Абат Байтак: заговоренные камни
Туристический маршрут Актобе – Кобда – Жиренкопа весьма интересен и привлекателен, поскольку проходит по району с богатой древней историей. Вы можете побывать на средневековом некрополе и восхититься прекрасными творениями зодчества XIV–XV веков, пройтись по земле, которую воспевали в эпосах акыны, поклониться могиле Кобланды-батыра, увидеть его прославленный кайрак-тас – каменную глыбу, о которую он точил свой меч перед очередным сражением и, наконец, посетить аул Булак, где родилась Герой Советского Союза Алия Молдагулова.
Удобен маршрут и тем, что все эти объекты находятся близ международной трассы. Этим объясняется большое стремление акима Кобдинского района Любови Исмагамбетовой развивать туризм. Как говорит Любовь Кабылгужиевна, сегодня уже прорабатываются предложения о музеефикации некрополя Абат Байтак, с тем, чтобы создать на этом месте соответствующую инфраструктуру для удобства туристов. И это вполне реально. Пример тому – возведенный не так давно по инициативе акима области Елеусина Сагиндикова уникальный мемориальный комплекс на берегу Большой Кобды в поселке Жиренкопа на месте захоронения легендарного батыра Кобланды, и возрождение родного аула Алии, который тоже превращается в музей под открытым небом.
Уже сегодня энтузиасты из числа коренных жителей готовы провести вас на некрополь и по другим историческим местам. Буквально влюблен в свою малую родину здешний крае-вед, аксакал Галымжан Байдербес. Правда, сегодня он проживает в Актобе, но долгие годы жил и работал в селении имени Алии, создал там краеведческий музей, собирая по крупицам материалы о славной дочери казахского народа. И по сей день Галымжан Байдербес считает своим долгом знакомить с историей своего края подрастающее поколение. Возглавляемое им общественное объединение «Қос Шынар» уже второй год осуществляет такую миссию – реализует госзаказ по патриотическому воспитанию молодежи. Аксакал возит детей из малообеспеченных семей и детских домов по заповедным местам. – В прошлом году, – говорит Галымжан-ага, – в родном ауле Алии, на мемориальном комплексе Кобланды-батыра, некрополе Абат Байтак побывало более 200 ребят. Видели бы, как они восхищались великолепием древнего памятника. Питомцы Алгинского детского дома, когда я их повез на комплекс Кобланды, были поражены увиденным. Сказали, что будто в сказке побывали.
Впрочем, и сам аксакал когда-то не менее был поражен великолепием этого архитектурного памятника.
Это случилось в 1979 году. Заболела четырехлетняя дочь. И куда только ни возил он ее на лечение. От частых инъекций у девочки началось обострение – она не могла говорить. Аксакалы аула посоветовали ему повезти ее к святому месту – на Абат Байтак, зарезать там барашка и дать ас.
– О мавзолее я тогда услышал впервые,– рассказывает Галымжан-ага. – Запротестовал сначала: что вы, какой Абат Байтак, какой ас! Я же коммунист! Ведь тогда на это был большой запрет.
Но страх за жизнь дочери оказался все же сильнее коммунистических воззрений. Рано утром, тайком, на арбе, вместе с женой Фаризой и больной дочерью, они выехали из поселка на святое место.
– Вы знаете, у меня просто перехватило дух, когда увидел этот мавзолей, – вспоминает аксакал. – От него как будто исходила какая-то магическая сила. Верьте или не верьте, но после этого дочь пошла на поправку. Сейчас она у меня вон какая вымахала!
Лишь тогда Галымжан-ага узнал, что, несмотря на запреты в те времена, местные аксакалы все равно бывали тайком на древних погребениях, читали регулярно молитву, поклонялись предкам своего рода.
О магической силе древнего памятника, о здешних захоронениях не перестают говорить в окрестных селах и поныне. Особый интерес к ним и у историков, этнографов, археологов. Для специалистов Абат Байтак – ключ к разгадкам тайн степной Евразии, а для туристов – связующая нить с эпохой средневековья. И это, действительно, так. Здешние места до сих пор таят в себе много неизведанного. Древние курганы-могильники, культовые памятники, кулпытасы – их сотни, и каждый – богатая летопись истории и культуры. Но особо поражает воображение единственный, сохранившийся на территории Западного Казахстана, памятник зодчества XIV–XV веков – Абат Байтак.
В районном историко-краеведческом музее о нем собран огромный материал. – Двери нашего музея открыты для всех, – говорит старший сотрудник Камилла Корпешева. – Кто бы ни приезжал в район, обязательно заглядывают сюда, чтобы ознакомиться с экспонатами.
Слева от входа внимание любого посетителя сразу привлекает макет мавзолея Абат Байтак. «Как? У вас в районе есть памятник такой древности?» – удивляются многие и тут же просят провезти их к нему.
Кобдинский район богат памятниками старины. Недавно музей пополнился еще двумя ценными экспонатами – кувшинами эпохи бронзы. Обнаружены они были в урочище Бегалы в местечке Кызыл-жар. Археологи предполагают, что там находится погребение людей из богатого сословия той эпохи. В этом месте некая организация грузила в машины экскаватором строительный песок. А тут – находка! Работы сразу же были приостановлены. О том, что были потревожены бегалинские древние курганы, сообщили в музей учащиеся местной школы. Теперь кувшины эпохи бронзы выставлены на самом видном месте. Археологи намерены произвести в урочище Бегалы дополнительные раскопки. И не только там, но и в районе курганов близ Абат Байтака.
Заслуженный работник культуры Еркин Курманбеков к воссозданию и сохранению памятника древнего зодчества – Абат Байтака – имеет, можно сказать, прямое отношение. Ведь долгое время в постсоветский период мавзолей был заброшен, о нем и не вспоминали. Специалисты посчитали безвозвратно его утерянным, а кто-то и вовсе не относил к ценным историческим памятникам, отмахиваясь: зачем, мол, нам культовое могильное сооружение. Так вот, будучи руководителем областного управления культуры, Еркин Курманбеков одним из первых поднял вопрос о необходимости спасения Аббат Байтака и многих тогда удивил тот факт, что в области до сегодняшнего времени сохранился такой древний памятник.
– Это уникальное сооружение периода Золотой Орды, – говорит Еркин-ага. – По архитектурному стилю аналога ему нет во всем Казахстане. Подобные памятники портально-шатрового типа есть, только в Челябинской области России, в Башкортостане.
...Мавзолей виден издалека, за несколько километров, он будто подпирает небо. Неизвестный мастер-архитектор, сооружая его, предусмотрел и эту особенность. Аббат Байтак для заблудившегося путника, словно маяк в безлюдной степи. Исследователи предполагают, что в солнечную ясную погоду величавый его шатровый купол сверкал некогда яркой лазурью. Что это за лучезарный материал, каков его химический состав и как он изготовлен – ученые пытаются разгадать.
Сам мавзолей построен из жженого кирпича – местного сырца – крепкого, монолитного. Древние мастера использовали для его изготовления молоко и конский волос. По словам директора Актюбинского областного центра истории, этнографии и археологии, кандидата исторических наук Армана Бисембаева, возможно, в этой местности было когда-то огромное поселение, поскольку обломки подобного жженного кирпича найдены во время раскопок и южнее от Абат Байтака, где расположена целая цепочка курганов. По древней традиции так возводилась сагана – построенные прямоугольные оградки из того же жженого кирпича, которые затем засыпались землей в виде погребального холма. Проступающий из-под насыпей кирпич того же самого размера, что и на Абат Байтаке. Причем часто на них имеются следы пальцевых давлений. – Это своеобразный фирменный знак золотоординских архитекторов, – утверждает Арман. – Мало того, на сырцовых саманных кирпичах тоже были обнаружены какие-то знаки. Скорее всего, мастер расписывался так.
Гипотеза ученых о том, что здесь, возможно, было поселение, основывается и на результатах археологических раскопок: в 2006 году на берегу речки Кобда на срезе были найдены помимо жженных кирпичей также остатки выхода золы, костные человеческие останки. С севера от Абай Байтака обнаружены курганы скифо-сакской эпохи. А чуть дальше прослеживается цепочка средневековых захоронений. Исходя из этого, исследователи приходят к выводу, что Абат Байтак является лишь частью огромного комплекса историко-культурных проявлений, связанных с формированием в Западном Казахстане древних мусульманских традиций, и мавзолей, по сути, и есть их самое прекрасное воплощение. Что характерно, он окружен большим количеством захоронений более позднего периода – XVIII – начала XX веков, с хорошо сохранившимися стелами высочайшего камнерезного искусства. Словом, это огромный музей под открытым небом и, оказываясь здесь, ты будто прикасаешься к великим тайнам далекого прошлого.
Как полагают ученые, высота мавзолея достигала когда-то 16 метров, основа у него четырехгранная: 8 х 8, что характерно для стиля средневековья. Кто был мастером строительства, так и осталось тайной за семью печатями. Нет никаких данных – ни письменных, ни устных.
Мы стоим у подножия мавзолея и, прежде чем войти внутрь, просим местного муллу прочитать молитву. Купол сооружения сразу бросается в глаза: округленный типа барабана, на нем выведены 11 граней в виде ложных окон – больше для изящества. Если смотреть издалека, они выглядят как орнамент и создают красоту архитектуры. Выше барабана идет купольная часть, похожая на шатер. Поэтому мавзолей относят к шатровому виду. Передняя его часть очень высокая, четырехгранная и сегодня получила название «портальная». Ее восстановили при реставрационных работах в 2004–2006 годах в рамках Государственной программы «Культурное наследие». Было выделено для этого 32,5 миллиона тенге. Ученые перед этим провели большую изыскательскую работу, чтобы установить: был ли портал у памятника или нет? Для этого обратились к историческим документам.
Кстати, первое описание памятников археологии района было связано с исследованиями российских ученых территории Оренбуржья и прилегающих регионов Западного Казахстана в середине XVIII века. Петр Рычков дал тогда подробную характеристику природно-географических условий региона. Созданная во второй половине XIX века Оренбургская ученая архивная комиссия объединила в своих рядах представителей передовой мысли того времени и много сделала для изучения памятников края. Результаты работ энтузиастов и краеведов публиковались в специальном издании «Трудах Оренбургской ученой архивной комиссии». В 1910 году французский исследователь Иосиф Кастанье провел самостоятельные раскопки на территории Западного Казахстана и опубликовал обобщающую работу «Древности Киргизской степи и Оренбургского края», в которую вошли многие древние памятники культуры. Он один из первых собрал материалы по знаменитому мавзолею Абат Байтак, сделал даже некоторые графические рисунки. В советский период исследования в регионе начались в 20-е годы, но тогда они носили эпизодический характер.
Коренное изменение ситуации произойдет в 70-х, когда был сформирован Западно-Казахстанский отряд в составе археологической экспедиции Института истории, археологии и этнографии Академии наук КазССР, проводивший исследования совместно с сотрудниками Актюбинского областного историко-краеведческого музея. Позднее Аббат Байтак, можно сказать, был открыт заново. Дополнительным аргументом того, что сооружение относится к XIV–XV векам, послужило и предание о том, что мавзолей построен над могилой Абата – сына известного философа Асана Кайгы. Как гласит легенда, Абат трагически погиб здесь, в урочище Бескопа, когда по поручению отца искал привольные места для перекочевки. Он был сброшен верблюдицей – желмая и разбился. И мавзолей в кратчайшие сроки построен всем населением степи. Отсюда и вторая часть названия – байтак, что означает широкий.
Основной вариант предания, как пишут исследователи, рассказан жителем поселка Талдысай Кобдинского района Шайким-аксакалом в 1980 году.
В основной погребальной камере мавзолея были обнаружены пять надмогильных сооружений типа сагана. Как пишет актюбинский ученый, кандидат исторических наук Рахым Бекназаров, «в центральной могиле был прослежен неполный скелет человека зрелого возраста. На дне ямы среди древесного тлена расчищены железные детали (пластины, скобы, уголки) от крепления гроба. Среди этих вещей обнаружена железная булава с ребристой головкой и круглой втулкой для рукояти. Ее общая высота 9,5 сантиметра, диаметр втулки 2,6 см».
Что же это могло быть? Посох? Скипетр? Жезл? Ясно только, что предмет из центральной могилы мавзолея положен не случайно и является одним из символов власти, почета погребенного, сделал вывод ученый.
Того же мнения придерживается и Еркин Курманбеков, полагаясь на данные исследований. «Здесь похоронен видный человек, – говорит он, стоя у могильного холма и окидывая взором внутреннее убранство мавзолея. – Такого масштаба сооружение строилось только представителями ханского сословия, выходцами из рода торе. И то, что он, по устным преданиям, был воздвигнут над могилой Абата – нельзя исключить».
Еркин-ага вспомнил и отдельные отрывки из легенды о том, что род Абата кочевал по территории Западного Казахстана вдоль рек – Едиля, Жиренкопы, Сырдарьи до Каспия. «Есть эпос под названием «Қрымнын қырық батыры», – рассказывает он. – Так вот в нем говорится, что Абат-батыр – выдающаяся личность, оратор, бий, прославленный человек. У народа пользовался большим уважением. И не было ему равных по мудрости, богатству среди 40 крымских батыров. Кстати, часть этого эпоса сегодня хранится в Академии наук Казахстана».
Интерпретируя слово «байтак», Еркин Курманбеков связал его с местонахождением здесь в давние времена большого поселения. «На этом месте за два года до образования Золотой Орды был город, – говорит он. – Здесь проходил караванный путь. Сами посудите, если в этих местах не было жизни, откуда могли появиться древние захоронения, более 200 с лишним кулпытасов».
По предположениям исследователей, здесь был город Байтак. Два года назад во время раскопок курганов археологи наткнулись на отдельные предметы быта, уникальные изделия, украшения. Все эти находки сегодня бережно хранятся в областном музее.
Любовь Исмагамбетова взяла в руки один из обломков жженого кирпича и приложила к уху: «Если постучать, у каждого из них – неповторимый звук. Вот послушайте». Стучу и прислушиваюсь. Действительно, звуки разные, необычные. «Очень тонкая работа! – восхищается Любовь Кабылгужиевна.– В 90-е годы как-то реставраторы попытались восстановить разрушенную часть мавзолея обычным заводским красным кирпичом, так он долго не выдержал – разрушился».
Зато позже это учли. Специалисты исследовали состав кирпича, построили в Кобде две печи для обжига, использовали местное сырье, постарались соблюсти всю технологию мастеров средневековья – после обжига выдерживали материал в течение 22 дней. На сооружение портала разрушенной купольной части ушло не менее 30 тысяч штук жженого кирпича. В октябре 2006 года мавзолей приобрел как бы свой первозданный вид, каким его, видимо, увидел впервые французский ученый Иосиф Кастанье.
Любовь Исмагамбетова обратила наше внимание и на акустику внутри мавзолея. Для ее исследования в свое время приезжал заслуженный деятель культуры РК, музыкант, ведущий телевизионной передачи «Қазақтың салт дәстүрі» Юрий Аравин. Впрочем, не только для исследования, но и чтобы снять фильм-заставку о знаменитом памятнике древности. Из Алматы вместе с ним прибыла съемочная группа. Чтобы запечатлеть звучание кобыза и домбры пригласили местных музыкантов Жетеса Жамекова и Жайлау Асылханова. Операторы работали на некрополе до позднего вечера и сняли купол мавзолея на фоне заката. Сама аура, обстановка, музыка, исполняемая на народных инструментах, внутри мавзолея вызывали впечатления незабываемые. Звуки кобыза и домбры то опускались, то взлетали ввысь под купол и очаровали всех слушателей. «Такое чувство, – говорит Любовь Исмагамбетова, – будто переносишься в седую древность и перед глазами предстают события того времени».
Недалеко от мавзолея Абат Байтак расположилось еще одно сооружение – точная его копия, но меньших размеров и построенная из сырого материала, не из жженого кирпича, а из самана. Поэтому строение под воздействием климатических условий наполовину обвалилось, разрушилось. Построено оно было чуть позже и названо в народе «Қыз-аулие». В нем во время раскопок были найдены женские украшения, девичьи костные останки. «В этом сооружении тоже есть какая-то святая сила», – говорят знающие люди. Возле него чаще всего можно увидеть женщин в жаулыках, которые, подойдя, обязательно дотрагиваются до его стен руками.
С северной стороны от памятников древней культуры сформировался большой некрополь XVIII – начала XX века со стелами-кулпытасами. Ни один камень не повторяет другой. По словам Еркина Курманбекова, единственный их автор, который известен, это Мыктыбай-тасшы. Его имя выведено на некоторых памятниках. Такие кулпытасы устанавливали не каждому смертному. Доставляли камни, по мнению исследователей, верблюжьим караваном из Мангистау. Они легко поддавались обработке и в руках мастеров превращались в настоящее произведение камнерезного искусства. В основном на кулпытасах – арабская письменность, обозначено происхождение, род покойного. Для этого выведена на камне тамга. По ней ученые определили, что здесь покоятся влиятельные люди из рода табын, шекты, кете, ожрай и других. На некоторых кулпытасах мастера использовали геометрические и растительные формы. Видимо, это зависело от фантазии камнереза.
Верхние части стел уникальны – на них изображения предметов быта. Если вырезано ружье, можно предположить, что в этой могиле покоится мужчина, который занимался охотой, если украшение, растительный орнамент – женщина. В западной части некрополя есть еще один кулпытас, который не похож на другие. Это деревянная стела, которая от удара молнии затвердела и окаменела. Ее так и называют – «окаменевшее дерево». Геометрические квадраты, растительные узоры, изображения животных, тамга и многое другое – все это четко и аккуратно выведено, не повторяя друг друга, на каждом кулпытасе. На отдельных стелах верхняя часть в форме человеческой головы, ниже – туловища.
«Они несут в себе много информации и требуют более глубокого изучения, – говорит Еркин Курманбеков. – Это богатая летопись культуры наших предков. И уже сегодня необходимо сделать все, чтобы сохранить эти памятники старины, поскольку время берет свое – часть кулпытасов уже разрушается, некоторые засыпаны землей. Они – живая память истории и необходимы нам и нашим потомкам, Ведь сюда, если завтра открыть туристический маршрут, несомненно, хлынет поток ценителей древности».
А он хлынет. Интерес к памятникам древности большой. Важно теперь наладить хорошее экскурсионное обслуживание. Вместе с акиматом Кобдинского района такую работу областной историко-краеведческий музей уже начал проводить. Его сотрудники тоже выставили у себя макет мавзолея Абат Байтак, других памятников культуры и гости, проявившие интерес к ним, посещали некрополь, другие исторические места.
Так что экскурсионный маршрут Актобе – Кобда – Жиренкопа потихоньку набирает обороты. Так, за комплексом Кобланды батыра специально закрепили научного работника, опытного экскурсовода. Жиренкопа располагается на казахстанско-российской границе, и потому сюда часто наведываются ценители памятников древней культуры из соседнего государства. Для туризма маршрут очень удобный во всех отношениях, так как помимо многих памятников древней культуры здесь много природных заповедных мест. Интересную мысль высказал о перспективе развития туризма, в частности, на некрополе Абат Байтак и директор центра археологии и этнографии Арман Бисембаев. По его мнению, сегодня лучшим вариантом было бы превратить некрополь в научно-исследовательский центр в виде комплексного музея под открытым небом. В то же время для привлечения туристов раскопать один из курганов железного века, чтобы восстановить его подземные структуры, как это сделали российские археологи в Челябинской области.
«У нас это тоже возможно, – говорит Арман.– Все зависит от проекта и средств». В управлении по охране памятников и древней архитектуры к таким проектам также проявляют интерес.
...Мы уезжали с некрополя ближе к полудню. Погода стояла солнечная, словно давая возможность нам дольше любоваться красотой и изяществом древних памятников культуры. Абат Байтак вновь поразил своим великолепием, как бы слившись своим куполом с голубизной неба.
Жубаныш БАЙГУРИНОВ
фото автора
Актюбинская область
http://www.kazpravda.kz/c/1297976174/2011-02-18