Loading
АвторСообщение
администратор


Пост N:413
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:24.02.08 16:17.Заголовок:История Южного Казахстана


Археологические памятники и средневековая архитектура Южного Казахстана Очень содержательный сайт с фотографиями, статьями, картами, не только об архитектуре

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов -8 [только новые]


администратор


Пост N:414
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:24.02.08 16:27.Заголовок:http://www.archeolog..



Мавзолей Арыстан-Баб, недалеко от села Шаульдер Отрарского района

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:415
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:24.02.08 16:29.Заголовок: http://www.archeolo..




Сардоба Мирза-Рабад. Полуподземные хранилища воды. Памятник ныне не существует. Снимок 40 - 50 г. XX в.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:416
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:24.02.08 16:55.Заголовок:Наскальные рисунки Ю..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:605
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:14.04.08 21:27.Заголовок:История города Ясы-Т..


История города Ясы-Туркестан
Современный г. Туркестан принадлежит к числу древних казахских городов. С его именем связан ряд известных политических событий средневекового периода истории Казахстана и Средней Азии, что нашло отражение на страницах письменных источников.

С историей г. Туркестана тесно переплелась судьба средневековых городов Южного Казахстана - Шавгара и Ясы, бывших в определенные исторические периоды административными и экономическими центрами Туркестанского оазиса. Сначала главным городом был Шавгар, затем Ясы (так назывался г. Туркестан до XVI в.) начинается собственная история г. Туркестана.

До VIII века Шавгар был подвластен Тюркскому и Западно-Тюркскому каганатам (552-702 гг.).

В начале VIII в. область Шавгар вошла в западные границы Тюргешского каганата (702-756 гг.), владения которого доходили до среднего течения р. Сыр-Дарьи. В этот период началось арабское завоевание Средней Азии и Южного Казахстана. Овладев Мавераннахром, арабы стали продвигаться в районы Сыр-Дарьи и Таласа.

Во второй половине VIII в. восточной частью Сырдарьинской области и Таласской долиной овладели карлуки. Карлукский джабгу должен был платить дань, но часто нарушал обязательства и арабам приходилось совершать карательные походы на подвластные территории. При наместнике Хорасана Ал-Мамуне (809-818 гг.) состоялся поход в область Тарбад (совокупное название областей Шавгар и Фараб), являвшуюся пограничной местностью арабов: "Также и из области Тарбад (визир ал-Фадл) послал то, что он потребовал с Фараба и Шавгара. И он постарался овладеть областью Отрар; он убил начальника пограничной местности и взял в плен сыновей карлукского джабгу с его женами, после того, как заставил бежать его самого в страну кимаков".

В период политического господства в Средней Азии государства Саманидов (820-999 гг.) Шавгар вошел в его северо-восточные пределы.

В IX веке близлежащие к Шавгару области подчинялись карлукам, а сначала X в. огузам. Огузское государство образовалось в конце IX - начале X веков в бассейне нижнего и среднего течения р. Сыр-Дарьи и примыкавших к ней степях Западного Казахстана и просуществовало до середины XI в., быстро увеличивая свои владения.

IX- X века были временем наивысшего расцвета г. Шавгара. Он располагался в зоне соприкосновения земледельческой и кочевнической культур, что способствовало его быстрому росту и превращению в крупный ремесленный и торговый центр. Вот как описывал Шавгар в конце X века ал-Макдиси: "Шавгар большой город с обширным рустаком, вокруг него стена. Мечеть на краю рынка. Он вдали от большой дороги".

После падения государства саманидов их владения были поделены между караханидами и газневидами с границей по р. Аму-Дарье. В караханидское государство (942-1212 гг.) вошли земли, расположенные в бассейне Сыр-Дарьи, области Шавгар, Отрар, Испиджаб, Семиречье, Восточный Туркестан. В конце X - начале XI вв. Шавгар, вероятно входил в состав одного и караханидских уделов. В начале второй четверти XII в. Южный Казахстан и Средняя Азия подвергались нашествию каракитаев (киданей). После разгрома войск караханидов (1137г.) и сельджуков (1141 г.) каракитаи овладели землями Караханидского государства. Караханиды оказались в вассальной зависимости от каракитаев.

В конце XII - начале XIII вв. борьбу с каракитаями ведет государство хорезмшахов. Хорезмшах Мухаммад ибн Текеш совершил несколько походов на Сыр-Дарью, захватил Отрар. В 1210 г. он разбил каракитайское войско около Тараза. В государство хорезмшахов вошли Южно-казахстанские земли по правому берегу Сыр-Дарьи идо Тараза включительно.

Политической акцией Мухаммада, декларирующей вхождение в состав государства хорезмшахов важного в стратегическом отношении присырдарьинского региона стал выпуск монет в городах Ясы и Отраре. Но подчинение Хорезмшаху было недолгим.

Хотя хорезмшахи овладели средним течением Сыр-Дарьи, в источниках описывающих эти события нет сведений о Шавгаре. Более того, начиная с XII в. название Шавгар исчезает со станиц средневековой историко-географической литературы.

Название Ясы в письменных источниках впервые появляется в середине XIII в. в связи с поездкой в 1255 г. армянского царя Гетума в ставки монгольских ханов Батыя и Мунке. Ясы, как "Асон", упоминается в числе других крупных городов, через которое проехало посольство Гетума на обратном пути.

В начале средних веков, на месте Ясы, по-видимому, уже существовало крупное поселение или небольшой городок. Он был меньше столицы области, подчинялся Шавгару и входил в его округ. Некоторые исследователи считают Ясы пригородом древнего Шавгара, но вероятней - это был город-спутник.

С XII в., - времени упадка Шавгара, значение Ясы изменилось. Сюда, в наиболее крупный населенный пункт земледельческой округи перемещается ее экономический центр. Ясы становится центром области Шавгар. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в XII в. на одном из кладбищ Ясы был похоронен тюркский суфийский проповедник Ходжа Ахмед Ясави и Ясы стал известен среди окрестного населения как населенный пункт со святым местом.

В сентябре 1219 г. началось монгольское завоевание Средней Азии. Покорив Семиречье, монголы двинулись на Сыр-Дарью к Отрару. Почти все присырдарьинские города оказали упорное сопротивление завоевателям. Продвижение монголов сопровождалось разрушением городов, массовым истреблением людей, опустошением целых районов. Название Ясы не упоминается в источниках, описывающих завоевания Чингисхана. Предполагается, что город сдался монголам без сопротивления.

После раздела монгольского государства на уделы, Ясы вместе с территорией Южного и Юго-Восточного Казахстана вошли в улус Чагатая.

С начала XIV в. на них стали претендовать правители Ак-Орды - государства, обособившегося от Золотой Орды и занимавшего восточную часть улуса Джучи. Пользуясь сложностью внутреннего положения Чагатаидского государства, Ак-Ординские ханы захватили низовья и среднее течение Сыр-Дарьи и с городами Ясы, Сауран, Янгикент, Отрар и другие.

В 70-е гг. XIV в. присырдарьинские земли Ак-Орды стремится присоединить правитель Средней Азии Тимур. Завладев ими, он стремился укрепить свое влияние. В этом огромном государстве проводилась политика укрепления власти эмира. Одним из ее направлений было строительство монументальных общественных и культовых зданий (мечети, мавзолеи, медресе) в том числе и в присырдарьинском регионе, города которого стали важными форпостами на северных границах владений Тимура. Тимур стремился объединить завоеванные народы не только территориально, границами одного государства, но и общим мировоззрением.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:606
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:14.04.08 21:28.Заголовок:Туркестан В XVI - X..


Туркестан

В XVI - XVIII вв. Туркестан был столицей Казахского ханства. Казахские ханы осознавали геополитическую и духовную значимость этого города для сплочения кочевых племен, входивших состав молодого государственного образования.

Туркестан и его величественный памятник связывается с идеей казахской государственности. Эта его роль подчеркивается еще и тем фактом, что столь значительное и почитаемое место со временем превратилось в пантеон выдающихся государственных деятелей, знаменитых ученых и поэтов. Внутри комплекса были погребены такие известные в истории люди, как Абулхайр, Рабига Султан-бегим, Жолбарыс-хан, Есим-хан, Ондан-султан (сын Шыгай-хана), Аблай-хан, Каз дауысты Казбек-би и многие другие.

После вхождения в состав Казахского ханства всей территории Средней Сырдарьи резиденцией казахских ханов становится г. Яссы - Туркестан, который стал к этому времени крупнейшим торговым и ремесленным центром. Автор "Бахр ал-асрар" Махмуд ибн Вали сообщает еще об одном названии города: "Нынче Туркестан - это город Сакси, который простой народ называет Яссы. Ходжа Ахмед Яссави - родом из этой области и похоронен там". В этом же источнике мы встречаем указание о расположении ставки Есим-хана в Туркестане, что подтверждает Абулгази, в годы смут на своей родине пользовавшийся гостеприимством Есима.

Для Есим-хана был выстроен особый мавзолей перед главным порталом комплекса Ходжа Ахмеда Яссави. На этом же кладбище находился не сохранившийся до наших дней мавзолей другого сына Шигая-хана Ондан султана, упомянутый Кадырали-беком в "Джами ат-таварих". Однако пока самым ранним надгробным памятником, связанным с правящим родом казахов в Туркестане, остается надмогильный камень Аманбике. Судя по эпитафии, она дочь основателя Казахского ханства - Джанибека, скончалась в 925 г. по хиджре (1519 г.).

В Туркестан, к казахским ханам направлялись посольства из соседних государств. Наиболее полно сохранилась запись русского посольства к Тауке хану, прибывшему в Туркестан 22 июля 1694 г. Туркестан был не только резиденцией казахских правителей. Здесь проводились собрания высшей казахской знати по решению важнейших государственных вопросов. Проведение в Туркестане собраний высшей знати в более поздние времена зафиксированы документально.

В Туркестане проходили торжественные церемонии возведения на престол казахских ханов. Так, в 1737 г. ханом был избран султан Абулмамбет. Согласно сообщению батыра Джанибека, Абулмамбет "сын бывшего Пулат-хана и будучи-де он в прошлом году в Туркестане от знатнейших киргиз-кайсацких родов яко Аргинского, Актайского, Увактирейского и от других удостоен в ханы...". Сообщения о торжественном избрании ханом Абылая более конкретны и позволяют в общем представить картину исторической церемонии. По записи капитана Брехова, Аблай "ханское титло приобрел еще прошлого 1771 года во время преследования бежавших из протекции Е.И. В волжских калмык через трех орд ханов, султанов, старшин киргизцев, а также ташкентцев и туркестанцев самолутчих людей с общего согласия с тем, чтобы ему султану быть над всеми ханами главным, будучи в городе Туркестане при гробе Святого Ходжа Ахмета. Причем-де по обычаю их и образу прежде возведенных ханов прочтена утвердительная молитва, а по ней-де и действительно на ханство возведен поднятием перед всем собранием на белой кошме".

Известно, что и в других местах Казахстана проводились общеказахские курултаи (к примеру, в Ордабасы). Однако, как свидетельствуют исторические факты, лишь в Туркестане собрания общенационального значения проводились регулярно. Не случайно именно Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:607
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:14.04.08 21:29.Заголовок:История Отрара Нед..


История Отрара

Недалеко от места впадения Арыси в Сырдарью лежат развалины города, память о котором пережила века. До сих пор сохранилось имя его - Отрар.

Город широко прославился как место, где родился великий мыслитель средневековья Абу Наср аль-Фараби.
Отрар - другое его название Фараб в средние века был столицей округа Отрар-Фараб. Сейчас это часть Отрарского района Южно-Казахстанской области. С запада округ был ограничен Кзылкумами, простирающимися между Сырдарьей и Амударьей. Территории на правобережье Сырдарьи это плоская или слегка волнистая поверхность, которая заканчивается у горного хребта Каратау, из ущелий которого вытекают Бугунь, Боролдай, Чаян, Арыстанды и другие речки.

Сырдарья занимала в жизни Отрара и всего региона особое место: она была кормилицей, орошала поля, ее воды были богаты рыбой, а берега растительностью, где водилась птицы и звери.

Отрар упоминается во многих сочинениях средневековых арабских, персидских и тюркских авторов. Называют его источники и в числе городов Семиречья и в реестре городов Испиджаба. Можно впасть даже в заблуждение по поводу существования «нескольких Отраров». Но Отрар был один, а его «вездесущность» вполне объяснима: город стоял на стыке различных географических ландшафтов и являлся местом пересечения караванных дорог Великого Шелкового пути. Вот почему Отрар, находясь при впадении Арыси в Сырдарью, оказывался центром большого земледельческого района, а будучи вблизи предгорий Каратау - одной из опорных крепостей кочевников. От Отрара по Арыси шли дороги к Таразу, Баласагуну и далее, в Восточный Туркестан; по Сырдрарье вверх издревле проторенный путь вел в Шаш, Согд и потом - к Мерву и Нишапуру; вниз дорога направлялась в Приаралье и на Урал; на Запад через Кзылкумы шел путь в Хорезм, а оттуда - в Поволжье, Причерноморье и на Кавказ. «Трудно найти в Средней Азии более выгодное и более опасное положение». Действительно, стихия и войны, пронесшиеся над городом, сделали свое дело - сейчас на месте некогда цветущего города остались заросшие травой руины. Человека, впервые попавшего в бывший Отрарский оазис, поражает вид застывших многочисленных развалин городов и селений, замков и сторожевых башен. Высохшие поля пересекают магистральные каналы, их растрескавшиеся от жары русла вот уже сотни лет не видели ни капли воды.

Каждый холм, образовавшийся на месте древних поселений, имеет свое современное название: Алтынтобе, Джалпактобе, Куюк-Мардан, Пчакчитобе. Когда-то они имели другие имена, которые теперь забыты, и лишь названия трех городов, известных в письменных источниках, можно сопоставить с современными развалинами. На месте Куйрыктобе, как установили исследователи, находился город Кедер, городищу Оксус соответствует город Весидж, , а городищу Бозук - город Чилик.

Развалины Отрара издавна притягивали к себе слухами о сокровищах древних царей, о грудах золотых монет и драгоценностей, погребенных в земле. Правдоподобие легенд порой иногда подтверждалось находками монет и ювелирных изделий.

Возникновение населенного пункта на месте Отрара относится к первым векам нашей эры, задолго до начала IX в., когда впервые в письменных источниках упоминаются названия «Отрар» и «Фараб».

Есть, однако, данные, позволяющие определить и более раннее название города. Полагаем, что к этому времени относиться группа монет, собранных на Отраре и городищах оазиса. На лицевой стороне монет первого типа имеется родовая тамга тюргешей в виде лука, а на обороте - изображение льва. У монет второго типа на аверсе стоит знак Х. Эти монеты скорее всего можно отнести к чекану местного правителя. Есть предложение, что монеты второго типа чеканились правителями тюркскского владения Кангу Тарбана, населением которого были кангары, потомки древних кангюйцев, основателей государства с центром на Сырдарье, тогда называвшегося рекой Канг. Кангюй существовал с I в. до н.э., вплоть до V в. н.э. Вначале столицей его был город Битянь, а позднее Кангюй распался на несколько небольших самостоятельных владений, расположенных в основном в долине Сырдарьи и ее притоков - Келеса и Арыси. Кангу Тарбан VI-VIII вв. управлялся судя по монетам местной династией тюрок-кангаров. И столицей их стал город Тарбан, Турарбанд, который позднее стал называтся Отрар.

В IX-X вв. источники называют Отрар в числе городов Испиджаба. Это связано, видимо, с тем, что последний сначала подчиняется Халифату, а затем - Саманидам. Отрар, по-прежнему, оставался центром округа, который занимал пространство «около дня пути в длину и ширину», о чем неоднократно упоминают летописцы. В городе функционаровал монетный двор.

Период X-XII в. был временем подъема городской жизни в Средней Азии и на юге Казахстана. Возникли новые города, росли старые. Расширение площади городов шло за счет рабадов - торгово-ремесленных предместий. Отрар в это время занимал территорию в 170 га. Как выявили раскопки, она была тесно застроена домами, группировавшимися в кварталы-блоки. В городе функционировала канализация, а санитарно-гигиенические узлы являлись обязательной принадлежностью каждого дома.

Расцвет Отрара прервало монгольское нашествие. В 1218 г. Чингисхан отправил в Отрар, ко двору хорезмшаха Мухаммеда, торговый караван, который по прибытии был разграблен: таков был приказ Мухаммеда наместнику города - известному кыпчакскому полководцу Инальчик Кайр-хану (языческое имя Яган-тугды - «Слон явился»). Он сделал такой шаг в интересах государства, ибо полагал, что в караване тайных и явных шпионов больше, чем купцов. Чингисхан через своего посланника потребовал наказания виновных и выдачи Кайр-хана, однако хорезмшах приказал казнить прибывшего монгола. Осенью 1219 г. войско Чингисхана подошло к стенам Отрара. Незадолго до появления монголов в Ургенче - столице хорезмшахов, состоялся военный совет, где один из военоначальников предложил дать монголам генеральное сражение. Но Мухаммед избрал другой путь: он рассредоточил войска по гарнизонам городов, предоставив полководцам биться поодиночке. Вот как описывается в источниках оборона Отрара: «...Прежде всего они (монголы) пришли к городу Отрару. Они разбили свои палатки вокруг города. Султан дал Кайр-хану 50 тысяч человек из пограничных войск и послал Карача Ходжиба к нему на помощь еще с 10 тысячами.
Цитадель, внешние укреплены, и было собрано большое количество оружия для войска, Кайр-хан с его отрядом сделал все приготовления к битве внутри города, расположил пехоту и кавалерию на воротах, а сам поднялся на стену; когда он посмотрел вперед, он прикусил кончик пальца от удивления перед открывшимся внезапно видом; насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск, тогда как воздух был полон криков и шума (создаваемого) ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов.
Армия расположилась кругами вокруг крепости. И когда тойска собрались, Чингисхан отправил каждого из полководцев в определенном направлении...»
Несмотря на то, что защитники Отрара храбро сражались, его участь была предрешена. Город подвергся разрушениям, а население было вырезано и частично уведено в рабство. Волной бедствий прокатилась монгольская конница по всей территории Казахстана. Пришли в упадок города, запустели ранее цветущие селения. Следы погромов, пожаров типичны при раскопках культурных слоев начала XIII в.

Многие города так и не смогли возродиться. Однако Отрар поднялся: в смутные годы междоусобиц, последовавших после смерти Чингисхана, город вновь стал важным политическим и экономическим центром на Сырдарье. К серелине XIII в. он превратился в крупный торговый узел на пути с Запада на Восток. Через него проходил путь из Ургенча в Алмалык и далее. В это время здесь чеканились монеты, имевшие широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. В XIII-XIV вв. в городе велось строительство крупных общественных сооружений (например, при хане Ерзене построены медресе, ханака и мечеть).

Во второй половине XIV в. Южный Казахстан был включен в державу Тимура. В феврале 1405 г., направляясь в Отрар к войску, Тимур простудился и умер в одном из дворцов Отрара. Эпоха Тимура ознаменовалась стабилизацией обстановки в бывших монгольских владениях. Имя Тимура в истории связывается не только с завоевательными походами, но и с созидательными деяниями правителя. Так, в Туркестане при нем было построено грандиозное сооружение - ханака Ахмеда Ясави. В Отраре, над могилой учителя Ахмеда Ясави - Арслан-Баба, по приказу Тимура, построили мавзолей.

В середине XV в. степной хан Абулхаир сумел подчинить себе многочисленные племена Дашт-и-Кыпчака и возглавил новое феодальное владение - Узбекское ханство. Однако власть его была непрочной. Абулхаиру противостояли потомки Джучи - казахские ханы Джанибек и Гирей. Период XVI-XVII вв. представляет собой борьбу за политическое господство в Казахской степи и на Сырдарье. После смерти одного из наиболее ярких представителей узбекской верхушки Мухаммеда Шейбани в 1510 г. власть переходит к казахским ханам. При Касым-хане Казахское ханство укрепляется: расширяются его границы, развитие получают ремесла и торговля. С середины XVII в. на земле Казахстана начинают претендовать джунгары. Они совершают ряд грабительских походов, разрушают Сайрам, Туркестан и другие городские центры. Вместе с тем не прекращаются феодальные смуты и распри. Все это привело к постепенному упадку экономики страны, к гибели некогда цветущих сырдарьинских городов, в том числе и Отрара. В конце XVIII - начале XIX вв. он пустеет, жители покидают его и город превращается в руины.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
администратор


Пост N:711
Зарегистрирован:09.04.07
ссылка на сообщение  Отправлено:12.05.08 23:09.Заголовок:НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АРХЕ..


НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ТУРКЕСТАНСКОГО ОАЗИСА в 1998-2002гг.

Осенью 2000 года Казахстан торжественно отметил полутора тысячелетний юбилей города Туркестан. Примечательно, что это был первый столь широко отмеченный в стране юбилей города, дата зарождения которого была обоснована археологический. Выдающаяся роль г. Туркестана в истории Казахстана обуславливает актуальность всестороннего изучения его истории и культуры. Анализ данных письменных источников, в силу их фрагментарности и специфичности не дает возможности детальной и научно обоснованной реконструкции истории города. Имеющиеся в научной литературе попытки такого рода реконструкции, включая и ранее предложенную нами (Смагулов и др., 1999), недостаточно обоснованы и могут рассматриваться в целом пока лишь как гипотезы. Все это и ставит задачу расширения источниковедческой базы, увеличения круга вводимых в научный оборот исторических источников. Уже сейчас можно заключить, что ведущая роль в изучении истории Туркестана будет принадлежать археологическим материалам.
В пред юбилейные 1998-2000 годы Институтом археологии им. А.Х.Магулана МОиН РК было начато осуществление комплексной Программы археологических исследований города Туркестан и памятников его округи. Работы проводятся Туркестанской археологической экспедицией (ТАЭ). Программой предусматривается провести раскопки на таких объектах как городище Культобе и Туркестан, Шойтобе, Сауран и на раннем городище Сидак.
Основной первоочередной задачей работ ТАЭ является разработка региональной хронологической колонки развития городской культуры, опирающейся на взаимно коррелированные надежную стратиграфию памятников. С этой целью были проведены работы на городищах Туркестан (страт. раскоп №8) и Шойтобе (страт. раскоп №1), и на целом ряде других памятников. Раскоп № VIII на берегу водоема Тоган в центре городища Туркестан доведен до стерильного материка. Выявлено пять последовательных строительных горизонтов охватывающих период со втор. пол. XIVв.(?) и до конца XIX в. Общая толщина культурного слоя составляет 6 м.(12 ярусов).
Как и следовал ожидать, стратиграфия городища Туркестан хронологически продолжила стратиграфию, выявленную нами ранее на городище Культобе (Смагулов, 1994). Теперь можно представить консолидированную стратиграфию городища Культобе-Туркестан, являющегося археологическим памятником исторического города Ясы-Туркестан.
I. Стр.гор. - XIXв. (1 (верхний) стр.гор. раскопа №VIII- "Тоган";
7 стр.гор. раскопа №1 на Культобе).
II. стр.гор. – XVIIIв. ( 2 стр.гор. р.№VIII).
III. стр.гор. – конецXVI - XVIIвв. (3 стр.гор. р.№VIII).
IV. стр.гор. – XVIв. (4 стр.гор. р.№VIII).
V. стр.гор. – XV(втор.пол.XIV?)в. (5 стр.гор. р.№VIII).
VI. стр.гор. – XII- пер.пол.XIVвв. ( 6 стр.гор. р.№1. на Культобе).
VII. стр.гор. - VIII- XIвв. ( 4-5 стр.гор. р.№1 на Культобе).
VIII. стр.гор .- VIIв. ( 3 стр.гор. р.№1 на Культобе)
IX. стр.гор. – VI-VIIвв. (2 стр.гор. р.№1 на Культобе).
X. стр.гор. – IV-Vвв. (1 стр.гор. р.№1 на Культобе).
Хронологическими реперами для данной колонки являются следующие находки, четко связанные с определенными строительными горизонтами:
· погребение коня в VIII стр.гор.(по новой нумерации) из 3 стр.гор. раскопа №1 на Культобе.
· находка медно- серебряного клада монет в VI стр.гор.( 6 стр.гор. раскопа№1 на Культобе).
· находка медного клада монет в III стр.гор. ( 3 стр.гор. раскопа №VIII-"Тоган").
Получены выразительные стратифицированные комплексы керамики и других находок (монеты, клад медных монет, архитектурные остатки и др.). Среди редких изделий прикладного искусства - керамический глазурованный трех рожковый светильник в виде фигуры кашкара и бронзовое зеркало с геральдическим изображением священных драконов у трехногого жертвенника, отлитое, вероятно, по форме снятой с более раннего (XII-XIIIвв.) китайского образца. Находки происходят из слоя XVI в. Получена также масса выразительной керамики так называемого "тимуридского стиля" (бело-синее семейство), характеризующая высокий уровень развития керамического искусства Туркестана в XV-XVI вв. За данный период работ в Туркестанском регионе найдены, обработаны и опубликованы массовые нумизматические материалы- клады серебряных и медных монет, как из конкретных строительных горизонтов, так и случайно обнаруженные. (Бурнашева, 1999,с.98-127;Бурнашева, 2000,с.138-147; Бурнашева, Смагулов, 2001, с.136-150; Бурнашева, Туякбаев, 2002, с.187-197; ).
В 1998г. проведены исследования некрополя города Ясы-Туркестан, располагавшегося на месте где был построен мавзолей, а позднее комплекс ханаки Ходжа Ахмеда Ясави (Смагулов, Григорьев, 1998; Смагулов, 1999а). Раскопки проведённые в центральном зале ханаки –казанлыке- дали материал иллюстрирующий эволюцию погребальных традиций с VI-VIIв. по XVIIIв. (Смагулов, Туякбаев, 1998,с.18-25; Туякбаев, 1998,с.92-109).
Таким образом, на основании новых стратиграфических и топографических данных можно обозначить три основных этапа в эволюции города Ясы-Туркестан связанные с существенными преобразованиями его территории (Смагулов, 2000а, с.9-17).
I этап- поселение-город и некрополь Ясы, IV-XIVвв.н.э.
II этап- город Ясы-Туркестан, XIV-XIXвв.
III этап- город Туркестан, вторая половина XIXв.- нач.XXв.
Датировки строительных горизонтов Туркестана получены на основе метода относительной хронологии и сравнительного анализа керамических комплексов. Естественно, что они не окончательны и нуждаются в дополнительной аргументации и уточнении. Прежде всего, это касается VIII-X строительных горизонтов. Малочисленность находок и невыразительность нижних слоев Культобе (Смагулов, 1994), не разработанность периодизации массовых археологических материалов начала и середины I тыс. н.э. для Южно-Казахстанского региона - все это заставляет верифицировать прилагаемую хронологию новыми более репрезентативными материалами.
С этой целью была исследована стратиграфия городища Шойтобе (исторический г.Шавгар, в 5 км к Ю. от Туркестана). Здесь прослежена последовательность культурных отложений от первых веков н.э. и до XI-XIIвв. Последовательно вскрыты четыре строительных горизонта (VII-XIIвв.) и нижележащий слой раннего поселения. Мощность культурного слоя на цитадели составляет 10-10,5м. По характеру пока малочисленного материала, полученного из нижних слоев (обилие каменных орудий труда, каменные зернотерки, лощение по красному, коричневому, черному ангобу столовой посуды и пр.), можно заключить, что он подобен комплексу из самых нижних горизонтов Культобе. В нижнем слое зафиксированы следы круглых в плане жилишь, остатки медеплавильных горнов и следы бронзолитейного производства. В ходе раскопок получены находки, характеризующие различные стороны материальной культуры города, отождествляемого традиционно с городом Шавгаром – центром Туркестанского оазиса в IX – XII вв. (Бернштам, 1950). Это изделия из керамики, бронзы (зеркало, серьги и т.д.), костяные изделия. К юго-западу от цитадели Шойтобе обнаружено место раннего (до мусульманского) городского некрополя. Обнаруженный погребальный инвентарь позволяет предварительно отнести некрополь к VI- IX вв.
Неожиданные результаты дали работы на крепостной стене шахристана Шойтобе. Оказалось, что мощная пахсовая стена сохранилась на высоту около четырех метров. С внутренней стороны она "вросла" в культурный слой шахристана, который, надо полагать, здесь составляет также не менее 3-4 метров. Дальнейшее послойное вскрытие его до материка может уточнить дату возникновения города-крепости. Пока, на основе разреза крепостной стены цитадели в р.№1, возникновение городских крепостных сооружений можно отнести к VIII-IX вв., а их полное разрушение к XIII в.(Смагулов и др., 2000).
В ходе планомерного обследования окрестностей городища Шойтобе был открыт могильник эпохи бронзы Шербай. Могильник расположен на древней дюне в 4,5 км. к Ю от города Туркестан. Уникальность данной находки потребовала организации разведочных раскопок на данном объекте. В результате установлено, что вся дюна занята в основном погребениями эпохи бронзы. Раскопки пока проведены на трех площадках (Шербай I-III) удаленных друг от друга на 300-400 м. Помимо погребений эпохи бронзы ( 17 погребений) встречены отдельные погребения относящиеся к сакскому (одно) и кангюйскому (два) времени. Кремированные на стороне обугленные кости погребались в неглубокую (20-30 см.) могильную яму (170-220 х 120-150 см.) в центре слегка углубленной площадки (5х6м.). В могильную яму помещались керамические сосуды, бронзовые и серебряные украшения, форма и орнаментация которых находят аналогии среди памятников фёдоровской культуры андроновской культурно-исторической области (XVI-XIV вв. до н.э.). Необходимо подчеркнуть, что на сегодняшний день некрополь эпохи бронзы Шербай представляет собой уникальный памятник не только для туркестанского региона, но и всего Южного Казахстана. (Смагулов, Баратов, 2001).
Одним из важных итогов работ проведенных ТАЭ по Туркестанскому региону является переоценка масштабов развития оседло-земледельческой и городской культур в регионе. Были заложены стратиграфические шурфы на 21 средневековом городище. Тем самым уточнено время их существования. Выявлено и зафиксировано 7 ранее неисследованных городищ и поселений. Проведена их топосъемка, картографирование и фотофиксация. Весь этот обширный новый материал находится на стадии обработки и осмысления (Туякбаев, 2002,с.181-186).
Общая слабая изученность средневековых памятников в регионе такова, что даже исследования вроде бы известных памятников дают новые результаты. Так, например, исследования на хорошо известном городище Сауран выявили два этапа существования оборонительных стен городища. Установлено, что после реконструкции облик крепостных стен существенно изменился. Теперь встает задача определить время этой самой реконструкции. Ну, а время возникновения города уточнено нами в результате работ на небольшом стратиграфическом шурфе в центре городища. Как оказалось, город возник не "на пустом месте", как это полагал А.Н.Бернштам (Бернштам, 1950), а на месте более раннего некрополя. Под самым нижним строительным горизонтом расчищено в материке "мусульманское" погребение с характерной золотой серьгой в виде знака вопроса. Город образовался на новом месте, вероятно, не ранее середины XIV в. Возможно, что до этого здесь был некрополь того же города Сауран, но который в VIII-XIV вв. находился на месте нынешнего городища Каратобе, в 3х км. северо-восточнее от него (Смагулов, 2000, с.100-109).
Сауран среди средневековых городов Казахстана известен как единственный город, имевший кяризную систему ирригации и водоснабжения (Акишев, Байпаков, 1973). По свидетельству З.Васифи кяриз был подарен городу, наряду с медресе, известным в Средней Азии духовным деятелем Мир-Арабом в нач. XVIв. Долгое время наличие кяризов в окрестностях Саурана оставалось достаточно экзотическим явлением в истории средневековой ирригации Казахстана, а строительство столь сложного гидротехнического сооружения - эпизодическим фактом. В 2002г. в туркестанском оазисе нами были открыты и предварительно обследованы еще три кяриза. Они ориентированы с СВ на ЮЗ в направлении средневековых городищ. Первый ведет к городищу Торткультобе I, расположенному на правом берегу р.Карачик. Городище датируется VIII-XIVвв. и отождествляется со средневековым городом Карачуком. Кяриз выше села Чорнак, по всей видимости, ведёт к городищу Саухым-ата, расположенному в центре этого села. Городище датируется XIV-XVIIIвв. В селе Бабай-корган находится крупное городище Торткуль, к которому и тянется нитка кяриза расположенная выше этого села. Городище датируется
XIV- нач. XXвв. (Туякбаев, 2002). Ну а два кяриза в окрестностях Саурана, как выше отмечалось, подходят к его северной и западной границе.
Вообще же нужно отметить, что во второй половине XIV в. в регионе происходят значительные изменения в географии размещения городов. Окончательно угасают старые городские центры, вместо них возникают города и поселения на новых местах, но неподалеку от старых. Это явление для всего Южно-Казахстанского региона отметил еще А.Н.Бернштам (Смагулов, 2000б). Симптоматично, что два "новых" крупнейших города, Ясы-Туркестан и Сауран, обустраиваются на местах древних кладбищ. Почему этот существенный сдвиг в исторической географии региона приходится именно на XIV в.? Значение каких факторов: социально- политических или экологических сыграло в этом процессе преобладающую роль? Очевидно, что это явление стало отражением социально-экономических и политических процессов характеризовавших определенный период в жизни новых государств возникших на основе монгольской империи. По мнению Г.А.Федорова-Давыдова новые “ханские” города в Золотой Орде возникают как новые экономические и политические центры не зависимые от администрации верховного каракорумского кагана. “Даже освободившись от опёки Великого Каана, ханы Золотой Орды с досадой вспоминали о своей былой зависимости, и старые города казались им, поэтому ненадёжным местом. Им хотелось построить новые “ханские” города, где не надо было делить власть ни с какими баскаками или даругами от Великого каана, где они были бы спокойны и единовластны в своих действиях.” (Фёдоров-Давыдов, 1973, с.80). Именно эта мотивация, по мнению Федорова-Давыдова Г.А., послужила причиной возникновения новой столицы Золотой Орды - Нового Сарая (Царёвское городище). Вероятно, что аналогичные политические мотивы лежали и в основе изменения исторической топографии Туркестанского края, как части Золотой Орды.

Литература
Акишев К.А., Байпаков К.М. Кяризы Саурана.//Вестник АН КазССР, №4, 1973.
Бернштам А.Н. Проблемы древней истории и этногенеза южного Казахстана. // Известия АН Каз. ССР., №67, серия археологическая, вып.2, Алма-Ата, 1950.
Бурнашева Р.З. Социально-экономическая характеристика г. Ясы (Туркестан) конца XV-XIX вв. по монетным кладам и находкам.//Города Туркестана, Алматы, 1999.
Бурнашева Р.З. Нумизматический материал из Туркестана за 1998-99г.//Известия МОН РК, НАН РК, сер. обществ. наук, 1, 2000.
Бурнашева Р.З., Смагулов Е.А. Клад чагатаидских монет из Культобе.//Известия МОН РК, НАН РК, сер. обществ. наук, 1.2001.
Бурнашева Р.З., Туякбаев М.К. Клад джанидских серебряных монет 1-й пол. XVIIв. из цитадели Туркестана.//Известия МОН РК, НАН РК, 1, 2002.
Смагулов Е. Городище Культобе. //Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы, 1994, с.269.
Смагулов Е.А., Туякбаев М.К. Новое в ранней истории некрополя г.Туркестана.//Известия МН-АН РК, сер. обществ. наук, 1,1998.
Смагулов Е. Григорьев Ф. Основные этапы формирования некрополя средневекового города Туркестан.//Загадки древнего Туркестана, Алматы,1998,с.158-167.
Смагулов Е.А., Григорьев Ф.П., Итенов А.О. Очерки истории и археологии средневекового Туркестана. Алматы,1999.
Смагулов Е. Некрополь средневекового Туркестана.//Города Туркестана, Алматы, 1999а, с.59-70.
Смагулов Е. Городище Шойтобе.//Города Туркестана, Алматы, 1999б, с.71-82.
Смагулов Е.А. Обзор стратиграфических данных и наблюдении по топографии средневекового Туркестана.//Известия МОН РК, НАН РК, №1,2000а, с.3-17.
Смагулов Е.А. Город Сауран: перспективы исследования, консервации и музеефикации.//Отан тарихы, № 1-2, 2000б.
Смагулов Е., Туякбаев М., Ержигитова А. Краткие итоги исследований Туркестанской археологической экспедиции в 1999г.//Известия МОН РК, НАН РК, №1, 2000,с.209-214.
Смагулов Е. Некоторые итоги и проблемы изучения истории Туркестана по археологическим данным.//Древнетюркская цивилизация: памятники письменности. Алматы, 2001, с.506-513.
Туякбаев М. Ахмет Иассауи кесенесiнiн “Казандык” болмесiнде жyргiзiлген археологиялык зерттеу жумыстары.//Ахмед Яссауи университетiнiн хабашысы, 1, 1998.
Туякбаев М. Позднесредневековые города Туркестанского оазиса//Известия МОН РК, НАН РК, 1, 2002, с.181-186.
Фёдоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М., 1973., с.76-80.

СМАГУЛОВ Ербулат Акижанович,
кандидат исторических наук

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


Пост N:14
Зарегистрирован:19.12.08
ссылка на сообщение  Отправлено:30.01.10 12:53.Заголовок: ..


Чимкентский уезд

1. Джанасуйская ысты (тлик)
2. Джилыбулакская дулат(сыйкым), сыргели (утеп, шалдар),
торе, толенгут, кыпшак, кыргыз, жетыру(тама)
3. Каракульская ысты (тлик), дулат(шымыр)
4. Курчуйская тама (алип), таракты, уак, керей

15. Бурулдайская дулат(сыйкым, жаныс, шымыр, ботпай), албан
16. Бадамская дулат(жаныс), жетыру(тама)
17. Казыгуртская дулат(жаныс, сыйкым, шымыр), албан, ысты
18. Актюбинская найман, конрат, дулат(жаныс, ботпай),


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
-участник сейчас на форуме
-участник вне форума
Все даты в формате GMT  6 час. Хитов сегодня: 106
Права: смайлыда,картинкида,шрифтынет,голосованиянет
аватарыда,автозамена ссылоквкл,премодерацияоткл,правканет



Яндекс цитирования
Новости Форума история Казахстана

Подписаться письмом