|
| администратор
|
Пост N: 1204
Зарегистрирован: 09.04.07
|
|
Отправлено: 18.03.09 16:38. Заголовок: История Северо-Казахстанской области
На территории Казахстана человек появился около 1 млн. лет назад, о чем свидетельствуют самые древние находки орудий труда древнего палеолита. В мустьерскую эпоху человек расселяется вплоть до северных отрогов Казахского мелкосопочника и в верхнем палеолите (35 — 40 тыс. лет назад) продвигается до самых северных границ современного Казахстана. В 1940 г. в с.Петерфельд при рытье колодца на глубине 18 метров был обнаружен древесный уголь и бивни мамонта со следами обработки и каменные орудия. Эту находку сложно датировать, но, несомненно, она относится к палеолитической ледниковой эпохе. Природные условия Северо-Казахстанской области с ее ландшафтами, климатом, фауной и флорой обеспечили актив¬ное заселение края уже на рубеже плейстоцена и голоцена. Этому способствовало не только наличие соответствующей гидросети, но и меридианальное направление стока основных рек — Ишима, Тобола, Иртыша. В частности, Ишим, пересекая в меридианальном направлении две области Северного Казахстана, как бы связывает воедино различные орографические районы лесостепи и степи, создавая при этом своеобразный экологический гибрид. Древнейшее население активно использовало благоприятную для проживания широкую долину Ишима. Об этом наглядно свидетельствует археологическая карта памятников каменного века Приишимья. Стоянки, поселения и мастерские каменного века концентрируются, как правило, по определенным микрорайонам, наиболее удобным для обитания древнего человека и ведения производственной и хозяйственной деятельности. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным ее этапом было первобытное стадо — объединение для совместной защиты и нападения, охоты и собирательства. Это дородовое социальное образование отличалось аморфностью, неразвитостью общественных отношений, отсутствием общинно-домашнего хозяйства, в то же время ему была присуща некоторая упорядоченность брачных связей. Мезолит связан с новой геологической эпохой — голоценом (XII тыс. до н.э.), освоением человеком новых просторов планеты и новыми технологиями обработки камня. С изменением климатических условий, флоры и фауны меняются способы охоты. Возникает необходимость индивидуальных форм, появляется лук со стрелами. На смену отщеповой макролитической традиции обработки камня приходит микролитическая пластинчатая индустрия с вкладышевой техникой. Эпоха мезолита является одним из слабоизученных периодов в первобытной истории Казахстана. Первые мезолитические памятники были открыты в 1960-70 гг. (Х.А. Алпысбаев — в Южном Казахстане; А.Г. Медоев — в Западном Казахстане). Однако по своему характеру и содержащейся в них информации найденные комплексы неравноценны. Хорошо стратифицированные памятники обнаружены в Северном Казахстане (Виноградовка II, VII, XII; Куропаткино I; Тельмана VII, VIII a, IX a, XIV). Если в Северном Казахстане выделяются целые группы памятников мезолита (Явленский, Тельманский и Виноградовский микрорайоны), то в Центральном, Западном, Восточном и Южном Казахстане это — довольно разрозненные и без сохранившегося культурного слоя памятники. Расположение стоянок группами, мощность и степень насыщенности их культурного слоя позволяет выделить три типа поселений: долговременные базовые лагеря с остатками жилищ и разнообразными наборами орудий, кратковременные сезонные стоянки и стойбища одновременного посещения. Хозяйство мезолитических племен Тоболо-Иртышского междуречья не выходило за рамки присваивающего типа. Оно носило комплексный, сложный характер и базировалось на определенных отраслях, поставляющих населению основные продукты питания. Этому во многом способствовала экологическая ситуация расположения мезолитических памятников в двух ландшафтных зонах — степи и лесостепи — и континентальный климат, сменяющийся периодами увлажненности. Результаты изучения фаунистических остатков и орудий труда стоянок данного региона позволяют говорить о первостепенном значении охоты в хозяйстве мезолитического населения. Объектами охоты являлись лось и бык типа зубра или тура, охотничьим метательным оружием служили многочисленные вкладышевые изделия типа копий, дротиков, стрел, оснащенные микропластинками с притупленным краем. Определенную роль в жизни человека стало играть рыболовство. Меняется и социальная структура общества. Человеческие коллективы становятся относительно небольшими и, вероятно, в это время складывается большая семейная община с некими правовыми основами, регулирующими отношения между общинниками и отдельными группами населения, а также разделение охотничьих угодий между коллективами. Кроме того, внутри семейной общины распределение охотничьей добычи и предметов труда и сами семейные отношения должны были быть регламентированы. Неолит в общеисторическом понятии связан с «неолитической революцией». На территории Казахстана и всей лесостепной Евразии признаков «неолитической революции» не зафиксировано. В неолите на территории Северного Казахстана была расположена атбасарская культура. Она сформировалась на базе материальной культуры местных мезолитических племен при некотором влиянии извне. Наиболее яркие памятники периода — Виноградовка II, Тельмана I, X, стоянки у сел Явленка, Карлуга, Боголюбово. Все стоянки атбасарской культуры расположены на берегах древних русел рек Ишим и Чаглинка. К концу неолита появляются видимые изменения в технике обработки камня и хозяйственном укладе населения. На рубеже III и IV тысячелетий до нашей эры в силу климатических, вероятно, и демографических, изменений в Передней Азии и соседних с ней территорий происходит приток нового населения в степную и лесостепную зону со своим укладом и традициями. Смешение культур порождает появление так называемой «ботайской культуры», где основу общества составляла «семья, изменявшаяся от малой (нуклеарной) до нерасчлененной. Среднеарифметическая семья (10 человек) отражала условия жизни, быт и культуру древних социумов, вынужденных осваивать большие территории степей в течение годичного цикла, чтобы обеспечить жизненную стабильность. Несколько семей образовывали семейные экзогамные общины, тесно объединенные экономическими, культурными и родственными связями». По мнению многих исследователей, наличие дуальной организации не противоречит общеисторическим событиям периода становления производящего хозяйства в энеолитическую эпоху. По материалам поселения Ботай удалось установить, что впервые на планете лошадь была одомашнена в лесостепных районах Северного Казахстана. С изобретением бронзолитейного производства, развитием придомного скотоводства и пойменного земледелия в XIX-XVIII вв. до н.э., вероятно, изменяются, в какой-то степени, и общественные отношения. Новая волна миграции с юго-запада принесла с собой новое культурное образование с протогородами (Аркаим на Южном Урале) и укрепленными поселками (Петровка, Новоникольское в Северном Казахстане), где жили хранители секрета бронзолитейного производства, охраняемые воинами-колесничими. Появляются захоронения с боевыми колесницами, что отражает определенную военную иерархию, а значит изменения социальных отношений внутри общества. В родоплеменную организацию вклинивается военная организация, которая, вероятно, стала занимать главенствующее место в обществе, по крайней мере, в пору продвижения племен на территорию Казахстана и Южного Урала и стабилизации жизни на новых территориях. В Северном Казахстане раскопано довольно много памятников, относящихся к этой эпохе. Богатейшие материалы дали раскопки могильников андроновских племен — Алыпкаш и Баганаты. Интересные материалы получены при раскопках поселений Новоникольское I, Петровка II, Явленка I, могильников Бурлук, Семипалатинское, Амангельды. В течение бронзовой эпохи изменения палеоклиматических условий и «локальные» миграции населения приводили к изменению в хозяйственно-бытовой и социальной структуре андроновского общества, расширению территории их обитания. В условиях аридизации климата происходит сокращение экологических ниш, удобных для жизни древних людей, появляются крупные поселения, такие как Новоникольское I и Карлуга II (в Северном Казахстане). При расширении территории плотность населения в целом уменьшается, но оно концентрируется в определенных экологических нишах, удобных для обитания. На завершающем этапе существования андроновской культурно-исторической общности сложилась саргаринская или саргаринско-алексеевская культура на огромной территории степной и лесостепной полосы между рр. Урал и Обь. Названа по комплексу памятников в урочище Саргары на р. Жабай у г. Атбасара Акмолинской области. Датируется (IХ — VII) вв. до н.э. Разнообразие жилых построек и выделение среди них помещений многоугольной формы с жертвенными комплексами, несомненно, говорят о существовании в это врем жреческой верхушки с определенными полномочиями в сфере духовной и, возможно, общественной жизни социумов. Новые страницы истории открыли исследования последних лет на могильниках Баганаты и Байкара в районе Шал акына. Могильник Баганаты раскрывает хронологический срез, начиная с эпохи бронзы и вплоть до монгольского периода. В захоронениях обнаружены останки носителей одной из древнейших цивилизаций андроновцев, от которых ведут свое происхождение племена раннего железного века — саки и сарматы. Могильник Байкара позволил выделить в науке новый тип археологических памятников — храмовый комплекс. В IX-VII вв. до н.э. на просторы Казахстана продвигаются племена с новым экономическим укладом — кочевым скотоводством. На протяжении полутора-двух веков сосуществуют два типа хозяйства, но изменившаяся климатическая ситуация в сторону аридизации способствует завоеванию главенствующего положения подвижным скотоводством с изменившимся составом стада и, соответственно, изменению образа жизни древнего населения. Происходят изменения в общественных отношениях. Складываются предпосылки появления раннетюркских государств на территории Казахстана. На рубеже новой эры население нижнего и среднего Приишимья частично составляли угрофинские племена. Постепенно, под влиянием социально-экономических факторов, угры мигрировали в Зауралье и Поволжье. В первые века н.э. имело место нашествие гуннского племенного союза в степные районы Казахстана. Доля азиатского антропологического компонента после вторжения гуннов среди местных популяций составила ¼ часть от общей массы морфологических особенностей. В лингвистическом отношении, по мнению специалистов, гунны не только заложили основу прототюркского наречия, но и в известной мере успели его внедрить среди аборигенного населения края. Этапу предшествовала сако-усуньская культурно-историческая общность, в которой была заложена этническая и антропологическая основа физических дальних предков казахской народности. Древние индоевропейские племена Казахстана и вся совокупность их хозяйственно-культурных традиций образовали единую предковую основу и предопределили последующее направление развития местных союзов племен. На первый план в качестве естественной постоянной основы всех форм историко-культурного развития Казахстана выступила единая географическая среда. Постоянная однонаправленная трансформация предковых форм на протяжении ряда тысячелетий на территории Казахстана позволила реально сформироваться физическому ядру самостоятельной антропологической общности, а также достичь этнокультурной целостности казахского народа. Общеисторическая обстановка среднего средневековья степного пояса Евразии ознаменовалась созданием ряда этнополитических и государственных образований, в частности, в восточной, центральной и северной частях Казахстана возникли вначале Кимекский, а затем — Кыпчакский каганаты. Именно в тюркское время огромная территория Казахстана в силу своего исторического развития и географического положения на долгие века стала мостом между Востоком и Западом, а ее коренным насельникам суждено было тысячелетиями жить в самом центре миграционных путей Евразии. С этого времени обширная часть территории Великого степного пояса стала Туркестаном, т.е. страной тюрков. Средневековое население Казахстана, с тюркским этнокультурным обликом, миропредставлением, европеоидно-монголоидными чертами, можно отнести к единственно физически близкой непосредственно предшествующей предковой форме казахского народа. В целом, совокупность культурной, лингвистической и антропологической характеристик этнических образований тюркского времени Казахстана послужила естественно-исторической стартовой площадкой для непосредственного формирования и окончательного сложения казахской народности — самостоятельного этнического образования в средневековой исторической географии Евразии. Монгольское завоевание внесло значительные изменения в этническую структуру местного населения. Территория Северо-Западного, Северного и Центрального Казахстана, к западу от Иртыша, Балхаша, Аральского моря, по сведениям ан-Нувейри, вошла в улус Джучи. Под давлением монгольского нашествия часть кыпчаков переместилась в пределы Северного Казахстана и Западной Сибири. Сюда же переместились найманы и киреиты. Это изменило карту размещения этнических групп. В разное время, в Северном Казахстане расселились переместившиеся сюда, помимо найманов и киреитов (киреев), также татары, мангыты, джалаиры, барласы, баарины и другие этнические группы. Наш край является неотъемлемой частью обширного исторического процесса складывания казахской народности. Консолидационные процессы, четко обозначавшиеся в степи уже в 10-12 вв., получили стимул для дальнейшего продвижения лишь спустя столетие, в процессе преодоления негативных последствий монгольского завоевания. Длительное вхождение населения в систему отдельных государств в 14-15 вв., как и прежде в монгольские улусы, определило образование на территории Казахстана нескольких узлов этнической консолидации в виде трех жузов. Племена каждого из казахских жузов были связаны общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию. Средний жуз, в частности, занимал районы Центрального, Северного и Северо-Восточного Казахстана; в его составе проживали кыпчаки, аргыны, найманы, конграты, киреиты, карлукские роды и др. Основное содержание этнической истории Казахстана послемонгольского времени заключается в завершении формирования казахской народности, вычленении состава племен казахских жузов, продвижении племен и родов, дополнивших древние этнические ядра, на их позднейшие территории, зафиксированные источниками 17-19 вв. Государственное объединение во второй половине 15-16 вв. основных этнических групп казахской народности и этнической территории ускорило процесс завершения ее консолидации. Казахское ханство имело прочную этническую основу — сложившуюся казахскую народность. Впервые после монгольского завоевания были объединены в одно государство почти все тюркские роды и племена Восточного Дешт-и Кыпчака, Туркестана и Жетысу. Сложившаяся народность со второй половины 15 в. известна среди соседей и в письменных источниках, отражавших современные тому периоду события, под именем «казахи». Упрочению государства способствовала деятельность ханов Джанибека и Керея, Касыма, Есима и Тауекеля, Тауке и Абылая. В этом благородном деле они опирались на помощь известных биев (Толе, Айтеке, Казыбек), жырау (Бухар, Кожаберген и др.), батыров (Карасай, Агынтай, Баян, Олжабай, Богенбай, Раимбек и др.). Основным занятием населения жузов было кочевое скотоводство — своеобразный хозяйственно-культурный тип (ХКТ), сложившийся еще в древности в степях Евразии. Становление и развитие казахской государственности имело важнейшее значение для консолидации казахской народности, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития, особенно на этапе 15-17 вв. … Начало 18 века выдающийся казахский ученый, уроженец Северного Казахстана Шокан Уалиханов назвал ужасным временем в жизни казахского народа, а 1723-й год — годом великого бедствия. Вторжения джунгар в Казахстан сопровождались гибелью людей, скота, уничтожением зимовок, массовой откочевкой населения на север и запад. Оказавшись в сложной внешнеполитической обстановке, правители казахских ханств видели выход в принятии подданства и протекции Российского государства. Ближайшими последствиями этих политических шагов стало активное вмешательство России в отношения между Джунгарией и Казахстаном с целью защиты ново-подданных. 2 мая 1742 г. Сенат принял указ о мерах по защите казахского населения Среднего жуза и обороне крепостей от джунгар. 26 марта 1752 г. последовал указ о постройке новой линии укреплений «к лучшему защищению сибирской стороны». Начинается строительство Новоишимской (Горькой — по цепи горько-соленых озер) линии, которая кратчайшим маршрутом должна была соединить крепости Омск и Звериноголовскую. Центральным укреплением линии становилась заложенная в июле 1752 г. на правом берегу Ишима крепость св. Петра. К 1755 г. основные работы на линии были завершены. Позднее крепость получила статус города Петропавловск. С историей нашего края связано имя одного из наиболее авторитетных государственных деятелей Центральной Азии 18 века, хана Абылая. Абылай принадлежит к старшей ветви потомков хана Жанибека, основателя Казахского ханства. Вместе с ханом Среднего жуза Абулмамбетом султан Абылай принимал в 1740 году российское подданство и постоянно поддерживал связи с российскими властями Петербурга, Оренбурга, Омска, цинским двором. Абылай хан известен как дальновидный и мудрый политик, обладавший выдающимися дипломатическими способностями и талантом государственного деятеля. Благодаря стратегической гибкости и маневренности его внешней политики, такту государственного деятеля, ему удавалось сохранить целостность казахской государственности. Период его правления в роли хана всех трех казахских жузов (1771-1781 гг.) был ознаменован стабилизацией политической обстановки, ростом престижа Казахстана, расширением экономических и культурных связей с народами Евразии. Усадьба хана Абылая располагалась вблизи оз. Боровое; в ее строительстве, по просьбе Абылая, участвовали местные крестьяне. Казахское население перенимало у переселенцев навыки сенокошения, землепашества, рыболовства, ветеринарии и т.п. При сооружении крепости св. Петра Абылай выставил непременное условие — открыть здесь торг для казахов с Россией. Благодаря инициативе хана Абылая, Петропавловск за столетие вырос как крупный пункт меновой и транзитной торговли. В крепости св. Петра намечалась коронация Абылая на ханство. Сюда были доставлены императорские дары хану в виде соболиной шубы, шапки и сабли. Под разными благовидными предлогами Абылай отказался приехать в Петропавловскую крепость для подтверждения легитимности своей власти, опасаясь осложнений отношений России и Казахстана с Китаем. Позднее эти дары были вручены хану без пышных торжеств в его ставке. Со временем, задуманное изначально как военно-оборонительное, Петропавловское укрепление стало политическим, торгово-экономическим и административным центром края. Постепенно здесь, теснясь к реке, вырастали улицы. К концу 18 века в подгорной части было 172 дома и 914 жителей, гостиный двор с 44 купеческими лавками. Вблизи крепости, на горе, сооружен посольский дом, где командование крепости принимало казахских султанов. Интенсивное строительство города на горе началось с 50-х годов 19 века. Своеобразие городской застройки отражено в памятниках зодчества. Таковыми являются каменное здание на горе («Дом Абылая»), Касимовская мечеть в Подгорье, усадьбы купцов Зенкова, Смолина и др., а также деревянные и кирпичные постройки конца 19 — начала 20 века. Типичными постройками эпохи являются здание, в котором ныне расположен музей изобразительных искусств (бывший дом купца Юзефовича), дом купца Янгуразова («Дом невесты») с прилегающей к нему мечетью (действующая ныне мечеть по ул. Жамбыла, отстроена на месте прежней), мельница Муратова, универсальный магазин братьев Овсянниковых и А.Ганшина (ныне — комплекс зданий «Казпочты» по ул. Пушкина) и др. Подгорный собор или Покровский (с 1954 г. — собор святых Петра и Павла) открывает панораму со стороны западного въезда в город. Его постройка была закончена в 1844 г. При храмовых зданиях (мечети, церкви) в прошлом функционировали учебные заведения: мектебы, медресе, церковно-приходские школы, женская прогимназия, приходские женские училища и т.д. К началу 20 века в городе Петропавловске действовали филиалы Русско-торгового промышленного, Сибирского торгового, Общественного, Государственного банков, больница, частная типография, книжный магазин Блюменталя, театр, реальное училище. Социальные объекты строились благодаря благородным традициям меценатства и милосердия местного купечества. Город Петропавловск рос и развивался благодаря транзитным торгово-обменным операциям. Особенно возросли обороты Петропавловской таможни в первой половине 19 века, когда благодаря ее деятельности наладилась транзитная караванная торговля с Монголией, Китаем, Ташкентом, Кокандом, Хивой. На рубеже 19 и 20 веков в городе и окрестностях регулярно проводились базары и ярмарки: Петровская — с 25 июня и Андреевская — с 20 ноября, Игнатьевская — с 18 декабря (длительностью до 30 дней), Таинчикульская. Действовали гостиничный и меновой двор для торговли исключительно продуктами животноводства. Развитию экономической инфраструктуры в крае способствовало открытие в 1894 году станции Петропавловск Транссибирской железной дороги, что значительно расширило возможности товарооборота края. Город стал средоточием стационарной торговли фабрично-заводскими товарами для местного населения. Значительная часть продуктов животноводства (в частности, сливочного масла, кож, кишок, бараньего сала), отправлялась в Москву, Петербург, Ревель, Казань, Либаву, а также в дальнее зарубежье: в Вену, Париж, Бостон, Берлин, Гамбург. Часть товарной продукции (шкуры КРС) была востребована в США, Турции. Особенно процветали оптовая торговля и закуп скота. По трассе «Абылай жолы» («Путь Абылая») из района Борового на Петропавловскую бойню перегонялось ежегодно до миллиона голов крупного и мелкого рогатого скота со всей степи. В 1894 году через город Петропавловск начала строиться линия Сибирской железной дороги, что в последствии сделало город важным транспортным узлом, связывающим запад и восток страны. Развитие железнодорожного транспорта наложило свой отпечаток и на ускорение социальных процессов. В городе стали формироваться первые марксистские кружки, сыгравшие ключевую роль в период революции. События Октябрьского переворота 1917 года в России оказали влияние на ситуацию в Северном Казахстане. 8 ноября 1917 г. Петропавловский Совет распускает Петропавловский коалиционный комитет Временного правительства. Создается Временный революционный комитет. К нему переходит вся власть в городе и уезде. Весной 1918 года край оказался охвачен огнем гражданского противостояния. С осени 1918 года в области развивается партизанское движение. Боевые действия Красной Армии по освобождению Северного Казахстана вошли в историю гражданской войны под названием Петропавловской операции. Она проходила с 20 августа по 3 ноября 1919 года под командованием М.Н.Тухачевского. Политика «военного коммунизма» проводимая большевиками в годы гражданской войны приводит к крестьянским восстаниям, голоду и разрухе. С внедрением рыночных отношений, с 1922 года, в области отмечается рост сельскохозяйственного производства. Эффективным способом оказания помощи крестьянским хозяйствам явилось внедрение кооперации. Рост кооперативного движения в губернии в годы НЭПа заметно сказался на благосостоянии трудящихся. В 1925-26 годах объем торговли достиг 68 млн. рублей, доля кооперации в нем составила 33 млн. рублей. Стали создаваться первые объединения крестьян: коммуны, артели, ТОЗы. Так, в 3 километрах от станции Карагуга (район М.Жумабаева), на территории бывшего частного поместья Кардубаи, была создана первая в Северном Казахстане коммуна «Образец». В числе первых были созданы совхозы «Кондратовский», «Приишимский», «Шаховской». Тоталитарная система, установившаяся в стране, привела к массовым репрессиям и в Северном Казахстане. С 1930 г. началась коллективизация и так называемая «ликвидация кулачества». Из 5367 хозяйств, раскулаченных в Петропавловском округе, 1544 (29 %) оказались хозяйствами середняков и бедняков. В аулах края активно проводилась политика перевода местных жителей на оседлость. Насильственная коллективизация, искусственно созданный голод вызвали массовые откочевки, переселения населения края в соседние регионы и в города. Предпринятая индустриализация страны положительно сказалось на экономическом развитии области. Для предвоенных пятилеток характерно нарастание роли промышленности в крае. Уже в первые пятилетки удалось реконструировать ведущие предприятия края — консервный, хромовый, овчинный и механический заводы. В 1930-32 годах в Петропавловске был построен кирпичный завод. За годы первой пятилетки общая численность рабочих на предприятиях области увеличилась в 18 раз. В 1921 году началось строительство железной дороги Петропавловск-Кокчетав, в 1927 году эта линия была продлена до ст. Курорт Боровое. С февраля 1935 года в Приишимье открылись регулярные почтово-пассажирские рейсы легких самолетов типа «АН». Культурная революция, проводимая советским государством, ознаменовалась репрессиями в отношении национальной интеллигенции, сужению значимости традиционной культуры и внедрением пролетарской культуры большевиков, с соответствующими для нее идеалами и ценностями. В крае началось укрепление основ советской культурной действительности. С 10 октября 1929 года началась регулярная трансляция местных передач Петропавловского радиоузла. С 1920 года возобновил свою работу местный театр драмы. Действовал кинотеатр. В 20-30-е годы в области трудились известные поэты и писатели М.Жумабаев, И.П.Шухов, С.Муканов, Г.Мусрепов, С.Марков, В.Иванов, Г.Тверитин, М.Даулетбаев, Ж.Сыздыков и другие. В 1937 году был открыт Петропавловский учительский институт. В 30-е годы в области функционировали техникумы: мясо-промышленный, железнодорожный, землеустроительный, планово-экономический, ветеринарный, строительный, кооперативный, сельскохозяйственный, лесной и 4 педагогических. В 30-е годы на территории области было построено 30 больниц. В 1932 году в Петропавловске открыт Казахский краевой институт физических методов лечения. Одним из руководителей института был П.А.Нефедов — невропатолог, организатор народного здравоохранения области. Сталинские репрессии 30-40-х годов коснулись и Северного Казахстана. За это время тысячи северо-казахстанцев были репрессированы (в их числе М.Жумабаев, Ж.Тлуелин, А. Рамазанов, М.Аммосов и другие видные деятели). В начале Великой Отечественной войны в область было эвакуировано оборудование 20 промышленных предприятий. В первые дни войны в Петропавловске была сформирована 314-я стрелковая дивизия. Североказахстанцы проводили на фронт около 120 тысяч человек, в трудовую армию — 55 тысяч, из них более 45 тысяч погибли в боях. За годы Великой Отечественной войны 53 североказахстанца удостоены звания Героя Советского Союза, 11 стали полными кавалерами ордена боевой Славы. В Петропавловске был создан военно-промышленный комплекс, построена ТЭЦ-1. Руководство бывшего Союза в 1954 году приняло решение устранить трудности послевоенного восстановления сельского хозяйства за счет освоения целинных и залежных земель. Первый отряд целинников прибыл в Северо-Казахстанскую область 1 марта 1954 года из г.Алма-Аты, второй эшелон — из Москвы. За годы целины было организовано 19 новых совхозов. В 50-60 годы в крае произошли существенные сдвиги в производстве продукции машиностроения и товаров народного потребления. Выпуск мирной продукции возрос в десятки раз: кондитерских изделий по сравнению с 1955 годом — на 90 %, масла животного — на 64 %, мыла — в 4 раза, обуви кожаной — на 23 %. В 1959 году был создан трест газового хозяйства. Началась газификация квартир в областном центре и в сельской местности. Несмотря на некоторый рост жилищного строительства, в Петропавловске на горожанина приходилось всего 3,2 кв. м. жилой площади. Начала возвращать затраты «целина». К 1957 году новые совхозы окупили расходы на их организацию и дали 26 млн. рублей прибыли. Область выдвинулась в число крупных производителей зерна в Казахстане. В 70-80-е годы произошел рост промышленного производства, транспорта, строительной отрасли. В области насчитывалось 92 промышленных предприятия, из которых 14 — союзного подчинения и 38 — республиканского. Продукция машиностроения считалась главенствующей. Ее удельный вес в общем объеме промышленного производства области составлял 46 %. Второе место принадлежало пищевой отрасли — 34,8 %. Остальные объемы приходились на легкую промышленность, энергетику и др. отрасли. Население области составляют представители около ста национальностей. Первые переселенцы: русские крестьяне, казаки появились в Северном Казахстане после возведения Горькой линии, т.е. со второй половины 50-х годов 18 века. Приишимье заселяли потомки осевших в пределах южных округов Тобольской губернии крестьян. В числе первых переселенческих сел — Соколовка, Вагулино, Красный Яр. После проведения реформ второй половины 19 века процесс переселения крестьян из центральных районов России, северных губерний Украины, приобрел новый импульс. Особенно широкий размах переселенчества в Казахстан наблюдался в годы столыпинской аграрной реформы в начале ХХ века. Царское правительство регулировало и поощряло переселение русских, украинских и белорусских крестьян, предоставляя им ссуды на строительство и льготы. Заселение татарами Северного Казахстана связано с общеисторическими событиями XIII-XVI вв. В 17 веке в Казахскую степь среднеазиатские правители засылали татарских мулл для распространения ислама. Строительство Петропавловска и развитие местной торговли привело к переселению в Северный Казахстан купцов и крестьян из числа татар (казанских, тюменских, касимовских). Возникли татарские поселения в границах нынешних М.Жумабаева, Мамлютского, Кызылжарского районов. Многочисленная татарская диаспора обосновалась в городе Петропавловске. Предки нынешних немцев появились на Севере Казахстана еще в 18 веке. В 1908 году недалеко от Петропавловска основан первый немецкий поселок Петерфельд. В 1941 году, после нападения гитлеровской Германии на СССР, немцы, жившие в России, в автономной республике немцев Поволжья, были насильственно переселены в Казахстан, в том числе в Северо-Казахстанскую область. Поляки на территории Северного Казахстана появились в числе ссыльных в первые десятилетия строительства Горькой линии. Последующее переселение поляков связано с коллективизацией и депортацией. Именно с поляков депортированных из Западной Украины начался процесс депортации народов. В 1936 году в Казахстан была выслана большая партия спецпереселенцев — поляков из Житомирской и Хмельницкой областей Украины, а весной 1940 года — из Польши. Депортации в Казахстан также подверглись корейцы, крымские татары, греки, чеченцы и ингуши, балкарцы, другие народности, потомки которых ныне составляют многонациональное население края. Следующий этап миграции представителей народов Союза был связан с освоением целины во второй половине 50-х годов ХХ века. В настоящее время многонациональный состав области сохраняется. Реализация национальной политики государства проводится в рамках таких организаций как областная Ассамблея народов Казахстана и Национально-культурные центры народов. В распоряжении верующих в городах, аулах и селах церкви, мечети, костелы, соборы. Отличительные черты североказахстанцев: их глубокое согласие, единение, духовная близость. Высокий патриотизм народа ярко проявился в годы Великой Отечественной войны, целины. Это благородное чувство руководит североказахстанцами и ныне. Местное население достойно восприняло переход экономики и всего общественного строя на рыночные отношения, возрождение института частной собственности, многоукладность хозяйства, всемерное развитие демократических основ в жизни общества. Официальный сайт Северо-Казахстанской области www.sko.kz
|