Еще раз об Айша-Биби Т.Турекулов, Н.Турекулова Кто знает, где самые роскошные развалины в мире? Конечно же, на юге Казахстана, это руины мавзолея Айша-Биби в поселке Айша-Биби, в недавнем прошлом Головачевка, близ Тараза. С тех пор, как В.А.Каллаур (1) открыл их для науки в конце прошлого века, они непрерывно привлекают внимание ученых, художников, поэтов… Никому пока не известно точно имя той, чей прах покоится здесь, но вне всяких сомнений, она была прекрасна… Легенды называют ее и китайской княжной, возвращавшейся от сестры из Самарканда, и дочерью Исмаил-Аты, умершей по дороге к старцу-жениху Аулие-Ата. Говорят даже, что "она была сестрой Амир-Тимура и дочерью Чинманчина" (Темучина? - Авт.) (2). В легенде о захоронении "госпожи Айша-Биби, отправившейся со служанкой к своему жениху в далекую землю и погибшую в пути" (3) заслуживают внимания параллели, подмеченные Бартольдом в сообщении "о смерти в 1034 году дочери таласского правителя Богра-хана, умершей в дороге по пути в Газну к своему жениху Маудуду - наследнику Мас'уда" (4).
В связи с этим, интересен и новый взгляд на историю и датировку памятника, приводимый в книге "Искусство Центральной Азии"(5), изданной совсем недавно в Париже в статье французской исследовательницы М.Кервран. Опираясь на исследования исламского искусства, она делает заключение, что растительные и геометрические мотивы, украшающие поверхность мавзолея, не имеют себе эквивалентов во всем исламском мире и их происхождение имеет три источника - исламское искусство 12 века, искусство кочевников, и китайское искусство эпохи Инь, Сон и Янь династий. Автор утверждает, что эти мотивы появились в исламском искусстве в 13 веке после монгольских нашествий, их присутствие в декоре мавзолея говорит о том, что общепринятая его датировка 11 век или 12 не может быть верной. Автор склонен датировать мавзолей 13-14 веками, когда территория, на которой стоит мавзолей, принадлежала потомкам Чагатая, сына Чингис-хана. Она отождествляет имя Айша-Биби с именем Оркина Хатун, которая была успешно женой двух правителей и регентом ханства в 1252 - 1261, пока сын ее не достиг совершеннолетия. Воспитанная в буддийской традиции, Оркина приняла ислам, в котором она воспитывала и обучала своего сына Мубарак-шаха.
С последним трудно согласиться казахстанским исследователям истории архитектуры, ведь еще Г.Пугаченковой (6) было отмечено, что использование терракоты в декоре фасадов и интерьеров распространилось по территории Средней Азии в 10-12 веках в период существования здесь государства Караханидов, и «за эти пределы почти не выходила». Кроме того, ориентация памятника входом на восток – главное свидетельство того, что мавзолей относится к самому раннему исламскому периоду и еще продолжает традиции буддийских и манихейских культовых построек. А богатый декор всех фасадов мавзолея еще раз напоминает о доисламской традиции обойти культовую постройку вокруг по ходу солнца прежде, чем войти внутрь. Не говоря уж о типе конструкций, которые изменяются уже к 13 веку.
Однако уже то, что подобная точка зрения существует, указывает на очень большой интерес к памятнику, который уже вырвался за пределы постсоветских границ. А его история недостаточно изучена и требует обширных исследований с привлечением к анализу б?льшего количества исторических документов и первоисточников, б?льшего числа памятников на б?льшей территории. В частности, Восточного Туркестана, откуда государство караханидов начало свое распространение на запад и где была его первая, а затем восточная столица. И где древние строительные традиции живы по сегодняшний день. К сожалению, до сегодняшнего момента эта территория выпадает из общего поля зрения наших ученых, как выпадают исторические документы и публикации даже на английском, немецком, французском языках, не говоря уж о китайском, арабском, уйгурском…
Эта недостаточная изученность мавзолея Айша-Биби всегда мешала разрешить споры о путях реставрации памятника, утрата оригинала которого составляет 80%. Хотя вот уже около 50 лет мавзолей исследуется регулярно и производятся попытки воссоздать его первоначальный архитектурный облик, и разработано несколько проектов его реставрации…
В связи с масштабными обрушениями на мавзолее, нестандартностью отделки его фасадов, отличавшихся друг от друга декором, и отсутствием документальных изображений памятника, фиксирующих конструкции и декор до его разрушения, отсутствием аналогов, полная реставрация мавзолея Айша-Биби в соответствии с методикой и требованиями реставрации памятников не возможна. Никакой анализ без фото или рисунка не поможет восстановить настоящую картину первоначального облика мавзолея. Кроме того, на сегодняшний день нет даже достоверной истории мавзолея. Лишь святые камни фантастической красоты, со следами рук мастеров их творивших и дыханием многих веков, сохранивших их для нас…
http://www.kumbez.kz