Заставить задуматься… В Костанае есть улица, названная именем этого человека. На наш взгляд, не самый лучший выбор среди множества городских авеню. Спросите сейчас у молодежи: где находится улица Сералина? Вряд ли вам сразу и точно ответят…
А между тем этот человек – одна из ярчайших личностей, которых рождала костанайская земля. Видный деятель общественной жизни казахского народа начала ХХ века, писатель, педагог и один из первых казахских журналистов, основатель журнала «Айкап» – первого печатного органа на казахском языке, сыгравшего важную роль в развитии казахской письменной литературы. Мухамеджан Сералин является также одним из основоположников современной республиканской газеты «Егемен Казахстан», первым редактором костанайской газеты «Аул» (ныне «Костанай таны»). Это был одаренный от природы человек, глубокого аналитического ума, имевший свой взгляд на все события, происходящие в обществе. Его дед Турсынбай, отец Сералы были видными акынами своего времени. Имя его отца Сералы Еруалыулы занесено в антологию казахской поэзии «Бес гасыр жырлайды» («Песнь пяти веков»). Песня его отца «Сулуагаш», написанная против колонизаторской политики, переходила из уст в уста, ее поют по сегодняшний день. В нынешнем году общественность будет отмечать 140-летний юбилей Мухамеджана Сералина.
Его «университеты»
Жизнь будущего представителя нарождающейся казахской интеллигенции не была усыпана розами. Родился в бедной семье в ауле на территории нынешнего Карабалыкского района. Когда ему исполнилось пять лет, они с матерью были вынуждены переехать в Троицк, поближе к родственникам. Там он поступил в русскую школу. К этому времени у него уже были некоторые знания, полученные при учебе у аульного муллы. Однако полностью посвятить себя образованию не смог – жил при семье бая и ухаживал за его детьми, которые учились в Кустанайской русско-казахской школе. Тем не менее посещал школу своего рода «вольным слушателем», что помогло ему поступить в нее при содействии учителя по фамилии Ильиных. В 1891 году оканчивает ее с отличием и сдает экзамены для поступления в Оренбургское училище, в котором готовили учителей. Он успешно сдает экзамены, но из-за отсутствия средств для учебы возвращается в свой аул. Здесь Мухамеджан несколько лет работает учителем, обучая детей одновременно и русскому, и казахскому языкам. Это все его образование. Но Мухамеджан учился у жизни.
Творческий путь
В 1897 году Мухамеджан Сералин возвращается в Троицк и устраивается на завод сортировщиком шерсти. Работая на заводе, он прочитывает всю русскую классическую литературу, имевшуюся в библиотеке города. Изучает казахское устное народное творчество, в совершенстве овладевает русским, татарским и персидским языками, сам начинает писать стихи. Первая поэма М.Сералина называлась «Гулькашима» и была издана в Оренбурге в 1903 году. Поэма посвящена трагической любви юноши и девушки, ставших жертвами старых обычаев. Историко-реалистическая поэма «Топжарган», написанная в 1903 году, была издана в Троицке в 1907 году. В ней М.Сералин мастерски изображает казахский быт, воспроизводит эпизоды национально-освободительного восстания под руководством Кенесары и Наурызбая Касымовых в 30-40-е годы. Огромной заслугой Мухамеджана Сералина как поэта литературоведы считают утверждение в казахской литературе жанра сюжетной поэмы.
«Глаголом жечь сердца людей»
Но более всего ценна его просветительская деятельность. И не только в качестве учителя в школе. Хотя именно здесь у него сформировалось его социально-политическое кредо. Просвещать народ не только посредством знаний, но и наглядной иллюстрацией существующих проблем и недостатков – этой цели могло бы служить печатное издание. И в 1911 году начал издаваться журнал «Айкап» – первый печатный орган на казахском языке, сыгравший важную роль в развитии казахской письменной литературы. Представляя первый номер журнала, его организатор и редактор Мухамеджан Сералин писал: «…о степени развития народа и дальнейшего продвижения вперед можно судить из того, сколько газет и книг распространено в массах. Я взялся за выпуск этого небольшого журнала не для того, чтобы стать знаменитостью или продавать свои знания, а для того, чтобы заставить своих братьев задуматься о многом. Нельзя жалеть средств, когда речь идет о пользе народа. Цель печатания и распространения книг, газет и журналов состоит в этом».
Действительно, тематика журнала была весьма широка: здесь шел активный обмен мнениями по вопросам культуры, развития родного края, истории и литературы, «Айкап» знакомил читателей с произведениями А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Чехова. В издании широко освещались вопросы образования, перехода к оседлости, печатались материалы о пагубности родовых распрей. И все-таки ведущей тематикой становится продвижение идей прогресса и просвещения, «Айкап» целенаправленно выполняет главную задачу – «взять свою долю от достижений эпохи».
Мухамеджан Сералин, так же, как и Абай, как Ибрай Алтынсарин и Чокан Валиханов, главную причину низкого уровня жизни казахов видел в кочевом образе жизни. «Хотя я не считаю себя глубоким мыслителем, но все же хочу представить на суд общественности свои некоторые суждения. Прошли те времена, когда мы могли жить, занимаясь животноводством и земледелием, ведя полукочевой и полуоседлый образ жизни. К прошлому возврата нет. И не стоит сожалеть об этом. Теперь, чтобы выжить, нам необходимо жить в поселках и городах. И заниматься тем, чем занимается оседлое население», – писал Сералин в №6 журнала «Айкап» за 1911 год.
Если перелистать все его номера до 1915 года, вплоть до закрытия, становится ясным, что журнал был высококачественным изданием того времени. Сералин ни в чем не уступает современным профессиональным журналистам с высшим образованием. Содержание и тематика каждого материала глубоко и всесторонне продуманны. На первой странице публиковались новости внутренней жизни страны, официальные сообщения, на второй и третьей страницах под рубрикой «Открытое письмо» – письма читателей. Материалы о земле, съездах, выборах расположены на 4-6 страницах. Материалам под рубриками «Фельетон», «Сообщения» отведено место в середине журнала. На последних страницах журнала можно прочитать зарубежные новости, рецензии, соболезнования. В журнале публиковались материалы из всех уголков Казахстана. У него были постоянные корреспонденты в Шымкенте, Зайсане, Торгае, Каркаралы, Кзылжаре, Кокшетау, Астраханской губернии, Букеевской Орде, Актюбинске, Семипалатинске, Таразе, Костанае и других населенных пунктах. Радует и полиграфическое оформление журнала. Редактор Мухамеджан Сералин в журналистике оставил свой неизгладимый след. Его по праву можно назвать отцом казахской журналистики.
После закрытия журнала «Айкап» Сералин некоторое время работал в русской газете «Степь», издававшейся в Троицке. В 1918 году вступает в ряды большевистской партии и принимает активное участие в социально-политической работе. В этом же году он работает в ревкоме и земкоме. Был членом редколлегии газеты «Ушкын» (затем переименованной в «Енбекши казах»), которая начала выходить в 1919 году, как орган краевого ревкома. Затем в Костанае в 1920-1921 годах трудился ответработником губкома партии. В 1921-1925 годах был редактором костанайской газеты «Аул».
В газету Сералин пригласил и Беимбета Майлина. Затем к работе в редакции был привлечен Абдрахман Мустафин, тоже неплохо владевший пером. Сералин сделал все, чтобы газета «Аул» стала одним из лучших изданий в Костанае. В том, что сегодняшняя «Костанай таны», рожденная от «Аула», является одним из лучших изданий республики, несомненно, большая заслуга Мухамеджана Сералина, который дал ей путевку в жизнь.
Память народа – благодарность ему
В 1928 году Мухамеджан Сералин, тяжело больной, возвращается в свой аул. Однако, несмотря на плохое самочувствие, он активно работает: основывает село Аксор, открывает в нем школу, клуб, баню, организовывает водохранилище, сажает деревья и выращивает фрукты. Таким образом он наглядно демонстрирует образец культуры нового аула. Следы этих творений до сих пор сохранились на месте бывшего поселения. После того, как здоровье улучшилось, он вернулся в Костанай и готов был продолжать работу на журналистском поприще. Однако вновь слег и уже не поднялся. Скончался М.Сералин в мае 1929 года. После себя он оставил немного творческого наследия – к сожалению, многие рукописи утрачены. Ведь после смерти всю его семью отправили в ссылку в далекое Приаралье. Как вспоминает его дочь Гайни, «мы уезжали спешно, даже лампу на столе не успели погасить, собака осталась на привязи». Говорили, перед смертью Мухамеджан-ата завернул в кошму сундук со своими рукописями и книгами и зарыл в землю. В 70-х годах прошлого столетия предпринимались неоднократные попытки найти его, но они не увенчались успехом. Возможно, это всего лишь легенда.
В Карабалыкском районе есть аул, который называется Старый Урнек. У этого аула находится небольшое озеро Сералы. На его высоком берегу покоится прах Мухамеджана Сералина. Школа здесь носит его имя. А в областном центре, помимо улицы не в самом проходимом районе города, имеется мемориальная табличка на здании, где располагается газета «Костанай таны». Этим исчерпывается наша дань памяти выдающемуся человеку.
Айжан АДЫРБАЕВА
http://kostanayagro.kz/yubilej/zastavit-zadumatsya%E2%80%A6/ //Костанай-Агро №12(125) от 05 Апрель, 2012