, и когда ответил утвердительно, то он спросил: "Жили эфталиты в городах или в селах?" "Городской это народ". "Значит вы все их города заняли?" "Да".
[Турки заключили договор с византийцами].
Так как турки, которых раньше называли саками, послали послов к Юстину, то последний, решил также и к ним послать таковых. Он приказал Земарху Киликийцу, тогда губернатору восточных городов, готовиться к этому путешествию. Тот после необходимой для такого длинного пути подготовки в начале августа отправился совместно с Маниахом и его спутниками. После многодневной дороги, когда Земарх и его люди приехали в Согдиану, им навстречу вышли несколько турок, специально для этого посланных, которые им предложили для покупки железо. Этим они хотели, по - моему, показать, что в их стране имеются железные рудники. [Потом шаманы заставили Земарха пройти между огнями и тем самым очиститься, точно так, как это рассказывает Плано Карпини о монголах]. После этого их повели туда, где был хаган к горе Эктаг [наверное, Актаг на юго-востоке от города Кульджи], т. е. "золотой [светлой] горе". В долине этой горы жил тогда Дизабул. Сейчас позвали послов к хагану. Тот сидел в своем шатре на стуле с двумя колесами, который в случае надобности могла тянуть одна лошадь. [Земарх и Дизабул обменялись приветствиями]. Шатер был украшен пестрыми шелковыми коврами. Предлагалось им вино, но не виноградное, ибо там виноград не растет, и они этому вину не привыкли, но какое-то другое варварское питье. [Потом Дизабул показал им два шатра, богатых золотом и серебром и дал им подарки], Земарху он подарил пленную наложницу из народа херхис. [Земарх сопровождал Дизабула в походе против персов, в городе ласе они встретили персидское посольство, потом Зенарх был отправлен домой]. С ними совместно Дизабул послал нового посла, ибо Манах умер. Имя нового посла Тагма, его звание - тархан... [На обратном пути] римляне перешли реку Оих [Сыр-Дарья] и после долгого пути приехали к огромному широкому озеру [Аральское море]. Там Земарх остался три дня и послал Георгия... сообщить в Константинополе о своем возвращении. Тот возвратился туда с 12 турками, проехав безводную пустыню по более короткому пути. Земарх ехал 12 дней через пески... и доехал до реки Их [Эмба] и Даих [Яйк] и мимо других озер до Атила [Волга].
(Менандр Протектор, 225-229).
[В 576 г. снова некий Валентинос был послан к туркскому хагану Турксантос, сыну Дизабула]. Хаган сказал: "Так как вы застали меня в глубокой скорби, ибо мой отец умер, вы должны были разрезать свои лица мечами согласно нашему похороному обряду". Тогда Валентинос и его люди так и сделали. В один день из дней скорби хаган привез 4 связанных гуннских пленных и, поставив их рядом с лошадьми умершего отца, приказал им сообщить отцу то-то и то-то. Похоронные обряды на их языке называются дохия.
(Менандр Протектор, 247).

Прошлое Казахстана в источниках и материалах
СБОРНИК I
(V в. до н. э.-XVIII в. н. э.)

ПОД РЕДАКЦИЕЙ проф. С. Д. АСФЕНДИЯРОВА и проф. П. А. КУНТЕ
АЛМАТЫ "КАЗАХСТАН" 1997

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 171
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом