Казахстан в годы «хрущевской декады» Смерть И.В.Сталина и борьба наследников за власть. Начало 50-х гг. нашего столетия ознаменовалось попытками реформирования тоталитарной системы, либерализацией политической жизни, отказом от репрессивной политики. Тем не менее основы советского строя и экономической «машины» остались без изменения, что в конце концов, привело к стагнации 1) и кризису всей системы.
5 марта 1953 года на 74-м году жизни умер В.И.Сталин. Смерть человека, который 30 лет стоял на вершине власти огромного государства, подвела черту под сложным, неоднозначным, героическим и в значительной степени кровавым периодом истории советского общества. В 1959 году вспоминания своего фронтового товарища и политического противника, У.Черчилль назвал Сталина восточным тираном и великим политиком, который «взял Россию» лапотной, а оставил ее с ядерным оружием. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха в жизни страны.
Борьба за власть среди наследников вождя носила непрерывный характер вплоть до весны 1958 года и прошла несколько этапов.
На первом из них (март – июнь 1953 г) ключевые позиции в руководстве страны заняли новый председатель Совмина Г.Маленков и Л.Берия, назначенный главой объединенного МВД. В этот короткий отрезок времени началась первая компания по осуждению культа личности Сталина.
С лета 1953 года по февраль 1955 года борьба за власть вступает во второй этап, когда на вершине власти оказались Г.Маленков и Н.Хрущев (избранный в сентябре 1953 года первым секретарем ЦК, но по-прежнему так и не занимавший государственных постов). Этот период характеризуется неуклонным усилением позиций Хрущева и ослаблением роли Маленкова.
На третьем этапе (с февраля 1955 г. по март 1958 г.) Хрущеву пришлось (правда, уже с позиций силы) вести борьбу за власть «с объединенной оппозицией» в лице Маленкова, Молотова, Кагановича и др., которые летом 1957 года приняли решение об упразднении поста Первого секретаря ЦК и о назначении Хрущева министром сельского хозяйства. Однако Хрущев потребовал обсуждения этого вопроса на Пленуме ЦК, который согласно уставу КПСС, один мог решить этот вопрос. На пленуме 1957 года (состав которого Хрущев еще ранее сформировал из поддерживавших его людей) «оппозиционеры» были объявлены «антипартийной группой» и лишены своих постов (Маленков был назначен директором электростанции, Молотов – послан в Монголию, Каганович- директором горно-обогатительного комбината).
В октябре 1957 года был лишен своих постов член Президиума ЦК и снят с должности министр обороны маршал Г.К.Жуков и осужден за «авантюризм». Получив во время июньского Пленума поддержку со стороны Жукова, Хрущев вынужден был не допустить усиление влияния последнего в армии и стране. Хрущев испытывал от этого постоянный дискомфорт и искал только повода, чтобы сместить Жукова.
В марте 1958 года при формировании нового состава правительства с поста его главы был снят Н.Булганин, поддержавший оппозицию летом 1957 года. Председателем Совета Министров был избран Хрущев, сохранивший также пост Первого секретаря ЦК КПСС. Это означало не только его полную победу в борьбе за власть, но и отказ от коллегиальности в руководстве, возврат к сталинской практике единоличного управления.
Экономика. С лета 1953 года руководство СССР взяло курс на реформирование экономики, который благотворно отразился как на темпах развития народного хозяйства, так и на благосостоянии народа. Главная причина успеха реформ, вошедших в историю как «реформы Хрущева», состояла в том, что они были начаты с сельского хозяйства, возродили экономические методы руководства и получили широкую поддержку масс.
Реформы не были подкреплены последовательной демократизацией политической системы Это стало главной причиной их поражения. Сломав сложившуюся в 1930-е годы командно-репрессивную систему правления, реформаторы сохранили ее основу – командно- административную систему. Она порождала безответственный волюнтаризм в принятии решений. Поэтому уже через 5-6 лет многие реформы были свернуты.
Новый курс внутренней политики СССР был провозглашен в августе 1953 года на V сессии Верховного Совета Союза. Глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о первоочередном внимании государства к нуждам народа, его благосостоянию. Новый курс предполагалось обеспечить через ускоренное развитие сельского хозяйства и производство предметов потребления.
Сельское хозяйство. Реформы были начаты с сельского хозяйства. Ему был посвящен доклад Н.С. Хрущева на сентябрьском (1953 г.) Пленуме ЦК. В основе доклада лежал спорный тезис о том, что в СССР созданы предпосылки для одновременного и ускоренного решения двух задач: развития тяжелой промышленности и сельского хозяйства. В докладе не было глубокого анализа истинного положения дел в сельском хозяйстве и постановки коренных задач по его развитию. Хрущев обещал в кратчайшие сроки, а по ряду продуктов за 2-3 года, достичь научно обоснованных норм питания. Жизнь и статистика не подтверждали обоснованность такого обещания.
Сентябрьский пленум наметил курс на интенсификацию сельского хозяйства, увеличения продукции путем повышения урожайности полей и продуктивности животноводства. Это предполагало комплексную механизацию и электрификацию сельского хозяйства на основе тракторостроения, сельхозмашиностроения, строительства, гидро- и тепловых электростанций. Курс включал в себя орошение и обводнение полей путем строительства каналов и оросительных систем, создание полезащитных полос, правильные севообороты, селекцию, семеноводство, породное районирование скота и др.
Продовольственные затруднения конца 40 – начала 50-х гг привели к поискам властями путей выхода из кризиса. Началось повышение закупочных цен на продукцию колхозов, уменьшение обязательных поставок, списывались долги колхозов, находившихся на грани разорения. Однако без коренной ломки всей экономической системы поднять сельское хозяйство было невозможно. Поэтому увеличения объема продукции было решено достигнуть путем механического расширения посевных площадей.
Освоение целинных земель. 23 февраля – 2 марта 1954 года состоялся Пленум ЦК КПСС. Он рассмотрел вопрос «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и освоении целинных и залежных земель. Пленум определил конкретные задачи для Казахстана, Сибири, Урала, Поволжья, Северного Кавказа: расширить посевы зерновых культур в 1954-1955 гг. за счет освоения целинных и залежных земель не менее чем на 13 млн. га и получить в 1955 году с этих земель 1100 -1200 млн. пудов зерна, в том числе 800-900 млн. пудов товарного зерна. В стране началось массовое движение за освоение целинных земель. В 1954 году было распахано 13,4 млн. новых земель, в том числе в Казахстане 6,5 млн. га, то есть почти 50% целины земель1). К началу 1955 года площадь обрабатываемых земель выросла на 8,5 млн. га, было создано 90 новых совхозов. С осени 1954 года началось создание еще 250 совхозов. Всего в годы освоения целины (1954-1960) было распахано 25,5 млн.га. Для обеспечения новых земель рабочей силой была проведена мобилизация добровольцев из западных районов страны, которым давались значительные льготы – бесплатный проезд с имуществом, денежные пособия до 1 тыс. рублей, кредит на постройку до 20 тыс. рублей на 10 лет, до 2 тыс. рублей на приобретение скота, освобождение от сельхозналога от двух до пяти лет. Всего на освоение целины в 1954 – 1959 гг. было выделено более 20 млрд. рублей.
Первые годы освоения целины, кроме засушливого 1954 года, были достаточно благоприятными. В 1956 году в стране был собран рекордный урожай в 125 млн. т зерновых, из которых 50% было получено на целинных землях.
На целинные земли Казахстана и Сибири прибыли сотни тысяч новоселов, в том числе более 350 тыс. юношей и девушек. По призыву комсомола на целину ежегодно выезжали студенческие отряды. Там было создано 425 зерновых совхозов, построены склады, элеваторы, проложены дороги. За пять лет (1954-1950) было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель. Страна получила дополнительно десятки миллионов тонн зерна.
Но целина не решила зерновую проблему. Для этого требовалось производить зерна в расчете 1000 кг на человека в год. В 1959 году в СССР произвели немногим более 500 кг на человека.
Проблема производства зерна на корм скота и птицы (фуражного) сохранилась.
Недостатком целинной эпопеи было отсутствие севооборотов, пренебрежение правилами агротехники, посев зерна по зерну. Все это обусловило разрушение структуры почвы. К началу 60-х годов на миллионах гектар бывшей целины появилась и разрослась эрозия земли. Черные бури поднимали и уносили самый плодородный слой почвы за сотни километров. Огромные территории посевов зерна превратились в океан сорняков. Например, к 1960 году в Северном Казахстане из-за нерационального освоения целинных земель из хозяйственного оборота было выведено более 9 млн. га почв. С начала 60-х гг. начались периодические засухи, приведшие к катастрофе 1963 года, когда впервые страна была вынуждена для обеспечения продовольствием закупить за границей 12 млн. т зерна на 1 млрд. долларов. Урожайность полей упала с 14 до 8 ц/га. Средняя по стране урожайность зерновых в 1961-1964 гг. составила 8,3 центнера с гектара (в 1940 г.-8,6 ц/га).
Распашка гигантских площадей целинных земель привела к резкому сокращению в Казахстане сенокосных и пастбищных угодий и началу длительного кризиса традиционной отрасли сельского хозяйства республики – животноводства. В 1955 году пришлось принять специальное постановление ЦК КПСС и обязать 47 степных районов и 225 совхозов разводить мясной скот. Начались работы по орошению земель и расширению кормовой базы. В результате с большим трудом удалось поднять общую численность скота в республике к 1960 году до 37,4 млн. голов (в 1928 г. – 29,7 млн. голов).
Экономические меры были дополнены увеличением государственных расходов на нужды деревни, прежде всего путем увеличения производства сельскохозяйственной техники. Для ликвидации «двоевластия» на земле (МТС и колхозы), правительство в 1958 году решило укрепить материально-техническую базу колхозного села, реорганизовав машинотракторные станции (МТС) в ремонтно-тракторные станции (РТС). 26 февраля 1958 года пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинотракторных станций». 31 марта Верховный Совет СССР решение ЦК оформил в виде закона. На основании постановления пленума и государственного закона ЦК КПСС и СМ СССР 18 апреля 1958 года приняли специальное постановление, которое определило порядок реорганизации МТС. На 1 января 1959 года 56791 колхозов приобрел 482 тыс. тракторов и 214,5 тыс. комбайнов. Это составило четыре пятых тракторного и две трети комбайнового парка, находившегося в системе МТС.
Предпринятые государством шаги укрепили сельское хозяйство, способствовали раскрепощению крестьян. Деревня стала на ноги.
Однако с конца 1950-х годов аграрная политика партии и правительства стала принимать откровенно административные формы. Материальные стимулы были вытеснены принуждением. Этот поворот прикрывался заботой о крестьянине, его досуге и благосостоянии.
В 1958 – 1959 гг. два удара правительства подорвали экономику села, сорвали процесс расширенного воспроизводства. Во-первых, технику МТС не отдали колхозам, не продали в рассрочку по остаточной стоимости. Ее заставили выкупать по достаточно высоким ценам в сжатые сроки, в течение года (до марта 1959 года). Всего за купленные машины колхозам надлежало уплатить 16,6 млрд. рублей. Поскольку не все смогли рассчитаться в срок, расчеты продлили еще на год. При этом РТС (государственные предприятия) стали диктовать свои цены за ремонт колхозной техники.
Второй удар был нанесен по личному подсобному хозяйству, которое в конце 50-х годов давало от 40% до 60% мясомолочной продукции, овощей, фруктов, ягод, занимая при этом менее 10% сельскохозяйственных земель. По инициативе Н.С. Хрущева начался новый поход против ЛПХ.
На декабрьском (1958 г.) пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев призвал сельских жителей и рабочих совхозов освободиться от скота, в первую очередь от коров. Он предложил продать его колхозам или государству, а взамен покупать у них мясомолочную продукцию. По его предложению пленум поручил государственным органам в 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов и рекомендовать колхозам провести аналогическую работу. Итак, началось второе раскрестьянивание советских сельчан. В 30-е годы их освободили от лошади-труженицы, в начале 60-х годов – от коровы – кормилицы.
В 1958 – 1964 годы были также сокращены размеры приусадебных участков в колхозах на 12% (до 0,29 га), в совхозах – на 28% (до 0,18 га). К середине шестидесятых годов личные подсобные хозяйства деградировали до уровня начала 50-х годов. Это обострило продовольственную проблему в СССР.
1 июня 1962 года правительство приняло решение стимулировать государственное животноводство повышением в полтора раза розничных цен на мясо. Новые цены не увеличили его количество, но вызвали волнения в городах.
В 1963 году возникли перебои не только с мясом, молоком и маслом, но и с хлебом. Страна оказалась перед угрозой голода. У магазинов с ночи выстраивались длинные хлебные очереди, которые провоцировали антиправительственные настроения. Пришлось ввести закрытое рационирование продуктов: прикрепление к магазинам, списки потребителей, хлебные карточки; раскрыть закрома государственных хлебных резервов, которые сохранялись даже в годы войны; приступить к импорту зерна из Канады, США, Австралии, муки из ФРГ. На это ушли многие тонны золота из неприкосновенного золотого запаса, копившегося десятилетиями на случай войны. Хрущев объяснял этот шаг тем, что «из золота каши не сваришь».Вывоз золота составлял от 200 до 500 млн. долларов или до пятисот тонн в год. По сути, золотой запас СССР использовался для поддержки, укрепления и развития зарубежных фермерских хозяйств, в то время как хозяйства советских крестьян подверглись гонению. Импорт продолжался до 90-х годов.
Поскольку продовольственный вопрос определяет политическую и хозяйственную атмосферу в стране, продовольственный кризис 1962 – 1963 гг. стал одной из главных, если не главной причиной падения Хрущева.
Семилетний план развития экономики (1959-1965 гг.) в части сельскохозяйственного производства был провален. Вместо плановых 70% рост составил лишь 15%.
Промышленность. Более интенсивно, чем сельское хозяйство, развивалась промышленность Казахстана, однако вследствие ряда непродуманных реформ и самой организации производства весь потенциал республики не был реализован.
Отказ от системы принудительного труда, отмена суровых рабочих законов привели к неспособности командно- административной системы обеспечить быстрый промышленный рост.
В 1957 году Хрущев выступил инициатором другой крайности, и руководство страны решило провести реформы управления экономикой. Промышленные и строительные министерства ликвидировали. Их функции раздробили между советами народного хозяйства (совнархозами). Реформа управления промышленностью и строительством была одобрена февральским (1957 г.) пленумом ЦК КПСС. Вслед за этим в мае 1957 года Верховный Совет СССР принял закон «О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством». Этим законом было упразднено 10 общесоюзных и 15 союзно-республиканских министерств. Страну разделили на 105 экономическо-административных районов, в каждом из которых был образован свой совет народного хозяйства.
В Казахстане был образован Республиканский совнархоз и восемь региональных Советов.
Место расширения хозяйственной самостоятельности предприятий был выбран путь децентрализации управления экономикой. В результате несколько улучшилось положение производством, однако в то же время осложнилось проведение единой технической политики, упали качественные показатели. Реформы потерпели крах и после 1964 года были свернуты. Территориальный принцип управления экономикой вновь был заменен отраслевым.
В 50-е годы в Казахстане было начато строительство ряда крупных промышленных предприятий, в том числе Карагандинского металлургического и Соколовско-Сарыбайского горно-обогатительного комбинатов. Всего в 50-е годы вступило в строй почти 700 новых предприятий, в том числе такие крупные, как Усть-Каменогорсккий свинцово-цинковый комбинат, ряд гидроэлектростанций на Иртыше, бурно развивалась сеть железных дорог, составившая к 1960 году 11,47 тыс. км. В 1958 году была создана Казахская железная дорога, объединившая магистрали, проходящие по территории республики.
В начале 60- х годов встал вопрос о техническом перевооружении предприятий и внедрении новых технологий, электрификации, механизации и автоматизации производства. Это привело к некоторому росту наукоемких производств.
Общественно-политическое развитие. После смерти И.В.Сталина его место заняла группа приближенных ему – Маленков, Молотов, Берия и Хрущев. Уже в конце марта 1953 года новое руководство предпринимает меры по либерализации системы. Была объявлена амнистия для всех заключенных, чей срок не превышал пяти лет, несовершеннолетних и осужденных за экономические, административные и военные правонарушения. Через несколько дней было принято постановление о нарушении законности органами госбезопасности в ходе следствия по крупным политическим делам конца 40-х начала 50-х гг. В июле 1953 года арестован главный организатор репрессий 30-х – 50-х годов Л. Берия. Гулаг был передан из ведения МВД министерству юстиции, политическая полиция стала самостоятельной организацией – Комитетом госбезопасности (КГБ). В 1955 году была объявлена амнистия осужденным за «пособничество фашистам» во время второй мировой войны, сняты с учета и освобождены из-под административного надзора спецпереселенцы. В то же время ограничения по свободе передвижения сохранялись, политические обвинения с немцев и крымских татар не были сняты. Большая часть политзаключенных амнистирована только лишь после 1956 года после знаменитого доклада Н. Хрущева на ХХ съезде КПСС, где впервые было заявлено о существовании культа личности Сталина и массовых репрессиях. Однако либерализация политической системы была лишь частичной. Несмотря на отказ от репрессивных методов, административно-командный принцип управления сохранился и продолжал развиваться. Республики, в том числе Казахстан, продолжали оставаться под непосредственным контролем Москвы, которая назначала и смещала руководителей республики по-своему усмотрению. Так, в феврале 1954 года на VІІ съезде компартии Казахстан по решению Кремля Ж.Шаяхметов был заменен П.Пономаренко. Тогда же секретарем ЦК КП Казахстана стал Л.Брежнев, возглавивший республику в 1955-1956 гг.
В феврале 1957 года реабилитированы чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и калмыки, им было разрешено вернуться на родину. Началась реабилитация жертв политических репрессий, однако она носила выборочный характер и не была завершена. В 1958 году был принят новый Уголовный кодекс, отменявший понятие «враг народа», было запрещено прибегать к угрозам и насилию во время следствия, узаконена презумпция невиновности.
Важнейшими внутриполитическими событиями «хрущевского периода» советской истории были ХХ и ХХІІ съезды КПСС, июньский (1957 г.) и октябрьский (1964 г.) пленумы ЦК партии.
В 1957 году Н.Хрущевым был выдвинут лозунг «Догнать и перегнать Америку!», нацеленный на быстрый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако преобладание внеэкономических, административных методов управления экономикой привело к серьезному экономическому и социальному кризису в конце 50-х – начале 60-х гг. Ряд непродуманных реформ в области управления экономикой привел к новому нарастанию продовольственных проблем и взрыву недовольства населения.
В августе 1959 года социально – экономический кризис привел к массовым беспорядкам в Темиртау – одном из быстро растущих индустриальных центров Казахстана. Бытовая неустроенность, недостаточное обеспечение продовольствием и питьевой водой привели к стихийным выступлениям рабочих, перешедшим в трехдневные волнения, подавленные лишь с помощью войск, многие активные участники темиртауских событий были осуждены.
Несмотря на тяжелую социальную и экономическую обстановку в 1959 году был принят семилетний план (1959-1965 гг), по которому Советский Союз должен был выйти на первое место в мире по объему производства к 1965 году. Объявлялось, что строительство социализма в стране завершено и долгожданный коммунизм наступит в начале 80-х годов. Крутой поворот претерпела и национальная политика. В целях создания новой общности – «советского народа» - началось поощрение властями процесса русификации, сопровождавшегося закрытием национальных школ, сокращением сфер применения национальных языков и шовинистической пропагандой. Была выдвинута задача слияния всех этносов СССР и ликвидации национальных республик к началу 80-х годов. Без учета интересов республик стали меняться их границы. Так, в 1962 году Узбекистану были переданы три хлопкосеющих района Южного Казахстана.
В 1961 году руководителем Казахстана стал Д.А.Кунаев, работающий до этого Председателем Совета Министров республики и бессменно руководивший Казахстаном четверть века. В 1962 году Хрущев предложил партийную реформу, изменявшую структуру партии и делящую ее на две организации – промышленную и сельскохозяйственную. Роль партии сводилось только к управлению экономикой, что вызвало недовольство верхушки партии и региональных функционеров. В обстановке секретности был подготовлен государственный переворот и в 1964 году Н. Хрущев отстранен от власти. Первым секретарем ЦК стал Л. Брежнев, а главой правительства – А.Косыгин.
http://tarih.ru/2008/09/19/kazakhstan-v-gody-khrushhevskojj-dekady.html