Автор | Сообщение |
|
| администратор
|
Пост N: 842
Зарегистрирован: 09.04.07
|
|
Отправлено: 26.08.08 23:20. Заголовок: Кереиты и найманы
Государства кереитов и найманов Ранняя история наиманов и кереитов. Найманы и кереи-ты впервые появились на исторической арене около середины ХШв. Найманы были известны тогда под названием "сегиз огуз", т.е. союз восьми племен, и находились под властью Уйгурского каганата. После 840 года начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в источниках под собирательным названием "цзубу" - кочевники. Северными цзубу называли кереитов, а западными - наиманов. Примерно в это время найманами правили полулегендарные Наркыш-Таян и Эниат хан. Правитель всех цзубу носил титул "далай хан". В конце IX-начале Х века обострились отношения кочевников с киданьской империей Ляо, центр которого находился в Северном Китае. Ожесточенные столкновения и гибель в 984 г. далай-хана привели к поражению цзубу. Правители кочевников, ища способы укрепления своей власти, обращаются к одной из мировых религий - христианству в его несторианской форме. Около 1007 или 1008 года хан кереитов направляет посольство мервскому митрополиту и вместе со своим народом принимает христианство, приняв имя Маргуз (т.е. Маркус - Марк). Вместе с кереитами христианами становятся найманы, онгуты, часть монгольских племен. Усилившееся и объединившееся государство цзубу стало серьезным противником Ляо. Кида-ни были вынуждены признать хана Уба (Увар) царем всех кочевников. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 г. и в ее итоге хан Маргуз II был захвачен в плен и казнен. Кереиты и найманы были включены в состав империи Ляо. В 1125 г. государство киданей распалось, и кереиты вновь получили независимость. Возглавили их правители с титулом "буюрук хан", первый из которых, Маргуз Буюрук хан был одновременно и ханом монголов. Найманы основали собственное государство в 1143 г., правителем их стал Инанч-Бильге-Буку хан. К югу от кереитов и наиманов, на границе с Китаем образовалось владение белых татар, большую часть которых составляли тюркоязычные онгуты. Государство кереитов. В 50-х годах XII, в. обострились отношения кереитов с Китаем. Маргуз хан, возглавивший борьбу кочевников против захватчиков, был схвачен в плен и казнен. После его смерти ханство возглавил Хурджакус (Грегориус) Буюрук хан. Его брат с титулом "гурхан" правил монголами. В 1171 г. престол занял сын Хурджакуса - Тогрул хан. Начало его правления ознаменовалось ожесточенной борьбой за власть между Тогрулом и его дядей - гурханом. Только при поддержке монгольских вождей хану удалось одержать победу и изгнать гурхана, однако после этого власть кереитов над монголами значительно ослабла. В начале 80-х годов Тогрул начинает поддерживать монгольского князя Темучина, пытаясь через него укрепить свое влияние среди монголов. В 1183 г. кереиты и монголы в союзе с Китаем нанесли поражение татарам, за что Тогрулу был пожалован китайский титул "ван", т.е. "царь", что было официальным признанием суверенных прав Тогрула в Центральной Азии. С этого момента Тогрула называют также Ванханом. В 90-х годах власть хана опять ослабла. В 1196 г. ему пришлось оставить орду и бежать в Тангут. При помощи наиманов престол занял его младший брат Ерке-Кара, однако его правление было недолгим. В 1198 г. Тогрул вернулся и вновь стал правителем кереитско-монгольской конфедерации. Конец ХП-начало XIII в. ознаменовались ослаблением кереит-ского ханства и усилением монголов. В 1203 г. между бывшими союзниками разгорелась война, завершившаяся поражением кереитов. Ван хан и его сын Сангум погибли, часть кереитов во главе с полководцем Кайранбаем бежала на северо-запад, в среднее течение Ертиса. Большая часть кереитов вошла в состав монгольского государства. Государство наиманов. После образования государства кара-киданей найманы входили в его состав, но после смерти основателя Западного Ляо Елюй Даши получили независимость, провозгласив своим правителем Инанч-Бильге-Буку хана. Государство наиманов занимало земли к западу от кереитов, в Западной Монголии и Восточном Казахстане. С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них власть над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти, в конце ХЛ-начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча: Таян хан и Буюрук хан. Раскол ослабил найманов, и в 1201 году оба владения потерпели поражение от кереитско-монгольского союза. В 1204 году монголы разгромили Таян хана, а в 1206 - Буюрук хана. Сын Таяна Кушлук хан, собрав остатки найманских войск, укрылся в государстве кара-киданей. Государственный строй. Государства кереитов и найманов были очень схожи по своему политическому устройству. Во главе государства стоял хан, передававший свою власть по наследству. Функции управления концентрировались в орде -ставке хана и осуществлялись служилой знатью - черби. Существовало делопроизводство, официальные бумаги скреплялись ханской печатью. Все население государства делилось по военно-административному принципу на тысячи, сотни и десятки. В то же время источники говорят о племенах, входивших в состав кереитского и найманского государств. Так, по Рашид-ад-Дину, в состав кереитов входили сахияты, дубоуты, албаты, карныны, влиятельной группой были канглы. Среди найманов часто упоминается влиятельное племя бити-кин, а также кыпчаки и канглы. Итак, кереиты и найманы сыграли заметную роль в этногенети-ческих процессах X-XIII вв. в Казахстане. Именно в этот период они вошли в состав казахского народа.
| |
|
Ответов - 7
[только новые]
|
|
|
| администратор
|
Пост N: 909
Зарегистрирован: 09.04.07
|
|
Отправлено: 25.09.08 22:59. Заголовок: Керей. Из книги Шака..
Керей. Из книги Шакарим Кудайберды-Улы «Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий» О происхождении (этнического имени) «керей» существует несколько разноречивых мнений. Летописцы Ра-шид-ад-дин, Абулгази, Наджип Гасымбек утверждают, что керей означает «черный» («кара»). У одного уйгура все восемь сыновей были черными (черноволосыми), и их прозвали по-монгольски керейт, т. е. черными. Профессор Березин считает, что керей — ветвь манчжурского племени кари. Аристов предполагает, что свое этническое название керей получили по притоку р. Оде, что на севере Саянских гор. Приток тот так и называется — Керей. Я отдаю предпочтение первой версии, т. е. тому, что керей от слова «кара» («черный»). Керей нашего Среднего жуза являются потомками сыновей Ашамайлы-керея — Сыбана (Сиван) и Караби (Kapa бий). А также потомками батыра Абака, который женился на дочери Караби и остался жить на его попечении. Предки Абака — сары уйсуни. Его род получил название «Двенадцатиколенные абак-кереи». Это роды- жантеке, жадик, жастабан, шубарайгыр, шоруши, ители, итемген, молкы, меркит, сарбас, каракас, кенсадак. Последних — кендасак — Аристов именует шимойын. Мне думается, это вернее. Род керей известен практически среди всех тюркских народов. При Чингисхане кереями правил Он-хан. Настоящее имя Тогрул. Когда Чингисхан завоевал его ханство, он бежал, но был пойман. Найманские беки — Сомаджи и Танеке-отрубили ему голову и доставили к хану найманов Тан-хану, тот сказал-де: «зачем было убивать старика, надо было доставить живым», затем приказал оправить череп серебром и украсил оным свой трон (таг). Итак, керей Среднего жуза — это потомки сыновей Ашамайлы (Сыбана и Караби), а также батыра сары уйсуна — Абака.
| |
|
|
| администратор
|
Пост N: 910
Зарегистрирован: 09.04.07
|
|
Отправлено: 25.09.08 23:00. Заголовок: Керей. Мухамеджан Ты..
Керей. Мухамеджан Тынышбаев «Материалы по истории казахского народа» По данным монгольского историка историка Санан-Сесена (см. Г. Говорт-Чингисхан) монголы во времена Чингисхана делились на 3 группы: 1) Еке-монгол (великие монголы), 2) Су-монголы или татары (мангыт, унгут, чурчыт) и 3) Кереи. Аристов утверждает, что керей как народ упоминается в китайской истории в 9 веке. Из местостей с именем керей известен приток р. Уда на северном склоне Саянских гор. По Харузину («к вопросу о происхождении киргиз») в 10 веке численность кереев доходила до (00000 душ. По Рашид-Эддину кереи состояли из следующих подродов: сахыят, дубоут, тонгоит, албат, каркын. Если окончание множественного числа «т» на окончание единственного «н», получим сахы или саха, дубо и т.д. В Алтайских горах на север и запад от Телецкого озера (правильнее — Долесское — по имени каракиргизского рода долес, проживающего в тех местах) в настоящее время проживает племя дубо, которых русские называют татарами. По рекам Абакан и Юс, составляющих притоки р. Енисей, проживает племя саха, которых русские прозвали сагайскими татарами. Восточнее от них живут племена каракас и камаса, которые называют себя туба. Знаток алтайских народностей и сам, если я не ошибаюсь, происходивший из племени Хагас, покойный профессор Н. Ф.Катанов говорит, что «дубо» есть не что иное, как теперешние урянхайцы и каракасы, называющие себя туба, и что дубо и уйгуры происходят от гуннов и в 5 веке жили в верховьях Енисея. Киргизские кереи в настоящее время в своем составе не имеют подродов, перечисленных Рашид-Эддином, зато есть каракас, тождественный, очевидно с тем, который находится на алтае и который называет себя туба. Фишер свидетельствует, что в 1639 году русский уполномоченный Неверов был взят в плен на Алтае «Кераитом, обособливом родом тубинских киргизов». Из сопоставлений непосредственно явствует, что нынешние черневые и сагайские татары, урянхайцы, каракасы и наши кереи — осколки когда0то многочисленного и сильного племени керей, которое в самом начале происходило от гуннов, т.е. тюрков и с течением времени омонголилось. Далее Кочнев говорит, что якуты сами называют себя саха, производят себя от сагайских татар. Он утверждает, что антропологические изыскания указывают на 2 совершенно разных типа якутов: «один служит представителем чистой расы, имеет овальный облик, нос прямой, скулы маловыдающиеся, веки чуть скошенные, стройный стан и вообще напоминает собою киргиза; у другого типа лицо чисто монгольское, разрез глаз узкий и косой, скулы сильно развиты, нос широкий, губы толстые, длинное сутолованое туловище на коротких ногах». Да и предания самих якутов определенно указывают на смешение двух различных племен. По словам Иохельсона (заметки о населении Якутской облати) якуты составляют омонголившуюся ветвь тюркскогоплемени, первобытным местом которого лингвисты считают Туркестан. Серошевский, Врангель и другие указывают на присутствие в якутском языке таких предметов, которых нет в Якутской области, и которые есть только на юге: лев. Тигр, верблюд, змея, дуб, и т.д.. что подтверждает факт переселения якутов с юга. Здесь я позволю себе привести один очень интересный рассказ. В 1880 годах за убийсто был сослан в Сибирь на поселение киргиз Лепсинского уезда маканчи-Садыровской волости Джаксылык (фамилию не помню). В Японскую войну он участвовал как доброволец, вследствие чего по окончании войны ему разрешили вернуться на родину. В 1905 году он рассказал мне нечто для меня в то время не понятное и загадочное. По его словам он прожил несколько лет в Якутской области, через 3—4 месяца по прибытиитуда он мог сносно объясняться с якутами. Однажды якуты спросили Джаксылыка не знает ли он что-нибудь о могиле Козы-Корпеш и Баян. Джаксылык был крайне удивлен и сказал, что кладбище их находиться в Лепсинском уезде на р. аягуз. Они сказали, что Козы-Корпеш и Баян — якуты, и что они сами происходят от самых близких родственников Козы-Корпеш или Баян (не помню кого из них называл Джаксылык); они рассказали былину о Козы-Корпеш и Баян, причем она оказалась очень близкой к киргизской былине. Джаксылык в 1920 году был жив; человек он малограмотный; и во всяком случае не из тех, которые являлись как бы живыми хранилищами преданий, сказаний и т.д.; такими делами он не интересовался и вообще ничем не выдвигался из ряда обыкновенных скотоводов. Выдумывать такие сложные и с первого взгляда непонятные вещи ему совершенно незачем, да и по развитию своему он не в состоянии. Теперь же после изложенного выше, рассказ этого простоватого человека приобретает очень ценное значение. Замечу к тому же, что хотя киргизы повсеместно знают эту интересную и трогательную легенду, до сих пор не удалось разыскать. Какому киргизскому роду принадлежат Козы-Корпеш и Баян. Между тем ведь киргизы отлично знают, что легендарный Кобланды родом кипчак, и есть поколения, считающие его предком; погибщий в 1420 году в бою между Едыге и Кадыберды Ер-кочке, которого Никоновская летопись называет «батыром татарским, велика суще телом и силой» из рода уак; убитый в 1546 годы в Казани Сафа-Гиреем великан-богатырь Чора Нарыков — родом тама, которого таминцы Акмолинского уезда считают своим предком. Из слов Аристова выходило, что у якутов тамг нет; это обстоятельство нас несколько смущало; но вот Кочнев утверждает (стр. 62), что ему лично приходилось видеть тамги , , , (, хотя оговаривается, что их вообще мало. Но у якутов существует предание, согласующееся со мнениями исследователей, что у них раньше была высшая культура, была письменность, которую утратили; то же подтверждает Иохельсон, Динео и другие. Народ, утративший письменность, конечно, мог утратить и родовые тамги. Оставляя пока некоторые выводы до дальнейшего, перейдем к истории кереев в хронологическом порядке. Известно, что перед Чингис-ханом монголы платили дань китайцам, и что самым могущественным из князьков монгольских был керейский Тугрул-хан. Когда монголы отказались от уплаты обычной дани, китайский император предложил Тугрулу привести сородичей к покорности. Тугрул эту задачу выполнил блестяще, за что от императора полчил благодарность и титул Ван-хана. Кереи в это время жили в верховьях р. Онона, Керулена и Орхона. Как раз в это время среди них стала распространяться христианская религия (нестерианство). Слух об этом дошел до западной Европы и превратился в легенду о попе Иоанне, короле кереев. Только Рубруку в 1253 году удалось выяснить, что поп Иоанн был никто иной, как керейский Ван-Хан. Тугрул и отец Чингиса Есуней-батыр были друг другу «андами» (самый близкий друг). По смерти Есунея Ван-Хан, как его «анда» обязан был заменить сироте его отца. Только благодаря поддержке могущественного Ван-Хана удалось восстановить юрт отца. Сын Ван-Хана Сенгун, считавший себя кандидатом в великие люди, не мог переносить возрастания могущества Чингиса, старался ссорить отца с Чингисом, что ему в конце концов удалось. Это привело к неприязненным отношениям, а затем и к открытым выступлениям, и в 1203 году побеждунный Ван-Хан бежал на запад, попал в руки другого заклятого врага Байбука хана Найманского и был убит воинами последнего. После этого кереи покорились Чингис-хану (1203 г.). Часть кереев вместе с побежденными меркитами бежала на запад. За меркитами отряды Чингис-хана гнались до Тургайской области и здесь были разбиты в последний раз 1216 году. Мы полагаем, что род керейт в составе джетыру (семиродцы) Младшей Орды — потомки этих беженцев кереев. Стечением веков, не имея связи с оставшимися на востоке кереями, они совсем забыли о своих родственниках, как и последние о них. Этим, по моему объясняется, что одни называются просто кереями, другие — керейтами (окончание «т» - обозначает множественное число). Аристов говорит, что большая часть войска Хайду хана (внука Угедея) состояла из кереев и найманов (1270—1301 г.). Кереи в это время жили в верховьях Черного Иртыша. Из похода Тимура знаем, что в его время (1370—1400) кереи обитали по Черному Иртышу до оз. Ала-Куль и горы Джирен-Кабырга. Возвышение джунгар началось, как известно с 1399—1400 годов. Моголистанский Хан Вайс-Хан (в период 1408—1428 г.) 61 раз бился с джунгарами и только один раз победил их. Примерно в 1420—30 годах джунгары заняли Лспсинский уезд, вследствие чего кереи должны были бежать. Надо полагать, что кереи в это время пережили сильнейший погром; по-видимому какие-то грандиозное нападение джунгар застало их неожиданно и они вынуждены бежать в разные стороны. Теперь считаю нужным вернуться к легенде Козы-Корпеш и Баян-Слу. В былине говорится, что аул Козы-Корпеша откочевал куда-то далеко от аула Баян-слу. На аул Баян часто нападали калмыка, а один из них Кодар даже поселился в доме Баяна и решил женится на ней во что бы то ни стало. Что бы помешать его плану дядя Баян отправился искать Козы-Корпеша. Однако ввиду преклонного возраста он не расчитывал, что сможет вернуться в родной аул и поставил целью как-нибудь добраться до Козы-Корпеша. Поэтому на более примечательных горах он пооставлял некоторые предметы, по которым Козы-Корпеш мог бы найти аул Баян-Слу. Так на одной высокой горе он оставил каркару (особое украшение из разноцветных перьев по углам сундуков)- эта гора стала называться Каркаралы. На другой горе оставил золотой кол, по чему эта горка до сих пор называется «алтын казык» и т. д. Наконец, он встретил Козы-Корпеша, выехавшего искать свою невесту, смог только рассказать, что нужно, и о признаках, по которым он должен следовать, и умер. В это время Баян выдумывала все новые причины к откладыванию дня свадьбы. По ее просьбе влюбленный Кодар выкопал колодец, который поныне существует в называется «Кодар-Казган», т. е. выкопанный Кодаром (на запад от Арганатинских гор и в 20 верстах на восток от места впадения р. Аягуз в озеро Балхаш). По именам сестер Баян назван» речка Тансык, Ай, Айрыз (все около г. Сергиополя). Кодар. побежденный прибывшим Козы-Корпешем, отправляется к своим сородичам за помощью. Кодар во главе калмыков делает нападение на аул Баян и, как полагается по былине, терпит поражение, но все же оказывается опять в ауле Баян, а Корпеш уходит и скрывается. На самом деле, очевидно, победил Кодар, которому удается впоследствии разыскать Корпеша под одиноким тополем в местности «Куркульдек» (место впадения р. Аягуз в оз. Балхаш) и убить. Баян все же сумела избавиться от Кодара хитростью. После гибели Кодара на Баян захотел жениться богатый Караванбаши, которого она заставила построить кладбище над Корпешем я по окончания работ вонзила себе в сердце нож и умерла. Ее похоронили рядом с женихом. Кроме упомянутых мест имя героини сохранилось в названии Баян аульских гор. где находится гор. Баян-Аул. Мы нарочно привели вкратце сюжет легенды, чтобы сказать, во-первых. что дело происходило в северной части Лепсинского и восточной oчаста Каркаралинского уездов; во-вторых, оно случилась в период первых нападений калмыков. Когда-то сильное и многочисленное племя (в Х веке по Харузину было около миллиона душ), жившее во время походов Тимура (1370—1390 г.) сплошной массой на большое территории, по-видимому, в 1400—1410 годах пережило сильнейший погром и бежало-большая часть на Алтай (Черневые. сагайские татары, каракасы и далее-якуты), а меньшая часть бежала на запад к аргынам. Очевидно эта последние беженцы привезли с собою рассказы о Козы-Корпеш и Баян, которые понемногу с течением времени превратились в трогательную легенду. Предположение о погроме и бегстве кереев в разные стороны вполне оправдывается их преданием о том, что из 12 родных братьев кереев б погибло от рук калмыков и нынешний род произошел от оставшихся 6-ти братьев. Дальнейшая судьба наших кереев тесно связана с судьбой аргынов, хотя они не играли такой крупной роли, как аргыны. Кереи [по-крайней мере подрод ачамайлы] участвовали в походе Барака (1420 г) на Ташкент и Ходжент. В 1723 году кереи (как и аргыны) пострадали сравнительно меньше, чем другие роды. В войнах Мухамед-Шейбани упоминается племя Сахиот, очевидно керей, которое так и осталось среди узбеков Ферганской, Самаркандской областей, Бухары и Хивы http://kereyler.blog.ru
| |
|
|
| |
Пост N: 9
Зарегистрирован: 28.10.09
|
|
Отправлено: 17.12.09 02:18. Заголовок: РАШИД-АД-ДИН
РАШИД-АД-ДИН СБОРНИК ЛЕТОПИСЕЙ. Том I КНИГА ПЕРВАЯ ПЕРЕВОД С ПЕРСИДСКОГО л. а. хетагурова РЕДАКЦИЯ И ПРИМЕЧАНИЯ ПРОФ. А.А. СЕМЕНОВА ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР МОСКВА • 1952 • ЛЕНИНГРАД • © Copyright Рашид-ад-дин Фазлуллах Хамадани (kon-penzev@yandex.ru) http://zhurnal.lib.ru/k/konstantin_p/rashid1.shtml (подробнее смотри по ссылке): РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. О ТЮРКСКИХ ПЛЕМЕНАХ, ИЗ КОИХ КАЖДОЕ В ОТДЕЛЬНОСТИ ИМЕЛО [СВОЕГО] ГОСУДАРЯ И ВОЖДЯ, НО У КОТОРЫХ С ТЮРКСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ, УПОМЯНУТЫМИ В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ГЛАВЕ, И С МОНГОЛЬСКИМИ ПЛЕМЕНАМИ БОЛЬШОЙ СВЯЗИ И РОДСТВА НЕ БЫЛО, ХОТЯ ПО ТИПУ И ЯЗЫКУ ОНИ БЫЛИ К НИМ БЛИЗКИ Племя кераит, их колена и ветви; некоторые относящиеся к ним рассказы, за исключением тех, которые после сего, -- если только захочет всевышний Аллах, -- будут приведены в истории Чингиз-хана и в других историях. Подробности, [касающиеся] мест юртов, летовок и зимовок племени кераит Племя найман, которого имеется несколько ветвей. Ранее эпохи Чингиз-хана государями найманов были Наркыш-Таян и Эниат-каан. Когда они разбили племя киргизов, Эниат-каан
| |
|
|
| |
Пост N: 10
Зарегистрирован: 28.10.09
|
|
Отправлено: 17.12.09 02:21. Заголовок: http://irq.kaznpu.kz..
| |
|
|
| |
Пост N: 3
Зарегистрирован: 18.06.20
|
|
Отправлено: 18.06.20 14:51. Заголовок: как дела у вас?..
как дела у вас?
| |
|
|
| |
Пост N: 3
Зарегистрирован: 10.09.20
|
|
Отправлено: 10.09.20 05:25. Заголовок: а что это такое?..
а что это такое?
| |
|
|
| |
Пост N: 4
Зарегистрирован: 22.10.20
|
|
Отправлено: 22.10.20 01:36. Заголовок: непонятно.....
непонятно...
| |
|
|
|