Народа верный сын
--------------------------------------------------------------------------------
В декабре нынешнего года исполняется 150 лет со дня рождения первого врача-казаха европейской школы Мухамеджана Карабаевича Карабаева. Его имя дорого не только землякам-боровчанам, оно много значит и для потомков тех сотен тысяч казахстанцев и россиян, кто обязан ему своим здоровьем и счастьем жить на свете. Перед его именем склоняют головы нынешнее поколение костанайских врачей, тех, кто, как и он, ищет причины человеческих недугов, лечит и изучает, анализирует, добираясь до сути вещей. Оценка деятельности Мухамеджана Карабаева была дана еще в 1927 году национальным героем казахского народа Алиби Джангильдиным. «Врач Карабаев – единственный врач-казах, работавший на трудовом фронте самоотверженно сорок лет. Он принадлежит к числу тех немногих интеллигентов, которые с самого возникновения Советской власти предложили ей свои услуги, каковые усугубляются в отношении врача Карабаева еще тем обстоятельством, что ему во время Октябрьской революции было около 60 лет».
Цитируемая характеристика имеет весьма прозаическую цель – поддержать перед Казахским Центральным Исполнительным Комитетом ходатайство о назначении персональной пенсии главному врачу первой Боровской советской больницы Костанайского округа. Пенсия была оформлена в юбилейные дни 10-летия свершения Великой Октябрьской социалистической революции, но, к сожалению, заслуженный деятель труда, старик-врач Карабаев пользовался ею лишь считанные месяцы.
Мухамеджан Карабаев родился в декабре 1858 года (точная дата неизвестна) в ауле №4 Кен-Аральской волости Николаевского уезда в семье бедняка-кочевника во время зимовки рода в кустанайской степи. Как и предкам, ему предстояло всю жизнь пасти байский скот. Лишь случай изменил судьбу ребенка. В аул однажды приехал знаменитый казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Алтынсарину очень понравился любознательный и не по летам смышленый мальчишка, и он уговорил родителей отдать ему Мухамеджана для определения в открывшийся при Троицкой мужской гимназии «киргизский пансион».
Трудно было учиться казахским детям вдали от родных мест, от родственников. Большинство вскоре оставляло учение и возвращалось в свои аулы. Но некоторые упорно продвигались из класса в класс. И вот 14 июня 1881 года впервые в истории Троицкой гимназии в торжественной обстановке вручается аттестат зрелости «инородцу» – казаху Мухамеджану Карабаеву.
Каково же было изумление местных властей, когда юноша-казах заявил о намерении продолжить образование, чтобы стать врачом и лечить свой народ, «как лечат людей в больших городах».
В том же году Мухамеджан стал студентом одного из лучших учебных заведений России – Казанского университета. Из-за бюрократизма царских чиновников юноша долго не получал положенной ему стипендии. Наряду с трудностями учебы ему пришлось испытать нужду и голод. «В настоящее время поставлен в безвыходное положение относительно своего существования», – жаловался в письмах из Казани юный студент-медик.
Упорная учеба при постоянном недоедании привела к тому, что на следующий год Карабаев серьезно заболел и не мог держать переводных экзаменов. Ученый совет университета, учитывая старательное отношение Карабаева к учению, разрешил ему в виде исключения остаться в числе студентов и даже сохранил стипендию. Юноша из казахских степей оправдал доверие профессоров. Едва оправившись от болезни, он успешно сдал экзамены за второй курс, а затем сдал все экзамены.
Трудней учения были для Карабаева материальные лишения. Царская администрация старалась урезать и без того мизерную стипендию, переложить расходы на обучение студентов-казахов (их было четверо по всей стране) на их родственников, одноаульцев. Однако николаевский уездный начальник, которому было поручено обследовать материальное положение родственников Карабаева, был вынужден констатировать: «Родители студента Мухамеджана Карабаева настолько бедны, что помощи от них этому студенту ожидать нет ни малейшей возможности».
На замечание уездного начальника, что Карабаеву из-за отсутствия средств к существованию придется на последнем курсе оставить учение, тургайский военный губернатор откликнулся в духе истинных царских чиновников, написав на рапорте резолюцию: «Невелика беда».
По-иному смотрел на свое учение Карабаев. Сохранились письма, в которых он писал, что «стремится явиться вполне подготовленным для службы и оплаты родному краю», что готов «вполне добросовестно выступить на поприще врачебной деятельности, отдающей на мою ответственность здоровье и жизнь людей».
Карабаеву очень хотелось добросовестным трудом оплатить своему народу, стипендиатом которого он себя считает, за данную ему возможность получить образование в университете, поэтому он обращается с просьбой о предоставлении места врача к губернатору Тургайской области.
После окончания университета Мухамеджан Карабаев возвращается на родину. Его назначают врачом «поселения» Кустанай, население которого превышало двадцать тысяч человек. В ведении молодого врача была лечебница на четыре койки. Кроме самого Карабаева в ней работали санитарка, она же повариха, и сторож-истопник. А обслуживала лечебница не только поселок Кустанай, но и весь Николаевский уезд.
Тяжелые условия труда и быта казахского населения приводили к массовым заболеваниям, распространению эпидемий таких страшных болезней, как оспа, холера, тиф. Молодой врач отдает много сил предупредительным мерам против возникновения эпидемий, борется с эпидемиями, начинает лечить чесотку.
Вскоре освободилось место уездного врача, и с июня 1888 года М. Карабаев занимает эту должность.
М. Карабаев стал очень популярен среди населения уезда. С каждым годом увеличивался наплыв больных в Кустанайскую лечебницу. Даже те, которые раньше «лечились» у знахарей, шли к «настоящему лекарю». Карабаев начал хлопотать о создании в Кустанае больницы хотя бы на десять-двадцать коек. Но царские власти отказались отпустить средства на расширение лечебницы.
В 1894 году Карабаева назначили иргизским уездным врачом. В то время территория уезда составляла 127300 квадратных верст с населением в 78 тысяч человек зимой и около ста тысяч летом, когда сюда прикочевывали казахи соседних уездов. И так же, как в Кустанае, у Карабаева была одна лечебница на четыре койки и ни одного врача-помощника. Ему приходилось работать днем и ночью, в праздники и дни отдыха. В одном из сохранившихся его отчетов читаем: «Больные киргизы из ближайших волостей приезжают сюда за помощью сами, в дальних помощь подается при поездке (туда) по делам службы, или совершались туда специальные поездки для подачи врачебной помощи заболевшим».
Шли годы. Рос авторитет Карабаева как врача-универсала. Ему приходилось делать срочные хирургические операции, принимать роды и выезжать на погашение очагов эпидемий. Тысячи людей были обязаны Карабаеву своим здоровьем, а многих он вырвал из когтей смерти.
Отсутствие врачей заставляло администрацию Тургайской области перебрасывать Карабаева из одного уезда в другой. Врач никогда не отказывался, ибо считал своим долгом помогать населению особенно «неблагополучных» в смысле постановки лечебного дела участков. Сохранился рапорт иргизского уездного начальника тургайскому военному губернатору, где характеризуется деятельность первого казахского врача:
«Временно командированный в Иргизский уезд врач Карабаев, по прежней службе в Иргизском уезде, знаком с особенными условиями уезда и нуждами населения, знает местный язык, способен совершать объезды участков верхом, что в Иргизском уезде, вследствие отсутствия сообщений, имеет существенное значение. Пользуется среди населения особым доверием и уважением; ко мне как со стороны киргиз, так и от горожан поступают обращения о возбуждении ходатайства о назначении его сюда на службу».
С мая 1899 года в Тургайской области была введена земская медицина, вся территория разделена на 12 врачебных участков. Уже через год здесь трудилось 15 врачей: 7 участковых, один городской, два вольнопрактикующих, четыре врача военного ведомства и один врачебный инспектор области, а также – двадцать три фельдшера. Один врач обслуживал в среднем 92850 человек, проживавших на территории в 644417 квадратных верст.
Накануне первой мировой войны М. Карабаев, двигаемый патриотическими чувствами, едет в Якутскую область лечить прокаженных.
О его доблести там подробно рассказано в академическом выпуске «Известий Сибирского отделения наук СССР» за 1983 год.
Социальные болезни бедноты, составляющей абсолютную массу населения, вызывались условиями ее жизни: постоянное недоедание и частые голодные годы, когда в пищу шли кора деревьев, корни и стебли отнюдь несъедобных растений, мясо зараженных животных и рыбы, часто в виде строганины; жизнь в течение всей зимы вместе со скотом с отоплением «по-черному», когда круглосуточно люди дышали испарениями от стойлового содержания коров и дымом в темных, без окон, и промерзающих помещениях; тяжелая работа, львиная доля результатов которой шла на обеспечение семей якутских тойонов, князцов у малых народностей (заготовка продуктов, корма для скота, который содержался в хотонах бедноты, и дров, пушнины, за бесценок скупаемой богачами), причем в трудных климатических условиях, когда неоднократно приходилось мерзнуть, насквозь промокать, летом терпеть нашествия комаров и гнуса при отсутствии мало-мальски сносной одежды и обуви.
Отчитываясь за первый год работы в Колымском врачебном участке, Карабаев приводил цифры: «Колымский выселок прокаженных. Число кроватей – 20, оставалось к 1 января отчетного года – 18 (чел.), прибыло в отчетном году – 3, умерло в отчетном году – 3, осталось к 1 января следующего года – 18, из них женщин – 11».
Один из документов проливает свет не только на заботы врача, но и на его взаимоотношения с местной полицейской властью и господствующей верхушкой: «3 апреля 1914 г. Доношу Врачебному отделению, что грипп как вспыхнул быстро, так и быстро утих к 25 марта, равно и по всему округу. Умирали от него старые, давно страдающие бронхитами, сифилисом и туберкулезом легких. Ко всему этому много способствовали антигигиенические условия их жизни, а именно: холод, сырость и грязь в зимних помещениях. Город стоит (в тексте – «сидит». – Авт.) на низком месте, на улицах и кругом его постоянно стоячая вода, которая все лето гниет, почва унавожена, навоз и мусор не убираются и не сжигаются, пожалуй, с самого основания города. Об очистке и сжигании писалось много городскому старосте, в конце концов обратился я к исправнику в прошлом году о принятии мер, он на это – ноль внимания. На этой почве Сабуров сделался моим врагом, всюду при удобном случае старался мне мстить, почему и в Якутске обо мне как г. губернатору, так и своим собутыльникам старался наговорить разного рода пасквили. Да, пожалуй, я не только Сабурову, но и многим другим, немало таких элементов, (мешаю), так как я в их разных эксцессах никакого участия не принимаю. Колымский участковый врач М. Карабаев».
О самоотверженности врача, его преданности делу говорит хотя бы такой факт: с осени 1913 г. он стал слепнуть на один глаз, временами испытывал сильное головокружение. Это связывалось с влиянием постоянного света во время поездки к побережью Ледовитого океана в Нижнеколымск. Когда же Карабаеву предложили дать отпуск, чтобы он, добравшись к Охотскому морю, поехал пароходом во Владивосток полечиться (в Якутске окулиста не было), он отказался «по служебным обстоятельствам», отметив при этом: «Хотя зрение беспокоит, но успокаивает меня отсутствие в нем (глазе. – Авт.) боли». Летом 1916 г. свой отъезд из Якутии М.К. Карабаев мотивировал как семейными обстоятельствами, так и дальнейшим ухудшением зрения.
Деятельность Мухамеджана Карабаева в Якутии была частью его благородной подвижнической жизни.
Накануне первой мировой войны М. Карабаев, движимый патриотическими чувствами, добровольно едет в Якутскую область лечить прокаженных.
Пять лет работал в Якутском и Средне-Колымском лепрозориях казахский врач. А в кустанайских степях ходили легенды, что родственники знаменитого врача-исцелителя получают от него письма, в которых старый врач рассказывает, что живет он там, где ужасный зимний мороз сковывает землю на круглый год и нельзя ее копнуть и летом, что люди в тех краях ездят не на лошадях и верблюдах, а на санках, в которые впряжены собаки.
Вернулся в родные места Мухамеджан Карабаев после освобождения Кустанайской степи от колчаковцев. В это время Кирревком объявил мобилизацию врачей до 35-летнего возраста. Однако мобилизация сорвалась. На территории края не было обнаружено ни одного вольнопрактикующего врача. Естественно, в Кустанайском уездном отделе здравоохранения были обрадованы, когда добровольно явившийся 60-летний врач заявил, что готов отдать все свои знания и силы делу служения советской власти и трудовому народу. М. Карабаев был направлен на борьбу с тифом.
Осенью 1921 года среди населения Кустанайского уезда вспыхнула эпидемия холеры. И Мухамеджан Карабаев, несмотря на преклонный возраст, ездит верхом по самым отдаленным аулам, лечит больных. Месяцами не получая жалования и пайка (в условиях голодного 1921 года), старый врач работал без отдыха, пока не была побеждена эпидемия.
В последующие годы М. Карабаев заведовал Семиозерной и Боровской больницами. Работать приходилось в исключительно тяжелых условиях: не было необходимого медицинского инструментария, не хватало медикаментов, даже мыла.
Но только неумолимая старость и пошатнувшееся здоровье заставили этого сильного человека, 40 лет самоотверженно трудившегося во имя здоровья и жизни людей, оставить любимое дело в 1927 году.
Персональный пенсионер, первый врач-казах Мухамеджан Карабаев умер в 1928 году, уважаемый коллегами и любимый народом, ради которого и прожил он свою долгую жизнь, полную неустанного труда и самопожертвования.
При подготовке очерка и печати использованы материалы, хранящиеся в Костанайском историко-краеведческом музее.
На снимках: потомки М. Карабаева; прошение врача Карабаева о назначении его врачом в Кустанай.
http://kostanay.info