Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N: 677
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.05.08 01:21. Заголовок: Юриспруденция Казахстана


Суд биев в Казахстане

Тенелов Данияр


Казахское понятие «бий» (би) происходит от тюркского «бег» (бек, бей) - традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным почетным званием. Бии не назначались и не избирались.

Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента.
Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность. Бесчестный человек неизбежно утрачивал звание бия, так как никто не считал возможным обращаться к нему за справедливым решением. Безупречная репутация являлась необходимой и достаточной гарантией правосудия. Однако для признания претендента отвечающим этим требованиям нужно было показать свое умение на практике, приняв участие в каком-либо судебном (правовом) споре. Успех в подобном деле фактически обеспечивал признание соискателя бием.
Иные критерии (социальное происхождение, возраст и др.) не имели решающего значения. Например, исследователи иногда отмечают довольно ранний даже для тех времен возраст (13 лет), когда претендент признавался бием.
Обычно бии происходили из простолюдинов, не отличаясь родовитостью, хотя были известны бии из султанов. Звание бия являлось своеобразной бессрочной лицензией на легальную юридическую практику в качестве судьи или адвоката. Кроме того, по своему положению в обществе бий мог быть главой общины (рода), советником хана или султана, свободным поэтом-рыцарем, то есть мог заниматься административной, военно-политической, дипломатической или иной общественно значимой деятельностью.
Судебная власть в казахской степи издревле осуществлялась в основном биями. Трудно сказать, к какому времени следует отнести возникновение суда биев. По некоторым данным, суды биев как таковые существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 - ок. 1715 г.г.).
Сегодня Казахстан активно проводит реформы в судебной системе. Эта необходимость назрела давно. Нагрузка на судей чрезмерно высока, что ведет, порой, к некачественным и необъективным судебным разбирательствам.
Совсем недавно в республике были приняты новые Законы: «О третейских судах» и «О международном коммерческом арбитраже». И теперь участники гражданско-правовых отношений могут, разрешая свои споры в независимом арбитраже, сами выбирать судей.
Задача такой системы - обеспечить сторонам беспристрастное, объективное и вдумчивое разбирательство. Кстати, как известно, такая система очень эффективно применяется на Западе.

В отношении нашей страны также справедливо говорить о связи третейских и международных коммерческих арбитражных судов с судами биев в истории Казахстана.
Итак, что же такое суд биев. В древности и вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание. Чтобы приобрести имя бия, нужно было киргизу не раз показать перед народом свои юридические знания и свою ораторскую способность. Молва о таких людях быстро распространялась по всей степи, и имя их делалось известным всем и каждому. Таким образом, звание бия было как бы патентом на судебную и адвокатскую практику. Дети лиц, носивших звание биев, имея большую юридическую практику, обыкновенно наследовали знания и вместе с тем и звания своих отцов. Впрочем, из этого вовсе не следует думать, что звание биев было у киргиз когда-либо наследственным. Мы знаем много киргиз, отцы которых были известными биями, но которые сами не носят этого звания». Такое определение биев с поправкой на время и систему законодательства на наш взгляд вполне подходит и к нынешним арбитрам.
Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков такого рода дел». Как это удивительно смотрится на фоне нынешних многочисленных проблем с исполнением судебных решений.
Ч. Валиханов проводит сравнение между судами биев и мирскими судами, которые учреждались и работали в соответствии с правилами судопроизводства Российской Империи:
«1. Бии существуют в неопределенном числе, мировые же судьи полагаются по нескольку на каждый мировой округ.
2. Бии никем формально не избираются и формально никем не утверждаются. Значение их основано на частном авторитете, который приобретают они так же, как в Европе поэты, ученые и адвокаты. Шекспир и Гете считаются всеми за великих поэтов, но мнение о гениальности их основано не на декретах правительств и не на формальных выборах народа. Для выбора в мировые судьи существует определенный порядок и ценз.
3. Бий тогда только судья, когда к нему обращаются тяжущиеся, обращаются же к нему - пока он пользуется хорошим renommee (франц. - авторитет, престиж), только потеря авторитета лишает его бийского звания. Мировые судьи избираются на три года и, пока служат, пользуются постоянными правами и обязанностями.
4. Бии не получают никакого содержания ни от казны, ни от народа, но берут «бийден бийлаги» (арбитражный сбор), а мировому судье полагается из земского сбора определенная сумма на содержание его самого и на расходы его по канцелярии.
5. Съезды биев бывают не периодичные, а случайные, а на съезды же мировых судей назначается определенный срок.
6. Мировой судья решает дела единолично, а суд биев одноличен может быть только тогда, когда тяжущиеся принадлежат к одному роду с бием и сами пожелают одного судью».


По судопроизводству:

1. Мировым судьям подсудны: по уголовным делам - маловажные преступления и проступки, означенные в 19 ст. Угол, судопр., и по гражданским - иски на сумму не свыше 500 руб. (ст. 1 Гражд. судопр.). Биям же подведомственны все уголовные преступления и проступки, исключая означенные в 1167 ст., XV т., 2 кн. Угол. законов, прилож. к 183 ст. того же тома, I кн. Улож. § I, пункт 2 и дополнение к этому пункту по 2 продолжению, и все дела гражданские киргиз между собой и с лицами иноплеменными в случаях, когда последние, будучи истцами, подчиняются сами суду биев (1177 ст., XV т., 2 кн. Угол. зак. и 1133 и 1134 ст., X т., II ч. Гражд. судопр.).
2. Бии приступают к разбору дел только по жалобе частных лиц или по сообщениям полицейских и других властей. Мировые судьи, кроме этих случаев, разбирают дела по преступлениям и проступкам и по личному своему усмотрению и дознанию (24 ст. пункт 3 Угол, судопр.).
3. Бии разбирают и решают дела на своем языке, по своим обычаям и законам, мировые же судьи, хотя и делают разбор дел на местном наречии, но решают по совести или на основании общих законов Империи (28 ст. Угол, судопр.).
4. Решения биев могут всегда быть обжалованы, решения же мировых судей, в известных случаях, считаются окончательными и не подлежат обжалованию (20 ст. Угол. зак. и 3 ст. Гражд. судопр.).
5. Бии все дела разбирают публично, мировые судьи делают разбирательство публично только по гражданским делам (5 ст. Гражд. судопр.).
6. Во всех делах, решаемых судом биев, допускается адвокатура, в мировом же разборе упоминается о поверенных только по делам гражданским (5 ст. Гражд. судопр.).
7. Мировые судьи заносят решения свои в установленную для сего книгу, у биев подобной книги нет.
8. Решения биев приводят в исполнение султаны, управители и старшины, а окончательный приговор мирового суда исполняет сам мировой судья.
9. В суде биев бывают случаи, допускающие участие «присяжных» для решения так называемого у англичан вопроса о факте (question of fact); мировой же суд обходится без присяжных.
Из этого сравнения киргизского суда биев с судом мировым, очевидно, что мировой суд, несмотря на большую разницу в частностях, в общей идее и по практической цели своей имеет много общего с судом биев у киргиз, только мировой суд изобилует большими формальностями и имеет более бюрократических атрибутов. По нашему мнению, суд биев - и это не удивительно, если принять во внимание аналогию высшего развития с низшим, - имеет некоторые преимущества перед судом мировым, по крайней мере, в отношении киргиз. Мы бы сказали, абсолютное превосходство, если б не боялись, что нас могут заподозрить в преувеличении.
Главное достоинство суда биев, по нашему мнению, заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Значение бия основано на авторитете, и звание это есть как бы патент на судебную практику. Тяжущимся киргизам предоставляется свободное право обращаться к любому из лиц, пользующихся судейским renommee, как у нас больные обращаются к медицинским авторитетам, а подсудимые - к известным адвокатам. Официальные выборы никогда не могут удовлетворять этим высшим условиям, а у нас же в степи выборы под влиянием закона родового быта в настоящее время ограничиваются одними родовыми интригами и служат только к удовлетворению тщеславия богатых киргиз и к обогащению русских чиновников, отлично умеющих в мутной воде рыбу ловить.
Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат обжалованию, между тем как мировым судьям в этом отношении дается слишком большая власть, тем более опасная, что судья может руководствоваться во многих случаях одними законами совести, без всякой другой гарантии».
Как можно заключить из вышеприведенного текста, многие современные положения о третейских и международных арбитражных судах поразительно похожи на положения о суде биев. Правда, теперь альтернативное судебное разбирательство не применяется по отношению к уголовным делам. Однако, сейчас планируется судебная реформа о введении суда присяжных. Исходя из изложенного, при проведении данной реформы можно и нужно учитывать опыт не только США, Англии, Франции и Германии, но и свой опыт суда биев при уголовном разбирательстве.
В 1871 году губернатор Тургайской области Л. Ф. Баллюзек опубликовал Материалы по Казахскому обычному праву. В данных Материалах подробно исследуются правила судопроизводства, система наказаний за различные преступления и правонарушения, процессуальные моменты. Л. Ф. Баллюзек заключает свои материалы следующим текстом: «Из всего приведенного в сем сборнике обычаев видно, что некоторое применение киргизов к правилам шариата начинается в весьма немногих еще случаях брачных споров, именно в отношении права выбора вдовами себе мужей. Затем, кроме этих случаев, правилами шариата руководствуются киргизы в тех лишь исключительных случаях общежития, которые не предусмотрены предыдущими поколениями и относительно которых позднейшее потомство не получило от первых никаких преданий или правил решения. Во всем же остальном киргизы руководствуются коренными своими обычаями, в которых особенно заслуживают внимание правила благотворительности, гласность и публичность суда, примирительный дух оного, принятая в оном система заступничества за истца и ответчика их родовичей, напоминающих защитников в европейских судах, и отсутствие телесного наказания, заменяющегося у киргизов аипами или штрафами на имущество».
Из данного заключения следует вывод о том, что казахи имели свое собственное оригинальное законодательство что порядок судопроизводства на тот момент у казахов был эффективным и прогрессивным.
На основании сказанного мы можем совершенно определенно говорить о том, что казахи имели довольно развитую и эффективную систему судопроизводства. Во многих отношениях эта система могла бы дать фору и нынешней. Поэтому при проведении судебных реформ наряду с достижениями развитых стран необходимо тщательно анализировать и применять свой накопленный исторический опыт.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


администратор


Пост N: 823
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 25.08.08 00:12. Заголовок: Судебная система в исламе


Судебная система в исламе: Возникновение и развитие Исторический и правовой анализ
Айбек Ахмедов

Одним из первых правовых институтов возникших в исламе является институт судебной власти. Подобно системе общего права, мусульманское право развивалось частично в процессе развития судебной системы. Если в начале судебная система была частична независимая, то впоследствии оно стало инструментом в руках властей. Вместе с этим судебная власть в мусульманских государствах никогда не была послушным инструментом в руках правителей, хотя и есть исключения.

Мусульманское судопроизводство всегда отличало приверженность к идеалам религии, хотя во многих случаях применялись чисто светские правила в вынесении каких-либо решений. В целом судопроизводство основывалось на принципах мусульманской юриспруденции, разработанных представителями правовых школ ислама. В этом смысле мусульманское судопроизводство неразрывно связано с развитием мусульманского права.

Мусульманское право (фикх) является одной из трех наиболее распространнённых правовых систем мира наряду с континентальным и общей системами права. Процесс формирования мусульманского права проходил довольно долго. Ведь от возникновения мусульманской религии до формирования права прошло примерно 150 лет. Сам процесс возникновения и формирования мусульманского права происходил в нескольких местах и ко 2 веку хиджры было 5 центров развития мусульманского права. Это мекканская, мединская, басрийская, куфийская и дамасская прото-школы права, каждая из которых была привержена одному из выдающихся юристов или ученых. Так например, мекканские юристы своим авторитетом считали Ибн Аббаса, который также являлся одним из передовых экспертов в коранической экзегетике.

Основы же мусульманской юриспруденции (усуль ал фикх) или правотворческой методики заложил Мухаммад ибн Идрис ал-Шафии, который также являлся эпонимом одноименной школы. Его фундаментальный труд «Китаб аль-Рисала» оказал огромное влияние на развитие и систематизацию мусульманского права и юриспруденции.

Развитие же мусульманской юриспруденции обусловило развитие мусульманского судопроизводства. Если например до возникновение школ права мусульманские судьи преимущественно использовали доводы разума (ра’й), а также некоторые элементы коранического права, то после становления мусульманского права и юриспруденции их правотворчество было ограничено нормами правовых школ (мазхаб).

Исходя из вышесказанного, данная статья призвана анализировать процесс эволюции и развития мусульманского судопроизводства с раннего периода до наших дней. В частности в этой статье будут рассмотрены аспекты мусульманского судопроизводства, организации судебных учреждений, применения права и представления доказательтв на судебных процессах.

Судопроизводство в раннем исламе (610-632)
Одним из удивительных признаков мусульманского судопроизводства является то что на раннем этапе она представляла из себя третейскую систему разрешения споров, а именно межплеменную третейскую систему. В данной системе решения третейских судей или арбитров исполнялось посредством авторитета самих племен, т.е. существовали неписанные племенные обычаи, которые гарантировали исполнение решений.

С появлением Мухаммеда на политической арене Аравии, многое изменилось, а именно исполнение решений потверждался духовным авторитетом самого Мухаммеда который являлся арбитром (хакам) в Медине. Духовный авторитет Мухаммеда потверждался священной книгой Кораном.

Коран, согласно мусульманской религии, является Словом Аллаха которой было ниспослано Мухаммеду в течении 23 лет. Он содержит 114 глав (суры) и 6435 стихов (аятов), которые расположены по мере убывания. Довольно ограниченное количество стихов Корана содержат правовые установления, хотя по утверждениям некоторых их число варьируется от 200 до 500. В основном Коран содержит установления касающиеся молитвенных ритуалов, религиозного налога (закат), правил войны (джихад), военной добычи, брака, развода и договоров. При этом эти правила в каком-то смысле являются незавершенными что и позже дало толчок к широкому применению Пророческих традиций (хадисов) в мусульманской юриспруденции.

В Медину Мухаммед был приглашен представителями двух основных племён Ясриба (прежнее название Медины), которые признали духовный авторитет Мухаммед и приняли ислам.

Для закрепления своего авторитета, а также гарантии прав как мекканских последователей (мухаджирун) Мухаммеда, так и мединских последователей (ансар) и их клиентов, среди которых также имелось большое количество представителей иудейской религии, Мухаммед заключил 8 соглашений и пактов в течении 7 лет, которые в совокупности стали известными как «Конституция Медины». Сержант (Sergeant) считает что первый пакт, более известный как Ахд ал-Сунна ал-Джамаа, являлся тем самым документом на который неоднократно ссылается Коран и на который сслылались халиф Али и Муавия при битве в Сиффине. Наряду с общими положениями регулирующими административные отношения, в документе также упоминаются нормы уголовного права, а именно принципы дия, материального возмещения за смерть человека. Данные правила в каком-то смысле являлись первыми процессуальными нормами в исламе, хотя данное утверждение может показаться преувеличением.

В самом же Коране упоминается слово хаккама, которое означает арбитр, но слово кади, которое означает судья, не используется, за исключением некоторых случаев когда оно используется в качестве эпитета Бога. Если изначально Мухаммед являлся арбитром в межплеменнах спорах Медины, то позже по мере возрастания его авторитета он стал рассматриваться абсолютным лидером мединского сообщества (умма) и признавался всеми в качестве Посланника Божья (расул Аллах). В новом качестве он был и судьёй и лидером и этом качестве рассматривал споры сторон. Например, когда один человек обнаружив убийцу своего брата привел его к Пророку и потребовал от него правосудия, то Пророк спросил у последнего может ли он или его родственники заплатить откуп за убитого и тот ответил отрицательно; Пророк отдал его в руки брата убитого и сказал: «Он твой», но при этом заметил что если последний убьёт убийцу, то сам станет же таким. После такого замечания брат убитого освободил убийцу. Некоторые ученые утверждают что в данном решении Мухаммед в качестве Посланника Бога пытался умерить применение межплеменного правосудия и вынести решения которой было бы примлемо для обоих сторон. Другими словами данный акт можно назвать актом примерения, хотя данная мера воздействия на нарушителя а точнее преступника не является с точки зрения юридической науки эффективным и приемлемым. Но в данных условиях, как мы уже заметили Мухаммед действовал как Пророк, а не судья, т.е. применил моральный нежели правовой принцип воздействия.

Судопризводство при первых четырех «праведных» халифах (632-661)
Со смертью Мухаммеда началась так называемая эра праведных халифов, которая продолжалась сравнительно недолго. Структура третейской судебной системы, реформированной Мухаммедом, осталась почти неизменной, за исключением того факта что число судей значительно возросло вместе с расширением самой мусульманской империи. Часто или почти всегда губернаторы назначаемые халифами управлять завоеванными провинциями исполяли обязанности судей. В этом смысле и начался второй этап развития мусульманской системы судопроизводства. Если раньше судья т.е. Мухаммед был избран доброй волей мединских племен, то с началом завоеватальных походов, судьи уже назначались правителями. Также закончился пророческий цикл, то есть уже не было того духовного лидера т.е. Мухаммеда который своим духовным авторитетом давал указания или наставления в том или ином случае которые являлись обязательными для исполнения. И теперь начался период в котором халифы в том числе и судьи пытались применят обычаи и правила введенные Мухаммедом а также коранические правила, но вместе с этим свое независимое суждение, применение которого основывалось на изветсной традиции от Пророка в котором последний повторно спрашивает человека которого назначает судьей, что тот будет применять при решении тех или иных вопросов и который трехкратно отвечает что будет руководствоватся Кораном и Сунной и если в этих источниках отсуствует ответ то будет использовать независимое суждение.

Вместе с этим начинается ассимиляция иностранных правовых обычаев, которые являлись доминирующими ранее на завоеванных территориях таких как Египет, Иран, Ирак, Сирия, Палестина, где соответственно доминировали римское, сасанидское, иудейское и другие смешанные системы права. Хотя при первых халифов влияние этих правовых систем не было ещё так ощутимо.

По утверждению некоторых ученых, судейские учреждения сначала возникли в мусульманских гарнизонах таких как Куфа, Басра и Фустат, где арабы-мусульмане проживали вместе с членами своих семей и своими соплеменниками. Как мы уже отмечали, они напрямую назначались самими халифами из Медины и в основном были неграмотными, хотя регулировали споры между своими соплеменниками исходя из коранических установлений. Такое положение существовало до установления власти династии Оммейядов.

Что касается диспутов возникающих между населением завоеванных территорий который в основной своей массе не являлись мусульманами, то они были подведомственны внутренним судам, т.е. христиане, иудеи и зороастрийцы а также представители других минорных религий пользовались защитой своих судов. В этом отношении также следует заметить что при правлении второго халифа Омара, между мусульманскими властями и немусульманским населением завоеванным в ходе походов, были заключенны договоры гарантирующие безопасность (зимма) в обмен на оплату налога (джизья). Позже они стали известны под одним собирательным названием «Договор Омара». В поздних редакциях данного соглашения предусматривалось что диспуты возникающие между мусульманами и немусульманами будут урегулированы в соответствии с мусульманским правом, хотя мусульманского права в буквальном смысле тогда ещё не существовало.

Если говорить о самом судопроизводстве, то до нас дошло довольно мало свидительств и одно из таких является дело Минбариййа (дело кафедры или трибуны) в котором четвертый халиф Али традиционно произносящий проповедь с кафедры, был перебит одним человеком, который спросил его что произойдёт с долей жены, которая составляет 1/8, после смерти мужа, если последний оставил после себя две дочери (доля 2/3), отца (1/6) и мать (1/6); на что Али ответил что её (жены) доля становится 1/9 имущества мужа. Али который являлся судьёй в Медине и даже будучи халифом являлся высшей инстанции, давал свои пояснения и иногда выносил довольно юридически обоснованные решения. Также существует свидетельства об аналогичном правотворчестве Абу Бакра, который также вынес свое решении по вопросам наследствам.

Одна из причин по который обсуждаются эти аспекты правотворчества ранних халифов это то что на данных методах и основывались принцип разрешения споров других судей. Ведь раняя мусульманская юриспруденция основывалась на более простых принципах права и не отягачалась разнообразием разных мнений или школ. Идеалом всегда служил халиф чье правотворчество всегда принималось за эталон, хотя данная тенденция снизилась при Омейядских халифах.

Одно из ярких дел из данного периода также является дело Химаррия (дело осла) которое произошло в период правления третьего халифа Омара. В данном деле которое касалось разделения имущества после смерти жены, Омар руководствовался опять таки нормами Корана. Но данное дело интересно тем что в нем истцы апелировали по поводу решения Омара и довольно успешно. Хотя данное дело является одним из многих дел относящихся к спорам по поводу наследства, но оно отчетливо показывает на каком уровне стояло судопроизводство на данном этапе развития мусульманского государства.

Коулсон (Coulson) однако утверждает что право толковать те или иные нормы Корана не являлось прерогативой официальных властей, а просто людей который являлись благочестивыми мусульмананми и очень хорошо знали Коран. Если такая тенденция существовала в самой Аравии, где население было преимущественно мусульманским, то в мусульманских гарнизонах, данная прерогатива принадлежала исключительно судьям или губернаторам назначенным халифом.

Продолжение следует
www.arba.ru

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 972
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 15.10.08 20:56. Заголовок: О.И. Чистяков. Истор..


О.И. Чистяков. История отечественного государства и права
Государство и право Казахстана (XV—XIX вв.). Образование Казахских ханств

Возникновение Казахского ханства явилось закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов, протекавших на территории Казахстана в XIV—XV вв. Оно возникло в середине XV в в ходе феодального распада Белой и Золотой Орды и окрепло к концу XVI в. Предпосылками его образования явились формирование казахской народности, укрепление местной казахской феодальной аристократии, которая захватила руководство и власть почти над всеми казахскими племенами и сумела, основываясь на опыте предшествующих столетий, создать основы государственности в кочевых условиях Созданию Казахского государства благоприятствовали и внешнеполитические условия. Юго-восточный сосед казахов — Моголистан, заинтересованный в ослаблении узбеков, в надежде использовать Казахстан против них, оказал покровительство новому государству.

Около 1454 г. султаны Джанибек и Гирей — потомки Джучи — откочевали с подвластными им племенами из пределов Узбекского ханства на территорию Семиречья и вступили в вассальные отношения с Моголистанским ханством. Тем самым было положено основание новому Казахскому ханству.

В дальнейшем во владении этих султанов и их преемников оказались новые племенные группы кочевников, бежавшие из Узбекского ханства и других мест под защиту Казахского государства или просто насильственно присоединенные к нему.

Первоначально на территорию, занятую казахскими племенами и родами, образовавшими свою государственность, распространялась власть моголистанских ханов. По мере укрепления казахской государственности, происходившего в ожесточенной борьбе с соседним сильным Узбекским ханством, Казахское ханство превращалось в самостоятельное государство. Особого расцвета оно достигло в XVI в. при хане Касыме (1511 — 1523) и Хакназаре (1538— 1580). В это время Казахское ханство фактически вело самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. Хан Касым порвал связи вассальной зависимости от Моголистана.

К концу XVI в. произошло окончательное территориальное и племенное отмежевание Казахского ханства от Узбекского ханства и Ногайской Орды.

Одновременно границы Казахского ханства постепенно продвигались на запад, к северу и северо-востоку. Основная масса кочевых племен Дешт-и-Кыпчака, а после распада Ногайской Орды (середина XVI в.) и племена ее восточной части признали над собой власть казахских ханов. Так окончательно оформились самостоятельное Казахское ханство и казахская народность.

Казахское ханство никогда не представляло собой единого экономического и политического целого. В первой половине XVII в. оно вообще распалось на три самостоятельных ханства: Старшую, Среднюю и Младшую орды, в основе которых находились так называемые жузы. Жуз представлял собой отдельный обширный район, по которому в течение всего года могли кочевать, сменяя по сезонам свои пастбища и стоянки, сразу несколько больших племенных объединений. Старший жуз (или орда) находился в Семиречье, Средний занимал Центральный Казахстан, а Младший представлял собой третий замкнутый район, расположенный в Западном Казахстане.

Распад Казахского ханства на три орды (жуза) был закономерным. Лишь на короткое время при хане Тауке (1680 — 1718) почти вся территория и все казахские племена и роды были собраны под его властью. Объединение казахских жузов при Тауке-хане было вызвано не экономическими причинами, а военно-политическими. Ему удалось преодолеть раздробленность страны ввиду опасности, грозящей от воинственных соседей казахов —джунгар. После смерти Тауке-хана Казахское государст

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N: 1091
Зарегистрирован: 09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.08 23:29. Заголовок: О.И. Чистяков. Госуд..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 259
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом